Сразу стоит отметить, что разговор в подобном тоне, как отмечает Людмила Петрановская, крайняя мера, когда учителя уходят "в несознанку" и упорно не замечают процесса, который разворачивается на их глазах, а именно: школьной травли или буллинга. Уход от проблемы может проявляться в таких фразах: "Такие дети, а что мы можем сделать, их должны дома воспитывать".
Под травлей в школе понимаются такие действия по отношению к ребенку, когда его намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют. Это все является проявлением насилия.
Травля отличается от обычных конфликтов или непопулярности ребенка в классе.
Дети могут недолюбливать друг друга по личным причинам или что-то не поделить. Такие процессы были во все времена. Травля же отличается тем, что предполагает систематическое и никем не остановленное насилие всех против одного. Ребенок может быть кем угодно и каким угодно - толстым, худым, бедным, богатым, прилежным, неаккуратным, отличником или двоечником - но при любом раскладе нельзя применять к нему насилие.
Травля - это болезнь группы, а не отдельных детей, жертвы и агрессора. Это насилие, которое возникает в дисфункциональной группе, где нет общей цели, нет права выхода и нет авторитетного лидера, который заявит, что "в нашей группе насилие недопустимо, у нас так не принято".
Самая большая ошибка, которую допускают взрослые при решение проблемы - это попытка разбирать проблемы личности. Не нужно выяснять у агрессора, почему ему не нравится жертва. Не нужно давить на жалость. Не надо взывать к совести. Жертве становится только хуже. Проблема не в личностях, это проблема группы, в которой нет авторитета, и работать надо с педагогическим коллективом и школьным классом в целом. Только авторитетный учитель, который сможет воздействовать на "свидетелей" травли - учеников, которые поддерживают агрессора, способен ввести правила и остановить травлю.
А правила очень простые:
- Играем, если всем весело.
- Не игнорируем никого.
- Не делаем вид, что человека нет.
- Не говорим оскорбительных слов, это обидно и неприятно.
Правила могут быт обозначены любыми словами, но суть у них одна: "В нашем классе так не принято. Я - руководитель и в моем коллективе насилие недопустимо".
Почему важно заручиться поддержкой "свидетелей", "массовки"? Потому что это подпитка для агрессора. Если его перестанут поддерживать, то все процессы сойдут на нет сами собой.
Дело в том, что дети из массовки поддерживают агрессора не потому, что они имеют личные счеты с жертвой. Просто они не хотят оказаться на ее месте. Если они перестанут "дружить против" этой жертвы, то сами окажутся на ее месте и займут "место у параши".
А жертва, свою очередь, ошибочно считает, что все хотят от нее избавиться, поэтому в крайних случаях мы сталкиваемся с явлениями "жертвы, доведенной до отчаяния" - попытками суицида или жестокости по отношению к сверстникам в попытках прекратить насилие над собой.
На самом деле, этот групповой процесс всегда предполагает наличие жертвы и если один кандидат по каким-то причинам покидает свое "законное место" (например, уходит в другую школу), то ее место занимает другой ребенок, не важно с какими характеристиками.
Как видно из этого описания, остановить этот процесс может только руководитель группы. Практика показывает, что как только в классе появляется такой авторитетный учитель, в течение 2 недель процесс исчезает и травля прекращается.
Если же вы на своем опыте столкнулись с явлением школьной травли своего ребенка, то вы можете помочь привлечь внимание общества к этой проблеме и рассказать о своей истории журналистке Софье Сенич.
Софья Сенич — студентка СПбГУ Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций. Она ищет героев для материала про травлю в школах (учителя, ученики, психологи) для публикации на портале «Первая линия» и в учебной газете. При желании может не указывать имена героев.
Софья вместе со мной участвовала в мартовской встрече в Людмилой Петрановской, где мы и познакомились. Она хочет привлечь внимание к теме буллинга и рассказать о том, что это проблема, а не «нормальное явление».
Так что если вы готовы поделиться своей историей, то можете связаться с Софьей напрямую в личку Вконтакте или через меня.
Желаю всем добра и смелости в отстаивании своих интересов и защите своих детей.
В следующей части расскажу о том, какие действия могут предпринять родители, чтобы помочь своему ребенку прекратить травлю, не меняя школы. Следите за обновлениями!
-
С любовью к своему Делу и заботой о Вас,
Анна Колесова
психолог-консультант, онлайн консультант
(Спб, скайп, whatsapp)