«Меланхолики печальны без причины и не могут понять, почему они плачут» Гален 130–201 н. э.
Депрессия одна из самых известных и изучаемых душевных болезней знакомая человечеству еще с древности. Первые попытки классифицировать депрессию мы находим у древних греков VII - VI век до нашей эры, ростки первого научного объяснение депрессии мы встречаем у Гиппократа в его классификации темпераментов, описание меланхолика соответствует современному определению депрессии. В Средневековье депрессию причисляли к «демоническим» проявлениям человеческой природы. Таким образом, на протяжении всей истории человечества, которую мы можем отследить, мы находим подтверждение такого феномена как депрессия. Для лечения депрессии в разные периоды человечество использовало кровопускание (как метод терапии), черемицу или «черный корень» как антидепрессант, но и Платон, и Аристотель, и Гален в лечении уделяли большое значение психическому компоненту в лечении депрессии, в частности — музыкотерапии.
Безусловно, говоря о депрессии с точки зрения психоанализа, мы должны помнить и опираться на статью Фрейда «Скорбь и меланхолия» (1915). В качестве ранней препозиции в этиологии депрессии рассматриваются такие амбивалентные чувства как «ненависть к матери», с точки зрения Д. Винникотта – это «недостаточно хорошая мать». Мать, которая не способна дать ребенку достаточно эмоциональных откликов на его потребности. В то же время порождающая много фантазий в отношении ее власти над жизнью и смертью ребенка. И никто, и ничто не способно в этом мире разубедить пациента в этом. Никто иной как мать не имеет такого влияния на ребенка.
Формирование чувства собственной никчёмности, которое неотъемлемо следует за депрессией, способствуют именно ранние детско – родительские отношения. Конечно, нельзя отрицать физиологические факты влияния на депрессию и необходимость медикаментозного вмешательства в особо тяжелых случаях, но в данной статье мне бы хотелось провести некую аналогию между такими понятиями как депрессия и выученная беспомощность. Учитывая то, что точного фактора возникновения депрессии пока, не найдено несмотря на столь длительное и разностороннее изучение. Мне бы хотелось рассмотреть феномен депрессии как некую усложненную форму «выученной беспомощности».
В 1964 году в психологической лаборатории Пенсильванского университета проводились эксперименты над собаками. Цель эксперимента – сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Негативным подкреплением был чувствительный удар электрического тока. Экспериментаторы ожидали, что у собак сформируется рефлекс страха на высокий звук и при возможности собаки будут убегать от источника сигнала. Но последствия были совершенно иными, получив возможность убежать, собаки ложились на пол и скулили несмотря на то, что удары током усиливались, то есть условия становились невыносимыми, животные становились более бездейственными. Коллеги работающие или посещающие дома малютки неоднократно делились наблюдением тишины не свойственному младенцам. Работники подтверждают, что малыши активно плачут первые несколько дней, а далее они просто замолкают. Не тот же ли эффект мы наблюдаем, что и в случае с собаками. Если вспомнить документальный фильм «Джон» режиссеры Джеймс и Джойс Робертсоны, 1969, Великобритания, мы наблюдаем в какой-то мере «выученную беспомощность», с очень серьезными последствиями, в дальнейшем ребенок страдал перепадами настроения на протяжении всего времени пока за ним велось наблюдение
. Депрессивному состоянию, как мы знаем, свойственны перепады настроения. Мартин Селигман участвовал в этих экспериментах над собаками. Он предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха, а потому, что прежние их попытки не увенчались успехом. То есть они опираются на собственный приобретённый (!) опыт, опыт «выученной беспомощности».
В 1967 году он совместно с коллегой Стивеном Майером проводит собственный эксперимент, направленный на изучение природы беспомощности. В своем эксперименте он использует три группы собак. Первая группа, нажав носом на педаль могла избавиться от удара током – у нее была возможность изменить/контролировать ситуацию. Вторая группа не имела такой возможности. Третья группа не получала ударов током вообще. Спустя некоторое время все три группы собак были перемещены в вольер с низкой перегородкой, каждая из них могла легко перепрыгнуть и убежать. Собаки из первой и третьей группы именно так и поступили, но собаки из второй группы, с приобретенным(!) негативным опытом невозможности повлиять на ситуацию, продолжали лежать на полу и выть несмотря на усиливающуюся боль.
В результате эксперимента Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не неприятные ситуации, а приобретённый(!) опыт невозможности лично воздействовать на происходящее. Выученная (приобретенная, заученная) беспомощность – это такое состояние состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет(!) такую возможность. В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.
Довольно часто мы слышим о «угрюмости» и «нелюдимости» (такие показатели также характерны при депрессии) жителей России. Смею предположить, что «выученная беспомощность», которая сопровождается на протяжении нескольких поколений и имеет историческое подтверждение, может передаваться коллективным бессознательным из поколения в поколение. А также на вербальном уровне от матери и/или от других значимых лиц в жизни ребенка. То есть «выученная беспомощность» начинает подкрепляться за долго до непосредственно самого действия на психику. И сложно уловить тот момент, когда подобного рода воздействие приведет к депрессии. Как мне кажется, подойдя максимально близко к этому моменту в истории пациента, мы получаем возможность запустить процесс выздоровления.
Стоит вспомнить и о другом эксперименте. Студентам одного из вузов предложили на скорость собрать название страны из кубиков с буквами (букв было ровно столько чтобы составить одно слово). Экспериментальная группа получала набор кубиков с одной неправильной буквой, у контрольной группы все буквы были правильными. Девять раз экспериментальная группа не справлялась с заданием, после нескольких попыток они проделывали манипуляции с кубиками все с меньшим энтузиазмом, в итоге получив все буквы правильными они даже не предприняли попытку собрать слово. Подобное поведение очень похоже на поведение большинства пациентов склонных к депрессии. Они приходят, но «не видят и не чувствуют» результат работы с психологом. Приносят чувство полного опустошения и неспособности им помочь.
В данной статье мне бы хотелось поговорить еще об одном эксперименте. Он также связан с беспомощностью, ее влияние на психику людей пожилого возраста. Речь идет о эксперименте Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден проведенном в доме престарелых Арден-Хауз в штате Коннектикут. Эксперимент проводился в двух группах к формированию которых экспериментаторы не имели никакого отношения. Это были два этажа в доме престарелых. Четвертый этаж – экспериментальная группа 8 мужчин и 39 женщин и второй – контрольная группа 9 мужчин и 35 женщин. В ходе эксперимента каждая из групп получила практически одинаковые условия для жизни. Но в контрольной группе за них принимали решение и выполняли все действия (выбор фильма, выбор мебели в комнату, выбор цветка и т. д.) служащие дома престарелых. В экспериментальной группе каждый решал сам, хочет ли он иметь цветок и ухаживать за ним, выбирал мебель для своей комнаты, решал ходить ему в кино и в какой день. Через три недели группа, имеющая выбор по личным опросникам, показала + 0,28 уровень счастья, группа «без выбора» показала отрицательный средний уровень счастья −0,12. Что можно трактовать как угнетенное состояние, а возможно и депрессию. Показатели общения с другими пациентами, с персоналом были также более высокими у группы, которая имела право выбора. Возможность выбора и принятие собственных решений имело свое продолжение.
Спустя полгода после исследования Лангер и Родин вернулись в Арден-Хауз и обнаружили, что с момента первого исследования, 30 % участников контрольной группы умерло, тогда как из числа участников экспериментальной ушло из жизни 15 %. Стоит отдать должное персоналу, в результате проведенного эксперимента администрация Арден-Хауза приняла решения поощрять стремление пациентов к контролю за собственной жизнью. Если рассуждать о членовредительстве и суицидальных наклонностях при депрессиях с точки зрения выученной беспомощности, то контроль над собственным телом без постороннего вмешательства – это единственное, что остается нашим пациентам. Арнхильд Лаувенг в своей книге «Завтра я всегда бывала львом» приводит прекрасный пример о возможности выбора и о том, что для того, чтобы понять, что другие делают для тебя хорошо, нужно иметь возможность выбора. Находясь на лечении в психиатрической больнице, их заставляли каждый день выходить на зарядку, но один пациент притворялся больным и не ходил вместе со всеми. Тогда медсестра предложила ему почему бы тебе просто не ходить на зарядку. Также право выбора было предложено и остальным больным. В этот день никто не пошел на зарядку, но на следующий день все добровольно пошли, так как на самом деле зарядка нравилась почти всем.
Право выбора имеет прямое влияние на самовосприятие и порой осознание, что у тебя есть такое право меняет всю жизнь. Работа с пациентами, страдающими депрессией, является одной из самых тяжелых. После их ухода, лично у меня остается чувство, что счастье покинуло этот мир, а жизненные силы высосаны до остатка. Конечно, для меня – это временное состояние, и оно достаточно быстро проходит. А ведь человек страдающий депрессией находится в таком состоянии практически всегда. Как можно помочь таким пациентам? Быть рядом, выдерживать и не терять надежду!
Литература
1. Фрейд З. Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Психология бессознательного, - Москва, Фирма СТД, 2006г., 448с. 2. Решетников М., Психодинамика и психотерапия депрессий. – СПб, ВЕИП, 2003г., - 328с. 3. Кемпинский А., Меланхолия. – Наука, 2002г., - 408с. Статья опубликована в №1(01)/2019 Сборника статей «Депрессия. Новая реальность. Психоаналитический подход»
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.