|
Формирование феномена выученной беспомощностиАвтор статьи: Гончарук Екатерина Викторовна
"Выученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность." Википедия Открыл это состояние М. Селигман в ходе экспериментов с собаками в 1967 году. Ход эксперимента: Собак разделили на 3 группы. Собаки первой группы учились избегать удара током путем нажатия носом на специальную панель. Собаки второй группы могли избежать удара только, если собаки первой группы нажимали на панель. Никакие самостоятельные их действия не приводили к успеху. Третья группа собак была контрольной и ударов током не получала. Через 24 часа собак помещали в специальный ящик, где их обучали перепрыгивать через препятствие, чтобы избежать удара током. Собака предупреждалась о начале удара гаснувшей лампочкой. Первая и третья группа собак выдали одинаковые результаты обучаемости. Вторая группа (с опытом беспомощности) отличалась тем, что им требовалось вдвое больше времени, чтобы догадаться перепрыгнуть на безопасную часть ящика. Исследователи посчитали, что в первой группе все собаки догадались перепрыгнуть и спастись, в третьей группе только одна собака из восьми не догадалась. А во второй группе 6 собак из восьми так и не перепрыгнули препятствие, предпочитая просто терпеть удары током. Эта реакция собак и была названа выученной беспомощностью. Исследователи интерпретировали полученные результаты, как доказательство того, что беспомощное поведение является результатом научения в условиях, когда различные попытки преодолеть негативное воздействие не приводят к успеху, а только лишь подтверждают тщетность усилий. Через неделю ученые повторили эксперимент, чтобы проверить - закрепилось ли выученное поведение.Пять из шести собак вновь продемонстрировали такое же поведение. В дальнейшем этот эксперимент был продолжен с людьми и другими животными и дал такие же результаты. При этом, и в группе животных и в группе людей всегда находились индивиды, которые, попав во вторую группу, не поддавались выученной беспомощности и сохраняли свою способность предпринимать попытки для спасения. Состояние выученной беспомощности характеризуется неверием человека в то, что он может как-то влиять на исход ситуации, представлением, что события ему не подконтрольны, и все его усилия будут безрезультатны. И в связи с этим сильно снижается его готовность сопротивляться нежелательным событиям. А также, способность быстро обучаться новым способам решения неприятной ситуации - как будто блокируется способность усваивать новые знания в той области, где он не верит в свои возможности. И, наконец, состояние выученной беспомощности сопровождается постоянным стрессом, вызванным воздействием неблагоприятных стимулов. А, также, депрессивными состояниями, вызванными неспособностью избежать воздействия этих стимулов. Получается такой замкнутый круг. Человек не предпринимает попыток разрешить неблагоприятную ситуацию, потому что не верит в свои возможности, это рождает стресс и депрессию, которая еще больше подкрепляет его неверие в собственные возможности. И ситуация идет на следующий виток "неверие-депрессия". Подобная ситуация формирует неадаптивный стиль поведения (или пессимистический). Человек с неадаптивным стилем поведения объясняет свои неудачи собственными личностными факторами и считает их закономерными. "Я вообще к этому не способен!" "Да у меня просто руки не из того места растут", "Мне по жизни не везет!" Хорошие же события объясняются стечением обстоятельств, везением, случайностью - но никогда не связаны с личностью самого человека. "Да мне просто повезло!" При этом, у такого человека всегда есть готовые оправдания своей беспомощности - список удобных поводов и причин, по которым ему и дальше не нужно прикладывать усилий и бороться с трудностями. Расплатой за подобные установки является низкая успешность и высокий уровень депрессии. В противовес пессимистическому стилю, человек с оптимистическим стилем поведения объясняет позитивные события причинами, связанными с его личностью. "Ну я же умный!" И считает эти факторы устойчивыми и постоянными. А неудачи склонен оценивать как случайности, вызванные временными и конкретными причинами. "Просто билет плохой попался, ну ничего, в следующий раз лучше подготовлюсь." При дальнейших исследованиях выяснилось, что для того, чтобы снизить эффективность результатов своей деятельности, необязательно проявлять выученную беспомощность. Достаточно всего лишь оценивать происходящие события по пессимистическому стилю. Анализ выступлений политических деятелей показал, что кандидаты с неадаптивным стилем объяснения своих успехов и неудач проиграли 9 выборов из 10. (Эксперимент Zullow 1988 год) Основная работа психолога по преодолению выученной беспомощности направлена на выявление специфических установок, связанных со способами объяснения человеком причин его неудач и успехов, а, также, выводов, которые он делает для себя из этих событий на будущее. Если мы хотим минимизировать вероятность формирование выученной беспомощности у наших детей: - как можно чаще давать им возможность делать выбор и принимать решения. - не создавать безвыходных ситуаций и частых "слез тщетности", когда ребенок переживает свою неспособность повлиять на ситуацию и становится "жертвой обстоятельств" или решений родителей. Если вы что-то запрещаете - предложите, что можно сделать вместо этого. "Я не разрешаю резать занавески, но ты можешь повырезать эту цветную бумагу". "Ты не можешь есть печенье перед обедом, но сразу после можешь взять целых два". - при обсуждении произошедших неприятных событий, помогать оценивать ситуацию с точки зрения пессимистического стиля поведения. - формировать высокую самооценку ребенка и подчеркивать его личный вклад в достижение успеха. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|