Формирование феномена выученной беспомощности

"Выученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность." Википедия

Открыл это состояние М. Селигман в ходе экспериментов с собаками в 1967 году.

Ход эксперимента: Собак разделили на 3 группы. Собаки первой группы учились избегать удара током путем нажатия носом на специальную панель. Собаки второй группы могли избежать удара только, если собаки первой группы нажимали на панель. Никакие самостоятельные их действия не приводили к успеху. Третья группа собак была контрольной и ударов током не получала. Через 24 часа собак помещали в специальный ящик, где их обучали перепрыгивать через препятствие, чтобы избежать удара током. Собака предупреждалась о начале удара гаснувшей лампочкой. Первая и третья группа собак выдали одинаковые результаты обучаемости. Вторая группа (с опытом беспомощности) отличалась тем, что им требовалось вдвое больше времени, чтобы догадаться перепрыгнуть на безопасную часть ящика. Исследователи посчитали, что в первой группе все собаки догадались перепрыгнуть и спастись, в третьей группе только одна собака из восьми не догадалась. А во второй группе 6 собак из восьми так и не перепрыгнули препятствие, предпочитая просто терпеть удары током. Эта реакция собак и была названа выученной беспомощностью.

Исследователи интерпретировали полученные результаты, как доказательство того, что беспомощное поведение является результатом научения в условиях, когда различные попытки преодолеть негативное воздействие не приводят к успеху, а только лишь подтверждают тщетность усилий.

Через неделю ученые повторили эксперимент, чтобы проверить - закрепилось ли выученное поведение.Пять из шести собак вновь продемонстрировали такое же поведение.

В дальнейшем этот эксперимент был продолжен с людьми и другими животными и дал такие же результаты. При этом, и в группе животных и в группе людей всегда находились индивиды, которые, попав во вторую группу, не поддавались выученной беспомощности и сохраняли свою способность предпринимать попытки для спасения.

Состояние выученной беспомощности характеризуется неверием человека в то, что он может как-то влиять на исход ситуации, представлением, что события ему не подконтрольны, и все его усилия будут безрезультатны. И в связи с этим сильно снижается его готовность сопротивляться нежелательным событиям. А также, способность быстро обучаться новым способам решения неприятной ситуации - как будто блокируется способность усваивать новые знания в той области, где он не верит в свои возможности.

И, наконец, состояние выученной беспомощности сопровождается постоянным стрессом, вызванным воздействием неблагоприятных стимулов. А, также, депрессивными состояниями, вызванными неспособностью избежать воздействия этих стимулов.

Получается такой замкнутый круг. Человек не предпринимает попыток разрешить неблагоприятную ситуацию, потому что не верит в свои возможности, это рождает стресс и депрессию, которая еще больше подкрепляет его неверие в собственные возможности. И ситуация идет на следующий виток "неверие-депрессия".

Подобная ситуация формирует неадаптивный стиль поведения (или пессимистический).

Человек с неадаптивным стилем поведения объясняет свои неудачи собственными личностными факторами и считает их закономерными. "Я вообще к этому не способен!" "Да у меня просто руки не из того места растут", "Мне по жизни не везет!" Хорошие же события объясняются стечением обстоятельств, везением, случайностью - но никогда не связаны с личностью самого человека. "Да мне просто повезло!"

При этом, у такого человека всегда есть готовые оправдания своей беспомощности - список удобных поводов и причин, по которым ему и дальше не нужно прикладывать усилий и бороться с трудностями.

Расплатой за подобные установки является низкая успешность и высокий уровень депрессии.

В противовес пессимистическому стилю, человек с оптимистическим стилем поведения объясняет позитивные события причинами, связанными с его личностью. "Ну я же умный!" И считает эти факторы устойчивыми и постоянными. А неудачи склонен оценивать как случайности, вызванные временными и конкретными причинами. "Просто билет плохой попался, ну ничего, в следующий раз лучше подготовлюсь."

При дальнейших исследованиях выяснилось, что для того, чтобы снизить эффективность результатов своей деятельности, необязательно проявлять выученную беспомощность. Достаточно всего лишь оценивать происходящие события по пессимистическому стилю.

Анализ выступлений политических деятелей показал, что кандидаты с неадаптивным стилем объяснения своих успехов и неудач проиграли 9 выборов из 10. (Эксперимент Zullow 1988 год)

Основная работа психолога по преодолению выученной беспомощности направлена на выявление специфических установок, связанных со способами объяснения человеком причин его неудач и успехов, а, также, выводов, которые он делает для себя из этих событий на будущее.

Если мы хотим минимизировать вероятность формирование выученной беспомощности у наших детей:

- как можно чаще давать им возможность делать выбор и принимать решения.

- не создавать безвыходных ситуаций и частых "слез тщетности", когда ребенок переживает свою неспособность повлиять на ситуацию и становится "жертвой обстоятельств" или решений родителей. Если вы что-то запрещаете - предложите, что можно сделать вместо этого. "Я не разрешаю резать занавески, но ты можешь повырезать эту цветную бумагу". "Ты не можешь есть печенье перед обедом, но сразу после можешь взять целых два".

- при обсуждении произошедших неприятных событий, помогать оценивать ситуацию с точки зрения пессимистического стиля поведения.

- формировать высокую самооценку ребенка и подчеркивать его личный вклад в достижение успеха.



Просмотров: 586
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я не могу, у меня лапки". Синдром выученной беспомощности
  • "У меня не получится!" или история о выученной беспомощности.
  • Сознательный оптимизм против " выученной беспомощности "
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Состояние депрессии изнутри: кто в "группе риска"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Откуда аллергия у моих собак?"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Я сама" или где ресурсы у беспомощности
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь