Сознательный оптимизм против " выученной беспомощности "

Автор статьи: Елена Чекуркова

Контроль потерян 

Феномен ( синдром ) выученной беспомощности 

был открыт М Селигманом ( психологом и основателем Позитивной психологии )  ещё в 60 -х годах прошлого века.  Термином - выученная беспомощность  , называется состояние при  котором  человек , имея внешний  раздражитель и причиняемые этим раздражителем неудобства ,  находится в крайне пассивном состоянии , ничего не предпринимая для улучшения своего состояния , хотя возможность изменить  ситуацию в лучшую сторону - есть .

В какой - то степени этот синдром есть у каждого . Он может проявляться частично , слегка и в разных сферах жизни . Но есть люди , для которых , такое состояние является постоянным и распространяется на самые значимые сферы жизни , что ,  естественно доставляет огромный дискомфорт .

Никто не появляется на свет с этим синдромом  ,  все реакции людей и животных ( в здоровом / нормальном состоянии ) " заточены " на  действия , функция которых 

-  устранять  дискомфортные ощущения / эмоции 

-  способствовать получению - комфортных .

Но с синдромом выученной беспомощности , это не работает .

В такой " капкан " , человек попадает обычно , ещё в детском или подростковом возрасте , по причине  потери контроля над ситуацией  .

 Причинами этого ,  в большинстве случаев , являются

- травматичные или трагические события ,  следующие один за другим или продолжающиеся длительное время , повлиять на которые тогда , при тех обстоятельствах , несмотря на усилия , было невозможно . 

После неудачных попыток , изменить неблагополучные обстоятельства , стремление к действию гаснет ,  сами действия  прекращаются и появляются стойкие убеждения , которые проявляются уже во взрослой жизни  в том , что - изменить , повлиять на внешний мир - нет никакой возможности . 

Сознательный оптимизм против выученной беспомощности

возврат контроля 

Сознательный оптимизм 

 Первые шаги в приобретении  контроля , помогает сделать сознательный оптимизм , который лучше вводить в привычку в простых ( не жизненно значимых ситуациях ) .

 Любое слово , утверждение или убеждение - " привязаны " к образу и  наоборот,  каждый образ может быть  выражен в словах . 

Таким образом , если  пессимистичные   слова / мысли  / утверждения заменять  позитивными и оптимистичными , то обязательно , в воображении ,  будет меняться и образ сказанного ,  что в перспективе , позволит не только не " зацикливаться " на худших вариантах развития событий но и изменить стиль мышления,  потому что 

- прежнее , устойчивое утверждение / мысль поставится под сомнение 

- обстоятельства / ситуации ,  можно будет увидеть с другой точки зрения 

- появится шанс - узнать о имеющихся возможностях

 

К примеру ,  утверждение " у меня не получится " 😢 , можно преобразовать в противоположное утверждение 

" всё получится " ( даже , если есть твёрдая уверенность , что это не так )

" у меня , всегда это получается / получалось  " ( даже если , никогда ещё   не получалось  )

 утверждение " всё  будет как всегда " 😒  можно поменять на 

- " только не в этот раз ! "  ( даже если есть 100 % вероятности повторения )

- " и даже лучше ! " ( даже когда в прошлом хорошего было немного и прогноз на будущее ,  совсем не выглядит оптимистичным  🙄 )

 

Смысл таких преобразований состоит не  в том , чтобы внести и закрепить новые убеждения , а в том , чтобы  подточить " фундамент "  под старыми , а также учиться  менять окружающую действительность , учитывая личный комфорт .   







Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "У меня не получится!" или история о выученной беспомощности.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Я не могу, у меня лапки". Синдром выученной беспомощности
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь