"Я не могу, у меня лапки". Синдром выученной беспомощности

Наверняка, многие из вас знакомы с шутками про котиков которые ничего не могут, потому что у них лапки. И. скорее всего, многим из вас иногда так же хочется сказать - "Отстаньте, я не могу, у меня лапки!!". Что же кроется за потребностью сказать такую фразу? Известный мем навел меня на мысль рассказать о состоянии, описанным американским психологом Мартином Селигманом.

Все же помнят эксперимент Павлова про условные рефлексы? Тот, который с собаками? Где собакам подавали сигнал перед подачей еды и они, услышав сигнал, реагировали на него соответственно подаче еды? Вспомнили? Отлично.
Основываясь на этой схеме, товарищ Селигман решил поставить такой эксперимент:
дано - собаки, запертые в клетках;
задача: научить собак бояться высоких звуков;
ход эксперимента: собакам подают высокий звук и подают разряд тока.
Ученые подумали: "Если мы откроем клетку и подадим высокий звук, собаки испугаются, что их ударит током и выбегут!".
Что получилось: из открытых клеток собаки не выбегали, а смиренно и скуля ждали удара током. Почему? Потому что привыкли, что это неизбежно.

Однако, Селигман на этом не успокоился. Он решил усовершенствовать свой эксперимент. На сей раз было дано:
Собаки, 3 группы - 1. Собаки в клетках, в которые подается ток. Ток можно отключить, жмакнув носом в определенное место; 2. Собаки в клетках с током. Ток перестает подаваться тогда, когда собака из 1 группы (за каждой собакой 2 группы закреплена собака из 1) жмакнет носом в определенное место. Т.е., собака 2 группы никак не может повлиять на действие тока. 3. Самые счастливые. Контрольная группа. Без подачи тока.
После данного обучения, когда собаки 1 группы выработали условный рефлекс и научились жмакать носом куда надо, наступила вторая часть эксперимента.
Собак сажали в ящик с перегородкой, через которую можно перепрыгнуть, и подавали по полу ток. Собаки из 1 и 3 группы сразу же перепрыгивали барьер. А собаки из 2 группы сначала метались по ящику, потом тихо приунывали от безысходности своей ситуации.

После нескольких неудачных попыток воздействовать на условия среды, у собак сформировалась пассивность, отказ от действия, нежелание сбегать из опасной среды. На основании этого эксперимента Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт невозможности влиять на эти события. Данный феномен был назван "синдром выученной беспомощности".

Если данный материал был интересен и полезен, я очень рада) В случае чего, помни - не стоит опускать лапки;)





Просмотров: 517
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вместо собаки хамелеон (комментарий для "Краснодарских известий")
  • Причины тревоги из "Трое в лодке не считая собаки"
  • Люди и собаки. Часть 2.
  • Люди и собаки. Часть 1.
  • Почему собаки не заикаются?
  • Вино и собаки
  • Собаки и люди.
  • Дети, мужчины и собаки…
  • История одной собаки
  • Двое в лодке, не считая детей и собаки…
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Как сделать кота из собаки. Проблемы построения идентичности
  • Собаки, нарциссы и качели самооценки. История одной терапии.
  • Феномен "Группы смерти"
  • Отзыв участницы группы "Навстречу к себе"
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • "Лови дракона", или 10 недель мужской группы. Неделя 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь