Как сделать кота из собаки. Проблемы построения идентичности

Как сделать кота из собаки Проблемы построения идентичностиСегодня хочу поделиться своими размышлениями по поводу становления идентичности (самоидентификации). Ответ на вопрос "Кто Я?" порой неочевиден.

Возьмем типичную ситуацию. В семье появляется ребенок. Появляясь, он уже имеет определенные базовые телесные и психические характеристики. Я говорю про темперамент, свойства внимания, особенности контакта с окружением и пр.

По идее, это должно становиться основой для формирования идентичности, её фундаментом. Т.е, в идеале, дальнейшее развитие должно идти по уже имеющимся векторам.

Но так было бы слишком просто. Вместо этого родители начинают формировать идентичность ребёнка, исходя из собственных представлений о том, "как оно должно быть". При этом, часто здание личности строится в стороне от фундамента, либо лишь частично на нём.

Можно также представить это таким образом, что архитектор, проектирующий здание, не учитывает особенностей местности (почва, климатические условия, предпочтения будущих жильцов и пр.). Упрямо и несгибаемо он реализует проект из своей головы, отказываясь воспринимать усиливающиеся сигналы о том, что что-то идёт не так.

По сути, родители часто не желают учитывать особенности ребёнка. И формируют его личность, исходя из иллюзорных (идеалистических) образов в собственной голове. Так, из поэтов делают математиков, а из спортсменов программистов. Из тихонь пытаются сделать лидеров, из экстравертов - интровертов.

Соответственно, чем более негибок родитель, тем больше будет расхождение между особенностями ребёнка и возводимой родителями личностью.

И вот дом построен.

Дальше начинается самое интересное. Человек с проблемной идентичностью упорно воспринимает её как истинную, свойственную ему и единственно подходящую.

А свои фундаментальные особенности и их производные в виде чувств, эмоций, физиологии и т.п, которые теперь уже не вписываются в построенную структуру, воспринимает чуждыми, зачастую - мешающими и пугающими.

Одновременно именно от этих клиентов наиболее часто слышишь фразу "Я живу не своей жизнью".

На терапию большинство таких клиентов идут с запросом укрепить их актуальное психическое строение, не дать ему сломаться. Перспектива возвращения к себе вначале вызывает непонимание и отвержение. И, соответственно, пугает и вызывает сопротивление.

Подстраиваясь под этот запрос, психотерапевты часто выбирают более простой в тактике путь на усовершенствование невроза. (Т.е укрепление и усиление ложной идентичности). А не на его излечение, что тактически тяжелее и затратнее, но стратегически эффективнее.

Конечно, не все проблемы обращающихся за помощью являются проблемами, связанными с идентичностью. Но, сказать, что это редкая ситуация, нельзя.

Изначально, решением вопроса здесь была бы гибкая позиция родителей, способных подстраивать воспитание под особенности ребёнка. Вместо его переделывания.

Если эта задача не решена в детском возрасте, то этим приходится заниматься психотерапевту. В этой ситуации он постепенно и осторожно может научить человека принимать свои отвергнутые стороны (вначале через принятие их самим психотерапевтом); а также помочь увидеть в новом свете навязанные воспитанием черты своей личности, а также защитные механизмы.

Это долгая и трудная работа. Но она того стоит.
 



Просмотров: 593
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Гендерные особенности религиозной идентичности личности.
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • "Звездные войны". Возможность предъявления актуальных, часто невыраженных чувств через игру.
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • Почему в отношениях часто появляется "третий лишний"?
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • "У меня растут года, будет и 17...", или О профессиональной идентичности в эпоху постмодерна
  • "Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает..."Почему?!
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Нас выбирают, мы выбираем, как это часто не совпадает..."
  • Работа с колодой "Про тебя. Метафора женской идентичности" ( клиентский случай)
  • " Психологические особенности личности тренера и стиль руководства"
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Почему "лечение" зависимости ничего и не должно дать?
  • "Часто болеющий" ребенок.
  • Особенности гендерной идентичности гомосексуалов
  • "Открылась бездна..." (Планетарий и личность ребёнка и взрослого).
  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • "Живу не своей жизнью..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь