Сегодня хочу поделиться своими размышлениями по поводу становления идентичности (самоидентификации). Ответ на вопрос "Кто Я?" порой неочевиден.
Возьмем типичную ситуацию. В семье появляется ребенок. Появляясь, он уже имеет определенные базовые телесные и психические характеристики. Я говорю про темперамент, свойства внимания, особенности контакта с окружением и пр.
По идее, это должно становиться основой для формирования идентичности, её фундаментом. Т.е, в идеале, дальнейшее развитие должно идти по уже имеющимся векторам.
Но так было бы слишком просто. Вместо этого родители начинают формировать идентичность ребёнка, исходя из собственных представлений о том, "как оно должно быть". При этом, часто здание личности строится в стороне от фундамента, либо лишь частично на нём.
Можно также представить это таким образом, что архитектор, проектирующий здание, не учитывает особенностей местности (почва, климатические условия, предпочтения будущих жильцов и пр.). Упрямо и несгибаемо он реализует проект из своей головы, отказываясь воспринимать усиливающиеся сигналы о том, что что-то идёт не так.
По сути, родители часто не желают учитывать особенности ребёнка. И формируют его личность, исходя из иллюзорных (идеалистических) образов в собственной голове. Так, из поэтов делают математиков, а из спортсменов программистов. Из тихонь пытаются сделать лидеров, из экстравертов - интровертов.
Соответственно, чем более негибок родитель, тем больше будет расхождение между особенностями ребёнка и возводимой родителями личностью.
И вот дом построен.
Дальше начинается самое интересное. Человек с проблемной идентичностью упорно воспринимает её как истинную, свойственную ему и единственно подходящую.
А свои фундаментальные особенности и их производные в виде чувств, эмоций, физиологии и т.п, которые теперь уже не вписываются в построенную структуру, воспринимает чуждыми, зачастую - мешающими и пугающими.
Одновременно именно от этих клиентов наиболее часто слышишь фразу "Я живу не своей жизнью".
На терапию большинство таких клиентов идут с запросом укрепить их актуальное психическое строение, не дать ему сломаться. Перспектива возвращения к себе вначале вызывает непонимание и отвержение. И, соответственно, пугает и вызывает сопротивление.
Подстраиваясь под этот запрос, психотерапевты часто выбирают более простой в тактике путь на усовершенствование невроза. (Т.е укрепление и усиление ложной идентичности). А не на его излечение, что тактически тяжелее и затратнее, но стратегически эффективнее.
Конечно, не все проблемы обращающихся за помощью являются проблемами, связанными с идентичностью. Но, сказать, что это редкая ситуация, нельзя.
Изначально, решением вопроса здесь была бы гибкая позиция родителей, способных подстраивать воспитание под особенности ребёнка. Вместо его переделывания.
Если эта задача не решена в детском возрасте, то этим приходится заниматься психотерапевту. В этой ситуации он постепенно и осторожно может научить человека принимать свои отвергнутые стороны (вначале через принятие их самим психотерапевтом); а также помочь увидеть в новом свете навязанные воспитанием черты своей личности, а также защитные механизмы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.