|
Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьяхАвтор статьи: Мещерякова Ирина Николаевна
Изучение гендерных особенностей детей подросткового возраста в последнее время становится все более популярным и востребованным. По этой теме публикуется все больше работ. Большая разница в процессе социализации мальчиков и девочек известна давно, а в некоторых культурах эти процессы полярны. Гендерная социализация приводит к тому, что мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые приводят к образованию у них различных типов гендерной идентичности (С.Бем, Э. Гиденс, И.С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова). Гендерная идентичность, по мнению И.С. Клециной, – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [3]. Гендерная идентичность в концепции О.А. Ворониной - осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности [2]; в теории Е.Ю. Терешенковой и Н.К. Радиной – принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака. В понятие гендерной идентичности Дж. Гангнон, Б. Хендерсон включают аспект, связанный с психосексуальным развитием и формированием сексуальных предпочтений. Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволяет говорить о том, что гендерная идентичность - это результат отождествления личностью себя с определенным полом, включающее отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). В структуру гендерной идентичности может быть включено большое количество разнообразных компонентов, но наиболее существенными являются следующие: биологический пол, т.е. мужчина или женщина, и такие характеристики личности как маскулинность и феминность, представляющие собой интериоризированные психологические черты (О.А.Воронина, Д.В.Воронцов, Е. Здравомыслова, В.В.Знаков, В.А.Лабунская, Н.И. Ловцова, Л.Н.Ожигова, Н.Пушкарева, Дж. Скот, А.Темкина, Р. Хоф). Гендерная идентичность представляет собой определенную внутреннюю структуру, в соответствии с которой люди идентифицируют себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Ее возникновение происходит в процессе развития, и обуславливает функционирование индивида, становление его внутреннего Я в соответствии с воспринимаемым полом и гендером. Все это происходит в результате сложного процесса социализации личности в обществе и вовсе не заложена в человека от рождения. Сам же человек способен влиять на становление своей гендерной идентичности, принимая или отвергая предлагаемые ему обществом роли и модели поведения, являясь при этом активным участником этого процесса. Гендерная идентичность является базовой характеристикой личности любого человека, она формируется в процессе интериоризации мужских или женских черт, во время взаимодействия человека со значимыми «другими», а также в ходе социализации. В концепции Э. Эриксона базисный конфликт шестой стадии психосоциального развития - интимность против изоляции - напрямую связан именно с гендерной идентичностью индивида. При этом результаты разрешения данного конфликта не замыкаются в области интимно-личностных взаимосвязей, но специфическим образом обнаруживаются в существенно более глобальном контексте межличностных отношений. Также необходимо отметить способность человека к установлению полноценных доверительных близких отношений, которая вовсе не означает формирование акцентированной позитивной установки касательно социального окружения. Это, по видимому, способность к широкой вариативности в континууме «принятие – отвержение» при сохранении целостности личности [5]. Формирование гендерной идентичности строится на основе биологически заданного пола, но формирование пола психологического является результатом влияния на личность социальных обстоятельств, а также культурных традиций и привычек общества. Гендерная идентичность является фенотипом, сплавом врожденного и приобретенного. В понятие «пол» вложены черты, обусловленные напрямую биологическим полом, а в понятии «гендер» имеются ввиду аспекты мужского и женского. Категории «мужское» и «женское» очень важны в мире, где растут современные мальчики и девочки. Из всего массива окружающей информации мальчики останавливают свой выбор на том, что относится к категории «мужское», а девочки – к категории «женское», то есть используют гендерные схемы. Наиболее актуальны вопросы гендерного становления в подростковом возрасте. Юноши и девушки, выстраивая собственную картину окружающего мира, свой собственный образ «Я», не ограничиваются пассивным принятием гендерных норм и ролей, но стремятся самостоятельно и активно осознавать, осмысливать, формировать свою гендерную принадлежность. Половое развитие ребенка тесно связано с его общим развитием и происходит непрерывно, с момента рождения. Половое созревание таким образом это явление не только биологическое, это еще и явление социальное. Процесс полового созревания воздействует на поведение детей подросткового возраста опосредованно, а именно через социальные условия жизни ребенка, например, через занимаемое положение в коллективе сверстников, через взаимоотношения подростка со взрослыми, а также через особенности семейного воспитания. Семья является самым важным и влиятельным фактором социализации. Родители дают ребенку первые образцы поведения, с их помощью он начинает познавать окружающий мир. Формирование отношения ребенка к миру, представление о ценности тех или иных явлений обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи. Родители формируют интересы ребенка, влияют на выработку социальной позиции. В семье существенную роль в формировании у детей нравственности играют уклад, тон семейной жизни, стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми. Перед мальчиками-подростками, растущими в неполных семьях, встает серьезная проблема. Воспитанные матерью, они относятся к мужчинам как неким существам, недостойным уважения, при этом стремятся оберегать свою мать, отрекаясь от своей личной жизни. В другом варианте подростки чувствовуют дефицит мужского внимания. Особое значение для них приобретают поступки сильных и напористых мужчин, которые способны постоять за себя, дать сдачи. При отсутствии таковых в ближнем окружении ребенка их замещают более старшие подростки из дворовых компаний, иногда имеющие делинквентные наклонности. Мальчики, не ощущающие положительного мужского влияния, становятся перед выбором собственного жизненного пути. Как он будет строиться? Либо по материнскому типу, когда мать является единственным значимым человеком, а мальчик остается с ней. В другой ситуации сын восстает против матери, считая, что женщина сама виновата в разрушении семьи. Вырастая и уходя из дома, он устраивает свою жизнь по одному из сценариев: боготворит женщин, не справляясь при этом с чувством вины, либо, наоборот, обращается со всеми женщинами наихудшим образом. Ребенок, выросший без отца, лишается необходимого мужского примера, который особенно значим для регуляции поведения старших мальчиков, и как модель будущего партнера для девочек. Ребенок, растущий без отца, страдает и от недостатка авторитета, отсутствия порядка и дисциплины, которые в условиях полной семьи олицетворяются отцом. Не менее важным является отсутствие уверенности в социальном включении, потому что роль отца представляет собой, как правило, реальную и символическую основу экономического благополучия семьи. Роль матери в предоставлении ребенку возможности почувствовать интимность человеческой любви, задача отца - проторить ребенку путь в человеческое общество. Еще одна функция отца – служить ребенку наиболее естественным источником познаний о мире, труде, технике, ориентируя их на будущую профессию, создавая социально полезные цели и идеалы. Отсутствие отца имеет также косвенное депривационное влияние [1]. Это связано с тем, что когда мать одна вынуждена нести экономическую и воспитательную заботу о семье в одиночку, то у нее практически не остается времени для ребенка и даже ослабевает интерес к нему. Ребенок предоставлен большую часть времени самому себе. В еще более неблагоприятную ситуацию попадают мальчики, если в семье недостаточная роль отца или случилась перестановка семейных ролей: бабушка играет роль матери, а мать – отца. Не менее драматическая ситуация характерна для распавшейся семьи. Для девочек уход из семьи отца является максимально травмирующим воздействием в младшем дошкольном возрасте, так как влияет на потерю эмоционального контакта с ним. Для мальчиков разлучение с отцом проявляется более тяжело в старшем дошкольном возрасте, так как пропадает возможность идентификации с ролью мужчины. Поэтому у девочек есть большая вероятность возникновения эмоциональных расстройств в основном истерического круга, для мальчиков характерно проявление неуверенности в себе, а также возникновение страхов в следствие чрезмерной опеки или тревожности со стороны родственников, замещающих отца, возможно появление проблем в межличностном общении со сверстниками этого же пола. Возможен вариант когда у мальчиков, растущих в неполной семье, появляются протестные формы поведения. Ребята во что бы то ни стало пытаются самоутвердиться в мужской роли, таким образом компенсируя недостаток отцовского общения. Они хотят лидировать среди сверстников, однако далеко не всегда добиваются успеха. В результате появляется агрессия на дисбаланс в ожиданиях и требованиях. Мальчики часто попадают под влияние ребят более старшего возраста, которые ведут себя как «настоящие мужчины». Однако на фоне протеста и нередко агрессивного поведения, у них не выражены страхи, которые свойственны старшему дошкольному возрасту, а именно страх огня и пожара. Более того, этим мальчикам нравится игра со спичками, приводящая в ужас матерей, не знающих что делать с их неукротимой энергией и ненасытным желанием играть в игры-сражения, очень подвижные и шумные. Но мальчики необходимо гордиться успехами в игре и своими умениями справляться с трудностями и противостоять угрозам, точно так же, как они гордились бы этими качествами у отца, копируя его в реальной жизни. У девочки подросткового возраста, растущей в неполной семье, также формируется неправильное представление о будущей жизни в семье. Она или готова принять роль прислуги, дает другим все, ничего не требуя взамен, или ведет себя самостоятельно, не желая принимать помощь от других людей, особенно со стороны мужчины. Это способствует тому, что девочка вырастает независимой и категоричной женщиной, берущей за все на себя ответственность [4]. Учитывая всю жертвенность и героические усилия матери, неполная семья, к сожалению, не способна создать полноценные условия для социализации ребенка, адаптации его к социальной среде, приспособления к ней, овладения социальными ролями и функциями. как личности, Отец является для сына моделью идентификации мужской роли, для дочери он служит моделью комплементарности, поэтому уход отца из семьи вызывает некоторые адаптационные затруднения в подростковом возрасте, влияя на их психологическое и сексуальное развитие. Мать же, стремится окружить детей максимальным количеством влияния, любви и заботы, и, таким образом, компенсировать отсутствие отца. В отношении детей такой матери характерна опекающая, охранительная, контролирующая, сдерживающая инициативу ребенка позиция. Такая линяя поведения формирует эмоционально ранимую, несамостоятельную, подверженную внешним влияниям, «извне управляемую» эгоистическую личность. Более того, ребенок, растущий в неполной семье, зачастую становится обьектом нравственно-психологического давления, получаемого от детей, растущих в благополучных полных семьях, что приводит к появлению чувства неуверенности, а иногда озлобленности или агрессивности. Другая сложная ситуация возникает в неполной семье, в которой родители развелись. Согласно проведенным исследованиям, подростки в таких семьях отличаются нерешительностью, несамостоятельностью, некоммуникабельностью, чувствительностью, ранимостью и инфантильностью. Они демонстрируют повышенную тревожность и изменения гендерной идентификации. Более того, у этих подростков происходит нарушение гармонического развития интеллектуальной сферы, появляется чувство незащищенности, проявляются проблемы с умением противостоять жизненным трудностям. Детям из неполных семей характерна низкая социальная активность, недоверчивость, подозрительность, склонность к отстраненности и изоляции. Для них свойственно нарушение адаптации, формирование внутриличностного конфликта. Жесткое обращение родителей или, наоборот, попустительство, усугубляют проявление переживаний своей несостоятельности. Многочисленные исследования подчеркивают тот факт, что неполная семья негативно влияет на личность подростка в целом и способствует формированию у него определенного, часто негативного представления о будущем. У подростков из разведенных семей выявлено много страха, связанного с возможной ситуацией насилия или агрессии, а также страх убить человека и сесть в тюрьму. Для них также характерно стремление к изменениям, но без отделения от одного из родителей. В будущем они не испытывают желание самосовершенствоваться или иметь личностный рост, и вообще сомневаются, по поводу создания своей семьи. Подростки, воспитанные матерями-одиночками, воспринимают будущее как нечто очень далекое, не опасаются при этом болезни или смерти, не задумываются о несправедливости или непонимании окружающих. Они также не стремятся к самостоятельности или личностному росту. Согласно исследованиям, подростки, потерявшие отца, проявляют меньше страха и тревоги. Они жаждут материального достатка вместо духовных благ. Таким образом, состав семьи сильно влияет на формирование и развитие гендерной идентичности детей подросткового возраста, а неполнота семьи приводит к столкновению со специфическими трудностями, влияющими на процессы развития и воспитания ребенка, а также на формирование его личности. Список литературы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|