В современных семьях роль отца очень часто заключается в зарабатывании денег для поддержания материального благополучия семьи. Отец - кормилец, а все воспитательные функции возлагаются на мать. И действительно, после утомительного рабочего дня хочется отдохнуть, расслабиться, да и просто посмотреть телевизор. Уже не до детских рассказов об очередной отметке в школе, бурных эмоций или долгих разговоров. На это есть мать. Поэтому общение с ребенком часто ограничивается красивой игрушкой, карманными деньгами, сладостями. "Я его люблю, поэтому я о нем забочусь, я его обеспечиваю" - думает взрослый.
Дети, к сожалению, а, может, к счастью, воспринимают окружающий мир по-другому. Далеко не на первом месте для них материальное благополучие, это просто обязательный факт их жизни. А вот чего действительно они жаждут и к чему стремятся - так это внимание, любовь и общение с любимым человеком. Общение, не опосредованное игрушками и конфетами, а живое, эмоциональное, доверительное. Через теплое, близкое общение с родителями ребенок получает энергию, душевное равновесие, чувство защищенности и безопасности, чувство, что он любим.
А ребенок привыкает к тому, что внимание, ласка, любовь - это красивая игрушка, дорогая вещь, деньги. Но природное стремление к человеческому теплу не искореняется. Возникает(хотя и не осознается совсем) щемящее чувство утраты самого важного. Ребенок стремится заполнить болезненную пустоту и выбирает тот способ, к которому он приучен, к которому он привык - он берет деньги. Вначале незначительные суммы, затем все больше и больше. До тех пор, пока не замечать этого уже не возможно…
Вот так родитель сам приводит в действие механизм "материальной" любви, такой не свойственной ребенку, которая ударяет по нему же своей оборотной стороной.
Но в жизни есть причины, по которым действительно сложно уделять много времени ребенку. Например, из-за рождения второго или более младшего ребенка.
Рождение младшего ребенкаС рождением другого малыша перестраивается весь уклад семьи, на ребенка уже возлагается больше ответственности или, если не ответственности, то роль старшего. Естественной в данной ситуации будет ревность, что ему уделяется меньше внимания, времени. Такова субъективная оценка ребенком происходящих в семье событий.
В такой ситуации ребенку обычно легче адаптироваться к новым условиям, если до этого он был приучен хотя бы в некоторой степени к самостоятельности, обучен навыкам самообслуживания (например, если маленький ребенок, то одеваться самостоятельно, а если более взрослый, то и помогать посильно родителям). Тогда легче и самим родителям, и ребенку, так как в его сознании уже сформированы начальные понятия о человеческих правах и обязанностях. Ему легче будет принять новые условия, при которых в силу сложившихся обстоятельств на него будут "смотреть как на взрослого".
Вообще, включенность ребенка в дела семьи: разделение вместе с родителями семейных радостей, возможно, трудностей (конечно, до определенной степени) развивает ответственность, делает ребенка "сопричастным" и значимым для своей семьи. Ребенок ощущает тесную, неразрывную связь себя с родителями, учится сопоставлять свои потребности с их, учится взаимодействовать в коллективе. Это позволяет быстрее и гармоничнее приспосабливаться к новым условиям, проникнуться ситуацией.
Сложнее обстоит дело, если до рождения более позднего малыша ребенок был центром внимания всей семьи. Его нужды, потребности воспринимались взрослыми, как немедленный посыл к действию, а не как повод для размышлений. "Теряя" позицию самого "важного" в семье, ребенок, следуя собственной логике, решает, что его не любят, что он больше не нужен. Здесь также может сработать механизм компенсации. Не получая столько же внимания от родителей, как прежде, ребенок начинает брать его. Это может вылиться в капризы, отставание по школьным предметам, излишнюю привязчивость, а также воровство, как один из способов привлечь к себе внимание родителей. Ребенок не осознает, почему он так поступает, поэтому никакие логические доказательства и вопросы, почему он так поступил, в данной ситуации не помогут.
Вот наиболее распространенные причины, которые могут послужить развитию детской клептомании. Мы не рассматривали наиболее очевидные случаи, когда ребенок воспитывается в среде, где присвоение чужого скорее является нормой жизни, чем нонсенсом. Мы обратили внимание на "подводные камни", которые могут подстерегать родителей даже из внешне благополучных семей. В любом случае нужна квалифицированная помощь грамотного психолога, чтобы выявить истинную причину, послужившую предпосылкой действий ребенка в вашей семье, и составить программу совместных действий всей семьи.
Почему так поступают подростки
В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Стремление влиться в компанию, быть принятым в ней и одновременно отстаивать свою индивидуальность, "свои права" перед родителями - наиболее характерные черты поведения для подростков. Общение со сверстниками, принадлежность к выбранной группе, соответствие ее нормам и правилам важны для подростка больше всего. Это может выражаться в стремлении одеваться в определенную одежду, следовать определенному музыкальному направлению, если такая мода у сверстников. Читать литературу определенного плана, если это интеллектуальная тусовка. То есть выражать себя выбранным, доступным ему способом, заручившись поддержкой референтной (значимой для него группы). Здесь материальный фактор выступает как способ соответствия, средство для легкого вхождения в коллектив сверстников.
Бывают моменты, когда у подростка сложности с нахождением общего языка со сверстниками, когда нет возможности быстро и гармонично влиться в компанию. Причинами могут послужить природная застенчивость, неумение общаться и налаживать контакт с людьми, роль "отверженного" или "козла отпущения" в классе, переход в новую школу и мн.др. Если при данных условиях у подростка занижена самооценка, низкий уровень развития ответственности за свои действия, нет умения отстаивать свою точку зрения, а желание во что бы то ни стало попасть в выбранную компанию велико - это может привести к тому, что подросток будет пытаться купить расположение сверстников.
Еще одним фактором, "заставляющим" подростка воровать, является внутренний конфликт между «надо» и «хочу». Когда личные интересы ставятся на первый план, а интересы семьи практически не учитываются.
У подростка не сформировано должного отношения к деньгам и собственности. Например, если в детстве сформировался стереотип "деньги падают с неба".
Другой вопрос, если в семье периодически возникают трудности с деньгами, если часто не хватает средств на новое или модные вещи. В этой ситуации может развиться тенденция брать и носить чужие вещи, брать и не отдавать.
Необходимо воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, акцентировать внимание на его талантах и способностях, показывать важность других, доступных ему сфер жизни. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и любовь (хотя бы со стороны родителей) вне зависимости от того, как он выглядит. Ведь чем больше человек обделен материальными благами в детстве, тем выше потенциал и стремление добиться успеха.
Уход одного из родителей из семьиРазвод или разрыв отношений между родителями тоже может послужить отправной точкой в развитии клептомании. Но, как правило, факт развода не является самостоятельной предпосылкой к воровству. Конечно же, это стресс для всей семьи и последствия могут быть самые разнообразные (не всегда самые худшие, особенно если вопросы решаются "мирным" путем и учитываются интересы всех сторон, в том числе и психологическое благополучие ребенка).
ПрофилактикаПеречисленные причины являются факторами риска для появления детской и подростковой клептомании, а не обязательными условиями ее возникновения. Родителям не обязательно отказываться от счастья родить еще одного ребенка или строить личную жизнь по своему усмотрению. Идти на такие жертвы не нужно и даже вредно, а вот сделать так, чтобы этого избежать, вполне возможно.
Первая ошибка, которую часто допускают родители, - это не обращают внимание или "закрывают глаза" на мелкие пропажи. То два рубля со стола, то десятка из кошелька, у каждой семьи свой рубеж "мелкой" суммы. Так что мудрое правило - деньги любят счет - актуально. Всегда точно знайте, какая у Вас сумма денег и где она находится.
Второй момент - это как в семье относятся к деньгам. Не сложилось ли у ребенка представление, что "вещи и деньги падают с неба". Очень важно, чтобы ребенок знал, что деньги ЗАРАБАТЫВАЮТСЯ ТРУДОМ, чтобы он "видел", что "деньги надо заслужить". Объяснить ребенку будет проще, если у него есть какие-нибудь обязанности по дому или то, за что он несет ответственность (например, домашнее животное). Тогда ему легче будет понять, что у родителей тоже есть обязанности, только на другом уровне, выполняя которые, они получают деньги, а потом распределяют их на нужды всей семьи.
Третье, - это помнить, что любовь и внимание необходимы ребенку как воздух, которым он дышит. И никакая самая дорогостоящая игрушка не заменит ребенку общения с папой или с мамой. Если Вы очень сильно заняты (по разным причинам), найдите для ребенка хотя бы 15 минут времени в день, когда вы будете полностью в его распоряжении. Пусть в эти 15 минут Вы будете "полностью принадлежать" только ему.
Одним из важных секретов общения с ребенком является то, что дети воспринимают отношение к себе через прикосновение. Если вы, общаясь с ребенком, не дотрагиваетесь до него, то через какое-то время он начинает нервничать. Если вы медленно и с любовью поглаживаете ребенка, пока он рассказывает Вам свою "самую животрепещущую историю в мире", ребенок успокаивается, расслабляется. Поэтому касайтесь своего ребенка и обнимайте его как можно чаще, но только не второпях, а когда у Вас есть желание.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы не только осуществите профилактические меры развития клептомании, но и получите еще больше удовольствия от общения с собственным ребенком.