|
Психологические последствия воспитания женщин в неполных семьях (без отца).Автор статьи: Александра Григорьева
Актуальность поднимаемой темы неполных семей обусловливается неблагоприятной социальной обстановкой вокруг института семьи и брака, кризисом патерналистских ценностей в современной России. Все больше женщин выбирают свободные отношения, рождение ребенка «для себя» эмансипацию и независимость, забывая о нарушении структуры семьи, об ответственности за будущее ребенка, воспитанного в монородительский семье. Именно поэтому очень важно понимать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей. Для исследования выявления психологических особенностей женщин из неполных семей использовалась авторская биографическая анкета и модифицированная методика «Незаконченные предложения» Джозефа Сакса и Сиднея Леви. В конце 40-х годов каждый пятый, родившийся в нашей стране ребенок, был «незаконным». В 1944 году для таких детей был введен прочерк в графе «отец», своеобразное клеймо, которое было обязательным [5]. Свыше 15 миллионов детей вошли в жизнь с этим клеймом, и статистика монородительских семей, в особенности, когда только мать воспитывает детей, и в наше время только растет. Неполная семья представляет собой разрушенную привычную структуру, где единой формой может быть только отец, мать и дети. С психологической точки зрения показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых им до 18 лет из-за потери одного из родителей [4]. Мы попытались проанализировать модель поведения и психологию женщин, выросших в неполной семье (без отца) в сравнении с контрольной группой женщин из полных семей. Общую выборку в исследовании составили 20 женщин, 10 из них представляли группу в возрасте от 30 до 62 лет, 50% из них выросших в неполных родительских семьях (без отца). Контрольную группу составили представительницы полных родительских семей: 10 женщин, в возрасте от 22 до 42 лет, из полных семей. Вся группа респондентов являлась моими пациентами, проблемы которых были разрешены в ходе сеансов терапии. Из всей выборки, включая контрольную группу, 50% состоят в браке, остальные в разводе или без пары. У 40% детей нет, у 30% один ребенок, у 20% трое и у 10% двое детей. 50% респондентов отметила, что их воспитанием занималась бабушка, 40% из них воспитывал отчим (неродной отец), в среднем родной отец оставлял семью, когда респондентам было от 3 до 7 лет, 30% воспитанием девочек занималась мать, а 20% воспитанием занималась няня. У 90% всех респондентов мать и бабушка состояли в официальном браке. Учитывая, что чаще всего неполная родительская семья состоит из матери с одним или несколькими детьми, мы будем рассматривать особенности материнской семьи, их взаимоотношения и влияние на характер психического и личностного развития ребенка. Наши исследования женщин из неполной семьи выявили, что все 10 женщин, в среднем ощущают себя на 23 года (также были ответы 16 и 20 лет), т. е. проявляют признаки инфантилизма. Инфантилизм - незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам [8]. Часто инфантильные дети вырастают в семьях, чрезмерно занятых собой и работой родителей (функционально неполные семьи) или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять время своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки – как не повзрослевшие дети, непосредственные, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции. Их чувства незрелы, а детский эгоцентризм (я – центр мироздания) часто переходит в деструктивный эгоизм[1]. Тем временем ответы контрольной группы о разнице между биологическим и ощущаемым возрастом составил в среднем 2-4 года, что говорит о зрелости в психоэмоциональной сфере. Тест на незаконченные предложения Сакса-Леви (с англ. – SSCT – Sack’s Sentence Completion Test) – одна из вариаций аддитивной методики «незаконченных предложений», относящейся к группе проективных методик изучения личности. Тест Сакса-Леви, разработанный соответственно Джозефом Саксом и Сиднеем Леви в 1950 году, позволяет определить поведенческие особенности индивида и характер его взаимоотношений с окружающим миром - семьей, партнером, начальством, а также с самим собой. Предполагается также, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения неосознаваемых сторон личности [3].
Таблица 1 Сравнение вариантов завершения незаконченных предложений женщин из полных и неполных родительских семей
Примечание. В таблице указаны те варианты завершения предложений, по которым выявлены значимые различия. В заключительной интерпретации взрослые женщины (Таблица 1), выросшие в неполных семьях, чаще чувствовали себя одиноко, имели предвзятое отношение к отцу и обиду на собственную мать, видимо ввиду того, что она позволила их браку распасться, а так же явный протест паттерну семейного сценария и внутреннего конфликта быть похожей на собственную мать. Это же доказывает тот факт, что половина респондентов отмечала чувства жгучей зависти при виде мужчины с дочкой. Обращаясь снова к модифицированной методике «Незаконченные предложения» Джозефа Сакса и Сиднея Леви, мы провели исследование на наших респондентах, и выявили определенные закономерности. Так, например, отношение к отцу у большинства респондентов является отрицательным от -1 до -2. Отношение к семье же более склоняется в сторону нейтралитета – большинство женщин выбрали позицию 0. Взаимоотношения с матерью и любовь к ней практически у всех находится на уровне +2. Но при этом отношение к своему будущему у большинства респондентов колеблется от 0 до -1. Все вышесказанное указывает на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки, что приводит к глубокой душевной травматизации детей, вынужденных нести на своих плечах груз родительского легкомыслия. В частности дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, нежели дети из обычных семей. Отмечая подобное явление, характерное для детей из неполных семей такого типа, в качестве главной причины выделяется эгоизм взрослых и их легкомысленное отношение к жизни, связанное с удовлетворением своих прихотей, жертвами которого становятся дети [2]. Правда те же социологи забывают указать, что, например, на успеваемость в школе влияет вовсе не «полнота» семьи, а степень конфликтности в ней, частота ссор между родителями и детьми, уровень разногласий между родителями. Каждая неполная семья имеет свою историю. Такая семья возникает в связи с разнообразными причинами, такими как, смерть одного из родителя (вдовством), разводом или внебрачным рождением ребенка. Вместе с этим мы можем сказать, что в сложившейся ситуации современных Российских реалий, неполная семья является скорее больше нормальным явлением. Об это говорит следующая Таблица 2 статистических данных Федеральной службы государственной статистика по бракам и разводам за 8 последних лет [6]: Таблица 2 Статистические данные по бракам и разводам в Российской Федерации за 2010-2017 гг.
Как видно из таблицы, процент разводов в последние 2 года значительно вырос. Сегодня неполную семью перестают однозначно считать «осколочной» или отождествлять ее с обидным словом «безотцовщина». Конечно, это не самый идеальный вариант как для родителя, так и для ребенка, но порой она может стать для женщины источником независимости, счастья, радости, которых невозможно было достичь в обычной «формуле семьи». Человеку, выросшему без полной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые, в свою очередь, становятся причиной ограниченности развития [7]. Но, если оставшемуся родителю удаётся окружить ребёнка заботой и теплом, то дети из неполных семей являются более спокойными и уравновешенными, даже в сравнении в полными семьями. Однако так же следует заметить, что в складывающейся ситуации неполных семей есть и положительные стороны. Так, к примеру, осознавая неполноценность института семьи на своем примере, женщины будут стремиться к созданию своей семьи очень трепетно и серьезно, избегая случайных связей. Их устремления будут направлены на построение крепкой полной семьи, в которой воспитание ребенка будет происходить на должном уровне. У тех детей, чьи матери работали, формируются гораздо более широкое представление о роли женщины в обществе. Девочки из неполных семей, как правило, стремятся утвердиться в своей профессии, создать карьеру и чаще добиваются более высоко статуса, доказывая свою полноценность и самореализовываться. Так же со временем дети одиноких родителей начинают осознавать, как их матери, будучи совсем без поддержки, проходили трудные жизненные периоды не забывая о них, постепенно пересматривая взгляды, переполняясь гордостью и благодарностью к тому, что мама не сломалась, а продолжила жить дальше и дала эту жизнь респонденту.
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|