Психологические последствия воспитания женщин в неполных семьях (без отца).

Актуальность поднимаемой темы неполных семей обусловливается неблагоприятной социальной обстановкой вокруг института семьи и брака, кризисом патерналистских ценностей в современной России. Все больше женщин выбирают свободные отношения, рождение ребенка «для себя» эмансипацию и независимость, забывая о нарушении структуры семьи, об ответственности за будущее ребенка, воспитанного в монородительский семье. Именно поэтому очень важно понимать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.

     Для исследования выявления психологических особенностей женщин из неполных семей использовалась авторская биографическая анкета и  модифицированная методика «Незаконченные предложения» Джозефа Сакса и Сиднея Леви.

     В конце 40-х годов каждый пятый, родившийся в нашей стране ребенок, был «незаконным». В 1944 году для таких детей был введен прочерк в графе «отец», своеобразное клеймо, которое было обязательным [5]. Свыше 15 миллионов детей вошли в жизнь с этим клеймом, и статистика монородительских семей, в особенности, когда только мать воспитывает детей, и в наше время только растет.

     Неполная семья представляет собой разрушенную привычную структуру, где единой формой может быть только отец, мать и дети. С психологической точки зрения показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых им до 18 лет из-за потери одного из родителей [4].

     Мы попытались проанализировать модель поведения и психологию женщин, выросших в неполной семье (без отца) в сравнении с контрольной группой женщин из полных семей.

     Общую выборку в исследовании составили 20 женщин, 10 из них представляли группу в возрасте от 30 до 62 лет, 50% из них выросших в неполных родительских семьях (без отца). Контрольную группу составили представительницы полных родительских семей: 10 женщин, в возрасте от 22 до 42 лет, из полных семей. Вся группа респондентов являлась моими пациентами, проблемы которых были разрешены в ходе сеансов терапии.

Из всей выборки, включая контрольную группу, 50% состоят в браке, остальные в разводе или без пары. У 40% детей нет, у 30% один ребенок, у 20% трое и у 10% двое детей. 50% респондентов отметила, что их воспитанием занималась бабушка, 40% из них воспитывал отчим (неродной отец), в среднем родной отец оставлял семью, когда респондентам было от 3 до 7 лет, 30% воспитанием девочек занималась мать, а 20% воспитанием занималась няня. У 90% всех респондентов мать и бабушка состояли в официальном браке.

     Учитывая, что чаще всего неполная родительская семья состоит из матери с одним или несколькими детьми, мы будем рассматривать особенности материнской семьи, их взаимоотношения и влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

     Наши исследования женщин из неполной семьи выявили, что все 10 женщин, в среднем ощущают себя на 23 года (также были ответы 16 и 20 лет), т. е. проявляют признаки инфантилизма. Инфантилизм - незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам [8]. Часто инфантильные дети вырастают в семьях, чрезмерно занятых собой и работой родителей (функционально неполные семьи) или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять время своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки – как не повзрослевшие дети, непосредственные, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции. Их чувства незрелы, а детский эгоцентризм (я – центр мироздания) часто переходит в деструктивный эгоизм[1].

     Тем временем ответы контрольной группы о разнице между биологическим и ощущаемым возрастом составил в среднем 2-4 года, что говорит о зрелости в психоэмоциональной сфере.

     Тест на незаконченные предложения Сакса-Леви (с англ. – SSCT – Sack’s Sentence Completion Test) – одна из вариаций аддитивной методики «незаконченных предложений», относящейся к группе проективных методик изучения личности. Тест Сакса-Леви, разработанный соответственно Джозефом Саксом и Сиднеем Леви в 1950 году, позволяет определить поведенческие особенности индивида и характер его взаимоотношений с окружающим миром - семьей, партнером, начальством, а также с самим собой. Предполагается также, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения неосознаваемых сторон личности [3].

 

Таблица 1

Сравнение вариантов завершения незаконченных предложений женщин из полных и неполных родительских семей

 

Варианты завершения незаконченных предложений

 

 

Неполная родительская семья

 

Полная родительская семья

«Когда я была ребенком…»

Часто чувствовала себя одинокой/ мне не хватало материнской любви

50%

30%

Была счастлива

20%

60%

Не могу вспомнить что-то хорошее

10%

0%

Другое

20%

10%

«Думаю что мой отец…»

Меня не любил

40%

0%

Был хорошим человеком

10%

0%

Был подлецом/эгоистом

20%

20%

Любил/любит меня

0%

70%

Другое

30%

10%

«Моя мать и я…»

Не общаемся

30%

20%

Любим друг друга/дружим

0%

40%

Похожи

40%

20%

Самый близкий человек в жизни

0%

10%

Другое

30%

10%

                                                                                                         «Когда я вижу дочку с отцом…»

Завидую

60%

0%

Улыбаюсь

0%

70%

Ничего не испытываю

20%

0%

Осознаю, что мне его очень не хватало

20%

0%

Другое

0%

30%

«Жизнь в браке кажется мне…»

Несправедливой

20%

0%

Пугающей/кошмаром

20%

0%

Идеальной/это счастье

40%

60%

Правильной, так и должно быть

10%

20%

Другое (сложной, но интересной)

10%

20%

«Большинство известных мне семей…»

Несчастные

60%

0%

Имеют много проблем

0%

50%

Счастливы

20%

30%

Распадаются

0%

20%

Другое

20%

0%

«Если бы я не родилась, мои родители…»

Развелись

10%

50%

Ничего бы не изменилось

30%

50%

Родили мальчика

30%

0%

Не имели бы материальных проблем

30%

0%

«Считаю, что быть похожей на мать…»

Плохо/мое проклятие

70%

30%

Хорошо/это гордость для меня

30%

70%

Примечание. В таблице указаны те варианты завершения предложений, по которым выявлены значимые различия.

     В заключительной интерпретации взрослые женщины (Таблица 1), выросшие в неполных семьях, чаще чувствовали себя одиноко, имели предвзятое отношение к отцу и обиду на собственную мать, видимо ввиду того, что она позволила их браку распасться, а так же явный протест паттерну семейного сценария и внутреннего конфликта быть похожей на собственную мать. Это же доказывает тот факт, что половина респондентов отмечала чувства жгучей зависти при виде мужчины с дочкой.

     Обращаясь снова к модифицированной методике «Незаконченные предложения» Джозефа Сакса и Сиднея Леви, мы провели исследование на наших респондентах, и выявили определенные закономерности. Так, например, отношение к отцу у большинства респондентов является отрицательным от -1 до -2. Отношение к семье же более склоняется в сторону нейтралитета – большинство женщин выбрали позицию 0. Взаимоотношения с матерью и любовь к ней практически у всех находится на уровне +2. Но при этом отношение к своему будущему у большинства респондентов колеблется от 0 до -1.

     Все вышесказанное указывает на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки, что приводит к глубокой душевной травматизации детей, вынужденных нести на своих плечах груз родительского легкомыслия. В частности дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, нежели дети из обычных семей. Отмечая подобное явление, характерное для детей из неполных семей такого типа, в качестве главной причины выделяется эгоизм взрослых и их легкомысленное отношение к жизни, связанное с удовлетворением своих прихотей, жертвами которого становятся дети [2]. Правда те же социологи забывают указать, что, например, на успеваемость в школе влияет вовсе не «полнота» семьи, а степень конфликтности в ней, частота ссор между родителями и детьми, уровень разногласий между родителями.

   Каждая неполная семья имеет свою историю. Такая семья возникает в связи с разнообразными причинами, такими как, смерть одного из родителя (вдовством), разводом или внебрачным рождением ребенка. Вместе с этим мы можем сказать, что в сложившейся ситуации современных Российских реалий, неполная семья является скорее больше нормальным явлением.

Об это говорит следующая Таблица 2 статистических данных Федеральной службы государственной статистика по бракам и разводам за 8 последних лет [6]:

Таблица 2

Статистические данные по бракам и разводам в Российской Федерации за 2010-2017 гг.

Год

Количество зарегистрированных        браков

Количество разводов

% разводов

2010 г.

1215066

639321

52,61%

2011 г.

1316011

669376

50,86%

2012 г.

1213598

664101

53,07%

2013 г.

1225501

667971

54,50%

2014 г.

1225985

693730

56,58%

2015 г.

1161068

611646

52,67%

2016 г.

985836

608336

61,70%

2017 г.

1049725

611428

58,24%

     Как видно из таблицы, процент разводов в последние 2 года значительно вырос. Сегодня неполную семью перестают однозначно считать «осколочной» или отождествлять ее с обидным словом «безотцовщина». Конечно, это не самый идеальный вариант как для родителя, так и для ребенка, но порой она может стать для женщины источником независимости, счастья, радости, которых невозможно было достичь в обычной «формуле семьи».

     Человеку, выросшему без полной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые, в свою очередь, становятся причиной ограниченности развития [7]. Но, если оставшемуся родителю удаётся окружить ребёнка заботой и теплом, то дети из неполных семей являются более спокойными и уравновешенными, даже в сравнении в полными семьями.

     Однако так же следует заметить, что в складывающейся ситуации неполных семей есть и положительные стороны. Так, к примеру, осознавая неполноценность института семьи на своем примере, женщины будут стремиться к созданию своей семьи очень трепетно и серьезно, избегая случайных связей. Их устремления будут направлены на построение крепкой полной семьи, в которой воспитание ребенка будет происходить на должном уровне.

     У тех детей, чьи матери работали, формируются гораздо более широкое представление о роли женщины в обществе. Девочки из неполных семей, как правило, стремятся утвердиться в своей профессии, создать карьеру и чаще добиваются более высоко статуса, доказывая свою полноценность и самореализовываться. Так же со временем дети одиноких родителей начинают осознавать, как их матери, будучи совсем без поддержки, проходили трудные жизненные периоды не забывая о них, постепенно пересматривая взгляды, переполняясь гордостью и благодарностью к тому, что мама не сломалась, а продолжила жить дальше и дала эту жизнь респонденту.

 

 

Список литературы:

 

  1. Арнольд О. Р. Люди и звери: мифы и реальность. - М.: "Новый дом", "Астра", 2018.
  2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психи­атра: Книга для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1988.-С.207.
  3. Румянцев Г.Г. Опыт применения метода "незаконченных предложений" в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1969. С. 266-275
  4. Синельников А. Б. Супружество, отцовство и материнство в российском обществе // Социологический журнал, 2015. Том. 21. № 4. С. 132-148.
  5. 5. Толстая А.И. История государства и права России - М.: "Юстицинформ", "Омега-Л", 2010.С.
  6. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) http://www.gks.ru/
  7. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- С.272.
  8. 8. https://ru.wikipedia.org/wikib/Инфантилизм


Просмотров: 614
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности локус контроля у подростков из полных и неполных семей
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Проблема неполных семей.
  • Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.
  • Некоторые особенности детей из неблагополучных семей на примере сериала "Бесстыжие"
  • Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Анкета для родителей и методика "Незаконченных предложений".
  • Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
  • Какая у вас модель семьи? (тест для женщин)
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Правильно ли в детском лагере смешивать детей из социальных и нормальных семей?
  • Сложные взаимоотношения или суть "проклятых" семей
  • Мать и сын. Компенсация неполной семьи
  • Очень простой тест для женщин "Моя роль в семье"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Неполная семья и женщина одна воспитывающая детей - это разное.
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Программа психологического сопровождения замещающих семей "Мой трудный подросток"
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • техника "обмен ролями" в терапии пар и семей
  • Дети в однополых семьях (Фрагмент моего проекта-книги "Все дети любви" укр)
  • Сохранение семьи ради детей
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь