Программа психологического сопровождения замещающих семей "Мой трудный подросток"

Программа летней группы психологического сопровождения замещающих семей с приемными детьми подросткового возраста

«Мой трудный подросток»

   Цель программы: оказание замещающим семьям с подростками психологической помощи для профилактики конфликтов и отказов от детей.

   Задачи программы:

  1. Психологическое просвещение родителей об особенностях психики подростка, приемного подростка;
  2. Отслеживание динамики семейных отношений в замещающих семьях с подростками с целью профилактики кризисных проявлений;
  3. Обучение родителей и подростков навыкам позитивного общения;
  4. Обучение родителей и подростков навыкам саморегуляции;
  5. Обучение родителей навыкам формирования поведения подростка;
  6. Формирование навыков целеполагания у подростков;
  7. Повышение ресурсности замещающей семьи;
  8. Проработка индивидуальных запросов семей на группе.

   Количество семей – участников группы, 10. Группа носит закрытый характер.

   Реализация программы: программа предполагает проведение занятий в режиме недельной (7 дней) смены летнего лагеря с выездом семей за город.  

   Специалисты, реализующие программу: психолог, организаторы досуга детей и семей (волонтеры или вожатые лагеря).

План работы группы.

Дни

№ занятия

Тема занятия

Участники

1

1 (вечер)

Вводное занятие: знакомство участников группы, изучение правил группы и задач ее работы. Диагностика семей.

Родители с детьми.

2

2 (утро)

Лекция «Особенности подросткового возраста у приемного ребенка».

Родители.

3 (вечер)

Тренинг для актуализации ресурсного потенциала приемной семьи «Древо рода».

Родители с детьми.

3

4 (утро)

Тренинг для улучшения качества эмоциональных контактов внутри семьи «Маска, я тебя знаю».

Родители с детьми.

5 (вечер)

Тренинг по развитию навыков позитивного общения у членов семьи «Слушатель».

Родители с детьми.

4

6 (утро)

Лекция-тренинг «Основы поведенческого анализа и формирования поведения».

Родители

7 (вечер)

Занятие по индивидуальным запросам семей.

 Родители.

5

8 (утро)

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания.

Родители с детьми.

9 (вечер)

Тренинг «Наша семья – наш проект».

Родители с детьми.

6

10 (утро)

Тренинг для подростков «Трансформация».

Подростки.

11 (обед)

Тренинг для подростков «Трансформация».

Подростки.

12 (вечер)

Тренинг для подростков «Трансформация».

Подростки.

7

13 (утро)

Диагностика.

Родители с детьми.

14 (обед)

Ознакомление с результатами диагностики с получением рекомендаций родителями. Закрытие смены.

Родители с детьми.

 

   «Подростковый возраст», «переходный возраст», «подростковый кризис» - эти понятия очень сильно настораживают и пугают родителей. Что ожидать от этого возраста? Как взаимодействовать со своим «трудным» подростком? Эти вопросы крайне актуальны для многих семей. И во многом это обосновано.

   Подростковый возраст – это возраст полового созревания, гормональной бури, что накладывает особенности на поведение и сознание подростка. Здесь и озабоченность своим внешним видом, и нежелание соответствовать ожиданиям родителей в своем внешнем облике, а стремление больше походить на своих сверстников. Кроме этого, это возраст, когда подросток ищет авторитеты не внутри семьи и не среди взрослых, а ищет он авторитетов в среде сверстников, которые становятся для него все более значимыми и важными. Это возраст, когда для подростка становится наиболее важным именно общение, а учеба может отходить на второй план. Все эти особенности несут определенные риски. Все это заставляет очень сильно тревожиться родителей.

   Все эти особенности подросткового возраста проявляются и у приемных детей. Но, накладываясь на ситуацию приема, они могут иметь более жесткие проявления, как со стороны подростка, так и со стороны замещающих родителей. Нередко эти особенности могут приводить к отказу от ребенка.

   В связи с этим, на наш взгляд, крайне важна работа по психологическому сопровождению замещающих семей с подростками для минимизации кризисных проявлений.

Диагностика.

   Продолжительность занятия – 3 часа.

   С целью оказания адресной, актуальной психологической помощи участникам группы, отслеживания динамики внутри семейных отношений, проводится психологическая диагностика семьи. В программу диагностики включаются следующие методики: тест Люшера, тест ЦТО, тест FAST, немецкий тест семейной динамики, проективный тест «Письмо к другу».

   После проведения диагностики психолог пишет заключение с рекомендациями на каждую семью.

   В конце программы проводится выходящая диагностика.

 

Занятие № 1.

«Знакомство».

   Цели занятия: знакомство членов группы и ведущего между собой; ознакомление участников с правилами работы в группе; прояснение запросов и ожиданий участников от работы в группе; ознакомление с планом работы группы на год.

   Оборудование и материалы: листы формата А3 на каждую семью, карандаши на каждую семью, бейджи на каждого участника, колоды метафорических ассоциативных карт на каждую семью, проектор, компьютер, распечатанные планы работы группы на год на каждую семью.

   Продолжительность занятия – 2,5 часа.

  1.    Презентация ведущего группы.

Психолог, который ведет группу, представляется, рассказывает о своем опыте работы, об опыте работы с замещающими семьями, о значении и значимости, которые он придает работе именно в данной группе.

  • Ознакомление с правилами работы в группе.
  •    Правила поведения в группе

       Я ГОВОРЮ «Я», А НЕ «МЫ» ИЛИ «ВСЕ»

       Для чего это нужно? Когда я говорю «мы», «все» или использую безличную форму глаголов, я не несу ответственности за свои слова. Тем самым я уклоняюсь от прямого высказывания своей точки зрения, и наше общение становится ни к чему не обязывающим и поверхностным.

       Как это выглядит? Я не говорю: « Лучше, чтобы в этой группе не курили», но нахожу в себе достаточно мужества, чтобы сказать: «Я хочу, чтобы в группе не курили».

       Я НЕ ПОЛЬЗУЮСЬ ОБЩИМИ ФРАЗАМИ И КЛИШЕ

       Для чего это нужно?

       Чем более обобщенно я говорю, тем менее эффективными становятся мои высказывания. Обобщения являются формой защиты, а конкретные высказывания позволяют быстрее и легче установить контакт с другими членами группы.

       Как это выглядит? Вместо того чтобы сказать: «Все женщины непоследовательны и эмоциональны», я говорю: «В твоих словах, Сабина, я не вижу логики».

    Я ГОВОРЮ О ТОМ, ЧТО МЕШАЕТ МНЕ УЧАСТВОВАТЬ В РАБОТЕ ГРУППЫ

    Для чего это нужно? Если в какой-то ситуации я внутренне не готов участвовать в выполнении задания, но не говорю об этом явно, то тем самым я мешаю себе продуктивно работать. Я трачу силы на то, чтобы скрыть свое сопротивление вместо того, чтобы открыто обсудить его.

    Как это выглядит? Я сам, по своей инициативе, сообщаю о том, что мне мешает, чтобы снова активно включиться в работу. Например, я говорю: «Мне сейчас трудно сосредоточиться на нашей теме, поскольку я никак не могу отвлечься от своих проблем».

    Я НЕ ГОВОРЮ О ДРУГИХ УЧАСТНИКАХ В ТРЕТЬЕМ ЛИЦЕ, НО ОБРАЩАЮСЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО К НИМ

    Для чего это нужно? Когда в присутствии человека о нем говорят в третьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают и с ним не считаются. Если же к человеку обращаются непосредственно, он чувствует, что его воспринимают всерьез.

    Как это выглядит? Вместо того чтобы сказать: «Ханс совершил большую ошибку, когда он…», я говорю: «Ханс, ты совершил…».

    Я ИЗБЕГАЮ КУЛУАРНЫХ РАЗГОВОРОВ

    Для чего это нужно? Кулуарные разговоры приводят к ослаблению групповой сплоченности, а также к тому, что не участвующие в этих разговорах люди чувствуют себя исключенными из общения. Кроме того, участникам, ведущим кулуарные разговоры, часто не хватает смелости сказать то, что они думают, вслух, и в результате их мысли или инициативы оказываются потерянными для группы.

    Как это выглядит?

    Я ни с кем не шепчусь во время групповой работы. Если это делают другие участники, я спрашиваю их, готовы ли они вынести свои кулуарные разговоры на групповое обсуждение.

    Я ВСЕГДА МОГУ СКАЗАТЬ «НЕТ»

    Для чего это нужно? Цель психологической работы состоит в том, чтобы каждый смог глубже осознать, что он свободен в выборе решений, но это означает и его личную ответственность. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения лишь тогда, когда у него есть право самому решать, что он может делать и о чем говорить.

    Как это выглядит? Если ты хочешь от меня чего-либо, к чему я не готов, я говорю: «Нет, этого я не хочу. Я не чувствую себя достаточно уверенно для этого».

    Я НЕ СПРАШИВАЮ «ПОЧЕМУ?», А СПРАШИВАЮ «ЧТО?», «КОГДА?» И «КАК?»

    Для чего это нужно? Вопросы «Что?», «Когда?», «Как?» имеют отношение к фактам, которые происходили в реальности и предполагают меньше возможности для интерпретаций, оценок и субъективных суждений, чем вопрос «Почему?». Поэтому они воспринимаются окружающими как менее опасные.

    Как это выглядит? 

    Я  не спрашиваю: «Почему ты так нервничаешь?» Вместо этого я говорю тебе: «Я замечаю твое волнение и мне от этого тревожно. Если можешь, скажи мне, пожалуйста, что тебя сейчас беспокоит?»

    ВСЕ, ЧТО Я ЗДЕСЬ ГОВОРЮ И СЛЫШУ, НЕ ВЫНОСИТСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГРУППЫ

    Для чего это нужно? Каждому участнику группы легче найти в себе смелость и раскрыться, если он будет уверен, что потом никто никому не расскажет о том, что происходило во время занятий.

    Как это выглядит? После занятия я могу рассказывать третьим лицам только о том, что переживал я сам. Я не называю имен других участников и не сообщаю ничего об их действиях, словах, чувствах.

    Я СТАРАЮСЬ ГОВОРИТЬ МАКСИМАЛЬНО ИСКРЕННЕ

    Для чего это нужно? Люди общаются друг с другом с большей готовностью, если видят, что каждый говорит то, что он действительно думает и чувствует.

    Как это выглядит? Я не говорю: «Я с тобой полностью согласен», если про себя думаю: «Не во всем я разделяю твое мнение».

    Я СТАРАЮСЬ БЫТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ РЕАЛИСТИЧНЫМ

    Для чего это нужно? Контакт между участниками группы будет лучше, если каждый из них будет видеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими им хотелось бы видеть друг друга.

    Как это выглядит? Когда я тебя критикую, то не забываю и о твоих сильных сторонах, а когда я соглашаюсь с тобой и одобряю твои действия, то осознаю, что мы с тобой во многом отличаемся друг от друга.

    Я СТАРАЮСЬ МАКСИМАЛЬНО БЫТЬ В НАСТОЯЩЕМ, ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПРИНЦИПА «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»

    Для чего это нужно? Если человека занимают главным образом прошлые события или планы на будущее, он не может сосредоточиться на том, что с ним происходит в группе. Быть в настоящем — значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включенным в  групповую работу.

    Как это выглядит? Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о том, что происходило в прошлом, я обсуждаю с участниками группы то, что происходит с нами сейчас.

    Участники имеют право внести какие-либо свои правила, которые будут приемлемы только для этой группы.

  • Презентация участников группы. Упражнение «Это моя семья».
  • Семьи участников группы садятся каждый за свой стол и обсуждают качества и признаки своей семьи, которые делают их отличными от других и которые необходимо включить в самопрезентацию. Обсудив эти признаки, участники группы рисуют герб семьи и гербы для каждого ее члена (герб семьи в центре листа, гербы членов семьи вокруг). После того как задание выполнено, семьи по очереди выходят в центр и презентуют свою семью.

  • Упражнение «Ассоциации».
  • В этом упражнении участники группы изготавливают себе бейджи. На бейдже кроме имени предлагается написать еще и псевдоним.  Псевдоним выбирается по результатам ассоциаций, которые участники группы называют на каждое имя участника. Но выбор псевдонима остается прерогативой самого участника.

  • Прояснение запросов участников группы.
  • С целью прояснения запросов участников по поводу работы в группе предполагается использовать метафорические ассоциативные карты.

    Каждой семье выдается своя колода карт. Членам семьи предлагается ее внимательно просмотреть и каждому выбрать 3 карты, которые, по его мнению, ассоциируются у него с темой подросткового кризиса. После этого участникам предлагается записать свои ассоциации по каждой карте на бумагу. Затем прописывается проблема, на которую, по мнению участника, указывает данная ассоциация. После того как список проблем у каждого готов, участники по очереди зачитывают его, а ведущий записывает и систематизирует. После этого участникам предлагается проранжировать проблемы из получившегося списка.

    Второй этап работы с картами будет проходить подобным же образом, только участники будут прояснять не проблемы, а возможные способы их решения на группе. Эти способы и ожидания будут составлять второй список.

    В конце ведущий прояснит, какие ожидания участников реальны и осуществимы с помощью группы, а какие на группе не решить.

  • Ознакомление с планом работы группы на год.
  • Ведущий знакомит участников группы с планом работы на год. Происходит его обсуждение и уточнение.

  • Шеринг. Завершение работы.
  •  

    Занятие № 2.

    Лекция «Особенности подросткового возраста у приемного ребенка».

    Продолжительность занятия – 2 часа.

    1. Результаты диагностики. Перед началом лекции участникам выдаются заключения по результатам диагностики. Психолог отвечает на вопросы по данным результатам и рекомендациям.
    2. Лекция. Подростковый возраст. Как он определяется? Какие качественные характеристики имеет?

    Принято считать, что подростковый возраст охватывает возраст с 11 до 16 лет. Конечно, эти границы не могут у всех быть одинаковыми – кто-то созревает раньше, а кто-то позже. Так что данные возрастные границы носят усредненный характер. Но кроме возраста подростковый период отличается еще некоторыми особенностями, как физиологическими, так и психологическими. В этот период начинается половое созревание у подростков; подросток переходит в среднее школьное звено, где меняется характер требований к нему, как со стороны учителей и взрослых, так и со стороны сверстников; ведущей деятельностью вместо учебы для подростка становится общение со сверстниками. Сочетание всех этих критериев как раз и позволяет выделить наступление подросткового периода развития у вашего ребенка.

    Давайте подробнее рассмотрим перечисленные нами особенности подросткового возраста.

    Половое созревание. Половое созревание зависит от эндокринных измене­ний в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаи­модействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Уве­личиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (даль­нейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

    Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиня­ются руки и ноги и в последнюю очередь туловище. Интен­сивный рост скелета, достигающий 4—7 см в год, опере­жает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, не­ловкими.

    Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у неко­торых резко снижается тембр голоса, временами срываю­щегося на высоких нотах, что может переживаться доволь­но болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

    В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении го­ловного мозга. Поэтому для подростков характерны пере­пады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соот­ветственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребе­нок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чув­ствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спо­койный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон ста­новится неровным, нестабильным.

    К этому следует добавить, что ребенок вынужден по­стоянно приспосабливаться к физическим и физиологи­ческим изменениям, происходящим в его организме, пе­реживать «гормональную бурю». У подростков половых гор­монов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них практически постоянно усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защит­ных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Осознание этого со­стояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усилива­ет сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек боль­ше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большин­ство — более неопределенные, связанные с удовлетворе­нием других потребностей (в привязанности, любви, под­держке, самоуважении).

    По мнению западных психологов, подросток еще би­сексуален. Тем не менее, в этот период половая идентифика­ция достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традици­онно мужские, так и традиционно женские качества. На­пример, девочки, планирующие себе в будущем профес­сиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества. Чтобы уточнить мужские и женс­кие стили поведения, формирующиеся у детей, восполь­зуемся соответствующими шкалами американского детс­кого опросника.

    Представления подростков о мужественности и женственности

    Мужские качества

    Женские качества

    — Я легко принимаю решения.

    — Во многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников.

    — Я предпочитаю делать все сам и не обращаюсь за помощью к другим.

    — В сложных ситуациях я стараюсь действовать.

    — Я нелегко сдаюсь.

    — Среди моих друзей я часто бываю лидером.

    — Я отстаиваю то, во что верю.

    — Я не изменяю своего мнения под влиянием других людей.

    - Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны.

    — Я много помогаю другим людям.

    — Я сопереживаю другим.

    - Я добра по отношению к другим людям.

    — Я стараюсь делать все, что могу, для людей, которые мне небезразличны.

    — Я мягкий человек.

    — Я люблю искусство и музыку.

    — Я люблю маленьких детей.

     

     

    Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, зам­кнутости, даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь, стать изящными, соблюдают стро­гую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного физического истощения. Подростков, стра­дающих таким своеобразным заболеванием, принудитель­но кормят и лечат в больницах.

    Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отно­шениях с близкими взрослыми, которые должны, разуме­ется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усу­губляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

    На образ физического «Я» и самосознание в целом ока­зывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положе­нии; акселерация создает более благоприятные возможно­сти личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны, и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физи­чески более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведен­ных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговор­чивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами, и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

    Психология подростка. В под­ростковом возрасте главной стороной жизни становится общение. В первую очередь для подростка важно общение со сверстниками, но весьма значимо также и общение со взрослыми. Помимо мотивов общения большое значение приобретает реакция увлечения; кроме того, по-прежнему велика роль мотивов учения. Продолжают также развивать­ся такие мотивы, как привязанность, любовь к природе, чувство родины и др.

    В подростковом возрасте происходит развитие личностной рефлексии, что связанно с потребнос­тью подростка разобраться в самом себе, своих мотивах, переживаниях и чертах, новый уровень развития мышления и окончательное становление типов характера (сколько-нибудь существенные изменения типа характера в бу­дущем связаны обычно с исключительными событиями в личной или общественной жизни (потеря близкого человека, война, сти­хийное бедствие и т.д.) или с переживанием критических ситуаций). Подросток начинает во всей полноте переживать свои связи с окружающим миром, сложность внутреннего мира, внутренние конфликты и противоречия; развиваются высшие формы теоретического мышления, что позволяет осознать нравственные и духовно-нрав­ственные ценности; все это способ­ствует осознанию направленности личности.

    Соответствующая линия развития жизненного мира проявляется как в подростковых реакциях (в общении и увлечениях), так и в других сторонах жизни.

    Подростки с формирующейся духовно-нравственной и сущностной направленностями личности, соответствую­щими сложному и «как бы легкому» и сущностному жиз­ненному миру, отличаются преданностью в дружбе со свер­стниками. Их отношения с родителями не сопровождаются острыми конфликтами, оставаясь в целом спокойными. Эмоциональные контакты со значимыми взрослыми со­храняются. Реакция эмансипации обычно выражена весьма умеренно. Из увлечений наиболее часты интеллектуально-эстетические; в других видах увлечений также привлекает сам процесс, содержание занятий. В учебе, как и в млад­шем школьном возрасте, преобладают мотивация дости­жения успеха и познавательные мотивы. Таким образом, и в общении, и в увлечениях, и в учебе этим подросткам свойственно развитие сущностных связей с миром.

    Для указанных линий развития характерны привязан­ности к близким людям, психосоциальная тождественность на уровне малых групп (прежде всего в школьном классе) и чувство общности с большими группами, чувство роди­ны в узком и широком его проявлении, разнообразие дру­гих сущностных жизненных отношений. Сущностные мо­тивы составляют основную часть жизненного мира, опре­деляя либо общую ориентацию на духовно-нравственные ценности, либо (при сущностной линии развития) жизнь в целом. В обоих случаях подростков отличает относитель­ная независимость от отрицательных внешних воздействий, они не подвержены влиянию асоциальных групп и сверст­ников с отклоняющимся поведением. В классах, которые можно назвать коллективом, где складываются отношения школьной дружбы, ядром, определяющим эти отношения, становятся именно такие подростки.

    У подростков с линией развития сложного и трудного жизненного мира (эгоистической направленности личнос­ти) развитие идет намного сложнее. У них обычно непросто складываются отношения со сверстниками: требования к другу всегда выше, чем к себе, важнее больше получить, чем дать самому. Именно для них характерна частая смена друзей. В подростковой группе они часто стремятся к лидер­ству. Обычно желание продемонстрировать перед сверстни­ками те или иные престижные качества: силу, ловкость, храбрость, ум, эрудицию и т.п. Отношения с родителями нередко остро конфликтны, характерна резкая выраженность реакции эмансипации. Наиболее типичными увлечениями являются эгоцентрические, накопительские и телесно-ма­нуальные, причем в двух последних видах, как и в первом, обычно тоже главным образом интересует результат. Среди мотивов учения преобладают престижная мотивация, мо­тивы статуса и другие эгоистические мотивы.

    Другие стороны жизни также в основном определяются не сущностными мотивами. Те или иные сущностные жизнен­ные отношения обычно бывают, но они не имеют существен­ного значения в общем содержании жизни. В связи с отсут­ствием общей ориентации на духовно-нравственные ценнос­ти эти подростки могут быть подвержены влиянию асоциаль­ных групп и сверстников с асоциальной направленностью.

    Самыми «трудными» являются подростки с линией развития, отвечающей гедонистической направленности лич­ности. В основном именно с ними связано большинство под­ростковых проблем. Они наиболее конфликтны с родителями, наиболее подвержены влиянию асоциальных групп, для них возможно отклоняющееся поведение, алкоголизация, токсикомания, наркомания, побеги из дома. Доминирующи­ми мотивами являются удовольствия и развлечения, харак­терна тяга к безделью. Им свойственно подражание всему тому, что может принести немедленное удовольствие. Живут толь­ко настоящим, будущее их совершенно не заботит.

    Резко выражено стремление освободиться от опеки ро­дителей. Эти подростки равнодушны к родным и к заботам семьи, родители для них лишь «источник средств для удо­вольствий» (А.Е. Личко). Они «неспособны сами занять себя, тянутся к подростковым уличным группам». В этих группах никогда не становятся лидерами, являются послушным орудием других. Увлечения представлены самыми прими­тивными - информативно-коммуникативными. Кроме того, характерна склонность к азартным играм. Учеба обычно совершенно запускается, в школе часты прогулы.

    Сущностные мотивационные отношения не характерны. Как правило, они не проявляются ни в общении со взрослы­ми и сверстниками, ни в увлечениях, ни (тем более) в учебе. Линия развития, связанная с гедонистической установ­кой, присуща неустойчивому типу характера, описанному А.Е. Личко. Как было отмечено выше, он характеризуется  несформированностью социально-приемлемых норм пове­дения, безволием во всех сферах жизни, в особенности в исполнении обязанностей и долга.

    Подростковый возраст — трудный период полового со­зревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно ста­новится центральным новообразованием младшего подро­сткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку при­суща сильная потребность в общении со сверстниками. Ве­дущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

    По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, непод­вижного». Личностная нестабильность порождает противоре­чивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требу­ют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному ин­теллектуальному развитию появляется склонность к самоана­лизу; впервые становится возможным самовоспитание. У под­ростка складываются разнообразные образы «Я», первона­чально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

    Развитие личностной рефлексии, новый уровень мыш­ления и становление типов характера обусловливают но­вый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии развития жизненного мира оформляются в основ­ных своих чертах как сложившиеся, развитые типы.

    Подросток в замещающей семье. Описанные ранее особенности подросткового возраста в сочетании с особенностями развития приемного ребенка привносят ряд особенностей, осложняющих процесс протекания подросткового периода у приемного ребенка.

    Какие факторы и как могут влиять на протекание подросткового периода у приемного ребенка?

    Очень важным фактором является процесс идентификации подростка. Подросток в силу своих возрастных особенностей и потребностей ищет тот образ, с которым бы он хотел сравняться, которому он хотел бы подражать. Это может быть образ кровного родителя, товарища или отсутствие образа. Здесь и возникает проблема. Если подросток воспитывался в асоциальной семье, перед тем как попал в замещающую семью, то может возникать проблема трансляции асоциальных форм поведения, вынесенных подростком из кровной семьи. Если же подросток никогда не был в кровной семье, то у него может в принципе отсутствовать образ идентификации, что также не способствует его гармоничному развитию. Здесь встает вопрос о важности привития авторитета приемной семьи, откуда бы подросток мог бы вынести образы идентификации.

    Еще одним моментом, который может усложнять подростковый период,  является пережитый травматический опыт. Под влиянием данного опыта у подростка может формироваться катастрофическая картина мира, что будет снижать его самооценку и активность. Кроме того, пережитый опыт жертвы в подростковом возрасте может трансформироваться и в поведение агрессора. Таким образом, подростку, имеющему в своей истории опыт травматических переживаний, будет требоваться профессиональная психологическая помощь и поддержка, в том числе и от своих приемных родителей, как реабилитирующей безопасной среды.

    Долгий опыт проживание в детском доме, где с трудом формируется позитивная социальная активность, также накладывает отпечаток на подростничество. Подростку будет требоваться помощь в установлении позитивных социальных контактов и их удержании.

    Отсутствие навыков контроля собственного поведения, неумения учитывать правила жизни в семье и обществе – еще одна проблема подростничества у приемного ребенка. Обучение навыкам саморегуляции, контроля собственного поведения становится важной задачей замещающей семьи.

    Все перечисленные особенности, конечно, необходимо учитывать при воспитании приемного ребенка. Но не нужно их воспринимать как непреодолимые препятствия. Любящий и ищущий выход родитель может найти выход из разных ситуаций и помочь своему «трудному» подростку.

  • Упражнение «Кто Я?».
  • Цель упражнения: развитие навыков рефлексии и эмпатии у родителей.

    Невозможность четко ответить на вопрос: «Кто я?» естественным образом формирует подспудный страх: «Я – никто!» и служит источником невроза. «Трудные подростки» трудны, прежде всего, для самих себя. Внутренние противоречия, впадение в крайности, одиночество и неуверенность переживают все в этом возрасте. Ответьте на поставленные ниже вопросы, расскажите о тех чувствах и переживаниях, сомнениях, которые возникали у вас в период размышления над этими вопросами.

    Задание:

    написать определений:

    Кто Я?

    Я как женщина (мужчина)

    Я как родитель

    Я как профессионал

    Обсуждение:

    какие чувства Вы испытали? Что было сложнее, что проще?

  • Шеринг. Завершение занятия.
  •  

    Занятие № 3.

     «Древо рода»

    Цель занятия: развитие и укрепление внутри семейных связей за счет актуализации сильных качеств рода, как рода принимающей семьи, так и рода приемного ребенка.

    Задачи:

    1. закрепить понимание значения семьи и рода, как основы для развития личности каждого из ее членов;
    2. развить интерес к истории своего рода
    3. развить и укрепить взаимосвязи между членами семьи.
    4. развить навыки эмпатийного понимания у членов семьи.

    Инвентарь: фотографии членов семьи и рода (при наличии); поля-лабиринты на каждую семью; метафорические ассоциативные карты «PERSONA» и «OH».

    Участники: 4 семьи с детьми подросткового возраста.

    Продолжительность занятия – 2 часа.

    Ход занятия

    Вступительное слово ведущего

    Добрый день, уважаемые участники нашей группы. Сегодня мы с вами собрались, чтобы проанализировать и прочувствовать значение наших семей для нас. Как наши семьи влияют на формирование личности каждого из их членов? Какие качества и от кого мы перенимаем в своей семье? Влияет ли на нас давний опыт наших семей – опыт дедов, прадедов, пращуров? Что такое родовые сценарии? Полезны ли они или вредны?

    Вот такой спектр вопросов, достаточно большой, мы сегодня обсудим и закрепим на практике.

    А начнем с разговора. Как вы считаете, влияет ли на нас с вами история нашего рода? Дается время на свободные высказывания участникам.

    Современное общество старается культивировать в сознании людей понимание личной ответственности человека за свою судьбу. С одной стороны очень полезное понимание. Но с другой стороны это приводит к гипертрофированной значимости своей персоны, без учета влияний других людей на нашу личность. Таким образом, нарушаются связи между людьми и поколениями. Люди перестают вспоминать и понимать значение прошлых поколений своего рода. А это приводит к тому, что человек лишает сам себя тех сильных сторон и качеств, которые выработаны ранее его родственниками и переданы ему по наследству. Человек обедняет себя.

    Давайте рассмотрим, что представляет из себя род любого человека.

    Программа психологического сопровождения замещающих семей Мой трудный подросток

    Так выглядит на схеме род любого человека – 7 поколений рода, 254 человека. Это 254 судьбы, 254 характера, 254 сердца, которые находятся за нашей спиной, которые прожили свои жизни, чтобы мы появились на свет, которые создали наши личности!!! Вдумайтесь в это! Прочувствуйте!

    Род – это живая система, живущая по своим законам. Этих законов немного, но они очень важны, и их надо понимать.

    Закон № 1

    Прав больше у того, кто в роду появился раньше.

    Старшие поколения всегда имеют больше прав. Родителей нужно уважать.

    Закон № 2

    Сначала должны быть выполнены функции старших поколений, чтобы подрастающие поколения могли выполнить свои функции.

    Никого из членов рода нельзя просто так «выкинуть» и забыть. Их невыполненные функции должны будут выполнить подрастающие поколения. Так образуются негативные родовые сценарии. Для России, пережившей много войн, репрессий, эта проблема крайне актуальна, так как многие люди не до конца выполнили свои жизненные сценарии.

    Закон № 3

    Нужно не только брать, но и отдавать.

    Это закон любви, закон обмена энергиями между членами рода. Недолюбленный ребенок не сможет любить своих детей. Дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей.

    Три основных закона, но какой важностью они обладают, как формируют судьбы целых поколений, государств.

    Давайте теперь попробуем сами на практике осознать значимость наших родов для нас.

    Тренинг «Древо рода»



    Каждой семье, принимающей участие в занятии, выдается игровое поле «Древо рода» и набор метафорических карт «PERSONA». Участники занятия заранее должны были заготовить фотографии своих родственников (мать, отец, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки), насколько это будет возможно. Такую же заготовку семьи должны были постараться сделать и для приемного ребенка. Также семьи должны заранее собрать историю своего рода, по возможности наиболее полно характеризующую личные качества своих предков.

    Члены семьи должны разложить фотографии или карты-заместители своих родных на ветви дерева рода: слева – ветви мамы, справа – отца, верхняя часть дерева принадлежит приемному ребенку.  После того как фотографии разложены, каждый член семьи по очереди проходит по ветвям древа рода, описывая и рассказывая о своих предках, их сильных качествах. Встав на своем месте, на дереве рода, участник рассказывает о том, что дал лично ему его род и что он передает своим детям.

    Приемный ребенок проходит ветви древа последним, рассказывая о своем роде, и в конце, встав в центре древа, проговаривает какие сильные качества родов, кровного и приемного, он берет для себя, чем они ему ценны, для чего он их использует.

    Когда семья пройдет полностью свое родовое древо, члены семьи по очереди высказывают слова признательности и уважения, благодарности своим предкам. Здесь может быть понадобится помощь психолога, особенно приемному ребенку, чтобы объяснить важность уважения к своему роду.

    В конце тренинга участники закрепляют на поле «Древо рода» фотографии и карты, делая коллаж своего родового древа, который они забирают с собой.

     

    Занятие № 4.

    Тренинг «Маска, я тебя знаю»

    Цель занятия: развитие навыков общения у членов семьи.

    Задачи:

    1. развить и укрепить взаимосвязи между членами семьи;
    2. развить навыки эмпатийного понимания у членов семьи.

    Инвентарь: маски для разукрашивания, фломастеры, зеркала, записи спокойной музыки.

    Продолжительность занятия – 2 часа.

    Данный тренинг посвящен развитию эмпатийного понимания у членов семьи. Для тренинга необходимы маски для разукрашивания на всех участников, наборы фломастеров, зеркала или одно большое зеркало.

    Задание на тренинг: члены семьи по очереди рисуют  каждому маску на лице, но так, чтобы «модель» не видела свою маску. Рисующие участники придумывают название маске и ее характеристики, записывая это на отдельном листочке, опять же втайне от модели. После того как все участники разукрасили свои маски, маски снимаются и перемешиваются. Каждый из участников группы по очереди выбирает свою маску, как ему кажется, и объясняет, почему он выбрал именно ее, по каким качествам и признакам. Затем его семья подтверждает или опровергает его выбор, также аргументируя это. Когда и это задание выполнено, участники опять разбиваются по семьям и добавляют новые элементы на маски, так чтобы маска понравилась хозяину и несла позитивные пожелания. После этого члены семьи обсуждают между собой полученные результаты. Маски участники уносят с собой.

    Рефлексия занятия.

    Семьи собираются в общий круг и обсуждают свои эмоции, мысли, выводы, полученные в результате занятия.

    Занятие № 5.

    Тренинг «Слушатель».

    Цель тренинга: развитие у членов семьи навыков общения и позитивного взаимодействия, развитие эмпатии и эмоционального интеллекта.

    Задачи: ознакомление и отработка с участниками группы навыков активного слушания.

    Инвентарь: бланки с правилами активного слушания на каждого участника.

    Продолжительность занятия – 1,5 – 2 часа.

    Ход тренинга:

    1. Беседа с участниками тренинга о значении общения в жизни людей, о желании человека быть выслушанным.

    На этом этапе ход беседы задаёт тренер, мотивируя участников активно высказываться на заданную тему, путём обсуждения значимых для группы тем общения.

    Примерный конспект беседы:

    Сегодня мы с вами поговорим об известном для всех  понятии, об общении. Что такое общение? Здесь психолог выслушивает ответы участников группы. Для чего оно необходимо? Что на эти вопросы отвечает психология? Общение – это вид человеческой деятельности, которая направлена на удовлетворение определённых потребностей человека: потребности в эмоциональном обмене, в обмене информацией, потребности в поддержании связей с другими людьми, потребности в изменении поведения другого человека, достижения общих целей с другими людьми, выработку этих общих целей. Таким образом, как мы видим из определения, общение это деятельность, в которой участвуют, как минимум, два человека, эта та деятельность, которая позволяет человеку быть частью общества, чувствовать свою связь с другими людьми.

    Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием жизни людей, без которого невозможно полноценное формирование как отдельных качеств  человека, к примеру, интеллекта, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

    Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений. Здесь участников просят привести примеры из жизни по поводу наблюдаемых ими талантов общаться у разных людей, не исключая при этом и взаимодействующих с ними близких людей. Поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

    В самом общем плане для продуктивного общения человек должен уметь разбираться в своих собственных качествах, знать и понимать свои слабые и сильные стороны, но кроме этого, он должен уметь ещё и понимать, чувствовать своего партнёра по общению.

    Таким образом, формирование у человека навыков общения является актуальной проблемой, особенно для молодых людей, которые только начинают активно расширять круг своего общения, активно вливаясь в окружающую их социальную среду, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

  • Ознакомление участников тренинга с понятием «активное слушания».
  •  Правила «активного слушания»:

    Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним контакт глазами и др. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, показывает собеседнику заинтересованность в нём. При этом умение слушать подразумевает определённый алгоритм, который можно произвольно воспроизводить.

    1. Смотрите на собеседника

    Как уже было сказано ранее, зрительный контакт глазами является важным элементом общения. Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, о чём говорит собеседник. Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит – вторично. Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере, в этот момент.

  • Реагируйте
  • Главный элемент активного слушания – умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас…» и т.п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование, «попугайничение»,   может вызвать напряжение и разрушить контакт.

  • Не заканчивайте предложение вместо другого человека
  • Иногда у вас может появляться желание «помочь» говорящему и закончить за него начатую им фразу. Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чём хочет сказать человек, не следует стараться продемонстрировать это таким образом. Дайте человеку возможность самому понять, и оформит мысль.

  • Задавайте вопросы на понимание
  • Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника – один из показателей активного слушания. Если вы поняли то, о чём хочет сказать человек, но он затрудняется выразить свою мысль, помогите ему вопросом. При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.

  • Перефразируйте
  • Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование даёт возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.

  • Замечайте чувства
  • Фразы «Я понимаю ваше состояние…», «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т.п. – показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

    Каждое правило «активного слушания» обсуждается участниками группы и отрабатывается в парах на небольших примерах.

  • Упражнение «Активное Слушание»
  • Цель: отработать приёмы активного слушания.

    Время: 45 минут.

    Участники сидят в кругу.

    Инструкция:

    «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся  правила хорошего слушания. Специально для вас я распечатал их на листе. Возьмите их, пожалуйста»

    «Упражнение вы будете выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов вашей группы, которого вы пока знаете меньше других, но хотели бы узнать получше».

    Тренер ждёт, пока все участники группы разобьются по парам.

    «Распределите между собой роли: сейчас один из вас будет «слушателем», другой – «говорящим»».

    «Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определённое время, но вам не надо следить за временем. Я сам буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания пользуется «слушатель». «Говорящий» может пока отложить их в сторону».

    «И так, «говорящий» в течение 5 минут рассказывает «слушателю» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «Слушатель» соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает «говорящему» рассказывать о себе».

    Через 5 минут тренер останавливает беседу.

    «Сейчас у «говорящего» 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать «слушателю», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьёзно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому важно».

    После того как минута прошла, тренер даёт следующее задание:

    «Теперь «говорящий» в течение 5 минут будет рассказывать «слушателю» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. «Слушатель», не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «говорящего» в течение предыдущей минуты».

    Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

    «Слушатель» за 5 минут должен повторить «говорящему», что он понял из двух его рассказов о себе, то есть о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут «говорящий» всё время молчит и только движениями головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушатель». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то «слушатель» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как «слушатель» скажет всё, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено или искажено».

    Во второй части упражнения участники пары меняются ролями. Все четыре шага упражнения повторяются.

    В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы:

    «Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?».

    «О чём вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или сильных сторонах?».

    «Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были «говорящим», какое влияние на вас оказывали различные действия «слушателя», как они вами воспринимались?».

    Занятие № 6.

    Лекция-тренинг «Основы поведенческого анализа и формирования поведения».

    Цель занятия: ознакомление участников группы с законами научения, анализа негативного поведения, постановки цели на желаемое поведение, построение программы выработки поведения.

    Оборудование: таблицы-графики для записи программы выработки поведения, памятки с законами выработки поведения.

    Продолжительность занятия – 2 часа.

    Поведение любого живого существа, в том числе и человека, обуславливается двумя причинами: желанием что-то получить, достичь и  желанием чего-то избежать. Пример: мы можем выполнять неприятную нам работу за ожидание зарплаты или с целью избежать наказания. Вроде бы все просто. Но существуют дополнительные условия применения этих законов.

    Правила оперантного обучения:

    1. Требования к поведению ребёнка должны соответствовать его возможностям. Работа над новыми требованиями начинается с актуального уровня развития. Сначала нужно определить, что ребенок может, и именно от этой точки строить программу развития.
    2. Прежде чем что-то добиваться от ребёнка, сами чётко определите, что вы хотите достичь. Четко сформулируйте критерии цели: как должно выражаться необходимое поведение ребенка, в чем измеряться.
    3. Когда цель поставлена, разбейте путь её достижения на небольшие подцели и отмечайте для себя, когда они будут достигаться. Ребенок не сможет моментально проявить, а тем более закрепить вырабатываемое поведение. Ему нужно время и тренировка.
    4. При появлении признаков продвижения к цели, поощряйте самый маленький из них. А чтоб отмечать эти признаки, пропишите критерии каждой подцели.
    5. В качестве поощрения используйте действительно важные для ребёнка мотивы и факторы. Проговаривайте их с ребенком. Осознаваемая и принимаемая цель вырабатывается быстрее.
    6. Закрепите условный рефлекс на поощрение, т. е. само поощрение может выдаваться отсрочено, например, в конце недели, а условный сигнал даётся тут же, в момент появления необходимой формы поведения. Чем более точно соответствует время подачи условного сигнала времени появления необходимого действия, тем быстрее оно закрепляется.
    7. Если возникает нежелательное поведение, оно гасится, либо новой положительной задачей, либо кратковременным лишением внимания и общения.
    8. В новых условиях даже закреплённые формы поведения могут деградировать, необходимо время на адаптацию. Поэтому постепенно усложняйте требования к поведению ребенка.

    После того как эти правила разъяснены психологом на конкретных примерах (в том числе предложенных участниками), он, в качестве примера, показывает с помощью свистка на ком-нибудь из участников тренинга, как действует оперантное научение. Выбирается доброволец из группы, который выходит из комнаты. Группа в это время выбирает задание, которое психолог должен добиться от добровольца. Когда доброволец заходит, психолог только с помощью свистка, который заранее оговаривается как условный сигнал, старается добиться от добровольца оговоренного поведения. После работы психолога происходит смена ролей: меняется тренер и испытуемый, меняется задание. При работе новых лиц психолог комментирует происходящее, даёт подсказки.

    После такой тренировки составляется программа выработки поведения по одному из случаев, предложенному участниками.

    Занятие № 7.

    Работа с индивидуальными запросами участников.

    Основной направленностью работы группы является не только просветительская и тренинговая деятельность, но также и консультативная практика по конкретным запросам участников группы. Отличительной особенностью консультативной практике в группе является участие в ней всех членов группы. Запрашивающий человек получает возможность оценить свои переживания и тревоги с помощью взгляда со стороны, с помощью практических советов других участников группы. Кроме этого и психолог, рассматривая вместе со всеми заявленную проблему, дает конкретные рекомендации запрашивающему. Запрашивающий, а также и все остальные участники группы получают на дом задание, которое может помочь решить заявленную проблему. На следующей встрече по запросам участники отчитываются о выполнении задания и результатах по решению заявленной проблемы, получают корректирующие советы. Работа на таких занятиях будет идти по составлению и анализу программ выработки и коррекции поведения подростков из семей участников.

     

    Занятие № 8.

    Тренинг по профилактике эмоционального выгорания у замещающих родителей.

    Цель занятия: снижение эмоционального напряжения, развитие навыков оптимистического восприятия и позитивной направленности личности.

    Оборудование: метафорические карты (колода на каждого участника), листы бумаги, наборы карандашей, записи спокойной музыки.

    Продолжительность занятия – 2 часа.

    1. Вступительное слово ведущего.

    У каждого человека наступают такие моменты, когда он чувствует, что силы его иссякли, и он готов сдаться. Это бывает очень актуально и для родителей подростков. Наспорившись, наконфликтовавшись, проплакавшись со своим подростком, родитель «вешает нос» и делает вывод о своей неспособности что-либо исправить, как-то повлиять на подростка.

    Но родитель является, должен являться, надежной гаванью и опорой для подростка, которая защитит его и от мира и от его собственных противоречивых поступков и желаний, направит его.

    Чтобы сохранять качества такой опоры, родитель должен заботиться о своем психологическом благополучии, должен знать, как восполнить свои ресурсы.

    Наше сегодняшнее занятие как раз этому и будет посвящено.

  • Упражнение «Наши наслаждения».
  • Участникам предлагается выбрать несколько карт, которые символизировали бы для них те места, где они чувствуют себя комфортно, пребывание в которых приносит им удовольствие. На листе бумаги прописываются эти места. 

    Затем предлагается выбрать несколько карт, которые бы символизировали занятия, приносящие наслаждение, радость, покой. Занятия также прописываются на листе.

    Дальше участники пишут краткое эссе о своих способах отдыха и релаксации.

    После этого участники делятся своими способами друг с другом, делая выводы о том, достаточно ли у них ниш для наслаждения, может, стоит поискать новые ниши, какие ниши для них важнее – духовные или физические.

    В конце каждый из участников выбирает еще одну карту – карту ресурса. Описывая ее, он ищет дополнительные ниши наслаждения.

  • Упражнение «Образ тревоги».
  • Помимо того, что человек должен находить способы восполнения своих ресурсов, ему также важно справляться с собственной тревогой. Для этого мы с вами проделаем следующее упражнение.

    Участникам предлагается нарисовать на листе образ собственной тревоги. Если это задание у кого-то вызывает затруднение, ему предлагается выбрать карту, которая символизировала бы его тревогу, и на ее основе выполнить свой рисунок.

    После этого происходит обсуждение рисунков:

    - На что похожа ваша тревога?

    - В каких ситуациях вы ощущаете тревогу сильнее?

    - Что могло бы помочь вам меньше тревожиться?

    - Как можно преобразовать изображенную тревогу?

    После этого просят преобразовать рисунок тревоги:

    - Что вы чувствуете сейчас, глядя на изменившийся рисунок?

    - Можно ли в повседневной жизни «преобразовывать» тревогу в какое-нибудь более спокойное состояние, и что может помочь это сделать?

  • Упражнение «Мои мысли создают мою реальность».
  • Участникам группы выдаются бланки с таблицей, в которой они должны заполнить 5 – 6 строчек.

    События, вызывающие негативные переживания

    Мои мысли

    Негативные эмоции и его выражение в 10 балльной системе

     

    При заполнении им предлагается сконцентрироваться на наиболее беспокоящей негативной эмоции или ощущении, то есть в третьей колонке всегда, в каждой строчке прописывается одна и та же беспокоящая эмоция. А вот события, ее вызывающие могут быть разные. Вторая колонка заполняется самой последней, там пишется мысль, очень кратко, которая могла бы вызвать то самое негативное переживание после данного события.

    После того как таблица заполнена, участникам рассказывается закон влияния мысли на наши реакции:

    1. не событие вызывает ту или иную реакцию, а наше отношение, наши мысли по поводу нее;
    2. одно и то же событие может вызвать у разных людей разные реакции потому, что каждый оценит это событие по-своему.

    После этого участники с помощью психолога выделяют «главную» негативную мысль, которая ответственна за негативные реакции и состояния.

    Дальше каждый из участников должен ответить на следующие вопросы:

    - насколько данная мысль правдива?

    - насколько точно она описывает реальность?

    - можно ли ее заместить более реалистичной мыслью?

    - если применить новую, альтернативную мысль, насколько тогда снизиться негативное переживание?

    На дом участникам дается задание попробовать дальше вести этот дневник с контролем изменения негативных переживаний.

  • Шеринг. Обсуждение занятия.
  •  

    Занятие № 9.

    «Наша семья – наш проект».

    Цель занятия: прояснение наиболее важных потребностей в жизни семьи и их переформулирование в жизненные цели; прояснение возможностей семьи, способствующих личностному росту ее членов; повышение личной ответственности каждого члена семьи за общие цели и результаты по ним.

    Задачи занятия: составление реального плана действий для достижения поставленных целей; обучение членов семьи самоподкрепляющему поведению, приводящему к достижению цели.

    Оборудование: метафорические карты «КАК», дневник семьи.

    Продолжительность занятия – 4 часа.

    Актуальность поднимаемых вопросов.

    Система коучинговых консультаций уже достаточно широко применяется специалистами, работающими как на поприще индивидуального консультирования, так и при консультировании учреждений и предприятий. Ее сильные стороны заключаются в том, что с помощью грамотно поставленных вопросов, специалист, коуч учит клиента мыслить продуктивно, оценивая всесторонне складывающуюся обстановку, свои возможности и ограничения, учит использовать свои сильные стороны. Все это очень хорошо позволяет заниматься продуктивным планированием и целеполаганием.

    Однако, как и во многих консультативных практиках, коуч возлагает и учит принимать ответственность за достижение поставленной цели на клиента. И это правильно. Но ведь не все клиенты приходят к консультанту с хорошо развитым чувством ответственности и умением прилагать достаточно волевых усилий. У тех клиентов, которые данными качествами не обладают, даже самый перспективный план может и не сработать. А ведь тогда клиент может и вовсе опустить руки и махнуть на себя рукой. Что же здесь можно предпринять.

    Данное занятие как раз и предлагает решение данной проблемы. «Защищая» свои цели, клиенты повышают их значимость для себя, что способствует стойкости желания их реализовать. Коучинговый подход может с успехом применяться и в практике семейного консультирования – принцип «Наша семья – наш проект».

    Методы, применяемые на занятии.

    Для достижения поставленных целей и выполнения требуемых задач предлагается применение следующих методик (методики, в основном, широко известные): «Колесо жизненного баланса», «Кубик принятия решений».

    Методики действительно известные. Но в нашем варианте они применяются несколько по новому – используется технология арт-коучинга, применяются метафорические карты. Что дает подобное нововведение? Прежде всего, данные техники арт-коучинга позволяют обойти внутреннюю цензуру клиента и выявить действительно важные потребности и цели, найти ранее не рассматриваемые возможности и силы.

    Ход проведения занятия.

    Алгоритм работы:

    1 часть занятия.

    «Колесо жизненного баланса семьи».

    В первой части занятия участникам группы, работающим в своих семейных подгруппах, предлагается подробно разобраться с насущными потребностями и сторонами своей жизни, выявив при этом наиболее важные и значимые цели. Это происходит с помощью применения техники «Колесо жизненного баланса» с применением метафорических карт.

    1. семье выдается пустая схема «Колеса жизненного баланса»

    2. члены семьи рассматривают карты с надписями из колоды метафорических карт «КАК», выбирая 8 из них, которые, по их мнению, обозначают наиболее важные аспекты жизни их семьи. Карты раскладываются по секторам схемы.
    3. члены семьи выбирают наугад 8 карт-картинок и раскладывает их рубашкой вверх на карты со словами.
    4. вскрывая по очереди карты-картинки, члены семьи отвечают на следующие вопросы и заполняют свое колесо:

    - что нарисовано на картинке?

    - какие мысли и ассоциации  по этому поводу у вас возникают?

    - как эти ассоциации связаны с названием вскрытого сектора?

    - проанализировав осознанные взаимосвязи, оцените уровень реализации данного сектора колеса и зафиксируйте его на схеме.

  • в каждом секторе осталось незаштрихованно несколько участков окружностей – баланс не идеален. Напишите в каждом пустующем участке сектора цель, выполнение которой привело бы баланс к идеалу. Проранжируйте цели по важности.
  • после того как все сектора заполнены, дается задание выбрать самую важную цель, из определенных по схеме (выбирается самая важная по рангу цель или цель, которая присутствует в наибольшем количестве секторов схемы), для ее углубленной проработке на второй части занятия.
  • 2 часть занятия.

    Ролевая игра «Ангелы и демоны».

                Игра проводится между семьями, когда сначала одна семья играет роль «ангелов», а другая «демонов», а потом наоборот.

                Для игры понадобиться «Кубик принятия решений». Вот как выглядит его разверстка:

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

               

     

       Правила игры:

    1. «Ангелы» защищают свою цель, отвечая на вопросы кубика и приводя за нее свои доводы (за каждый приведенный довод, «ангелы» получает балл);
    2. «Демон» стараются опорочить цель ангела, также приводя доводы (за каждый приведенный довод, «демоны» забирает балл у «ангелов»);
    3. В конце игры подводится баланс между «ангелами» и «демонами». Семьи делают для себя вывод по поводу значимости для них семейных целей и ценностей.

                Игра направленна на развитие умения отстаивать свое решение и получать удовольствие от принятия решения, выработки навыков аргументации.

       В конце занятия проводится обсуждение полученных результатов в группе.

     

    Занятие 10, 11,12.

    Психологическая игра «Трансформация».

    Цель игры: развитие рефлексии и целеполагания у подростков, привитие ответственности за свои решения.

    Оборудование: набор игры «Трансформация»

    Продолжительность занятия: 3 занятия по 4 часа.

    Участники: подгруппы по 4 подростка.

    Перед игрой подросткам предлагается выбрать наиболее значимые для них цели. Их проработка будет идти в игре «Трансформация». Игра построена таким образом, что проработка цели, ее трансформация идет многократно и на разных уровнях: уровне физического, материального осознавания; эмоциональном уровне; интеллектуальном уровне; духовном уровне. Кроме этого также используется групповое взаимодействие участников, что также позволяет более глубоко проработать поставленные цели.

    В конце игры идет обсуждение полученных результатов, прописываются пути достижения цели.

    Литература:

    1. Прикладной анализ поведения. Пол Альберто, Энн Траутман. Издательство «Оперант», 2015 г.
    2. Маскотерапия. Методика и техника. Назлоян Г. М., Москва, 2005 г.
    3. Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг. Копытин А. И., М.: «Когито-Центр», 2008.
    4. Метафорические карты. Руководство для психолога. Г. Кац, Е. Мухаматулина. Москва, Генезис, 2014 г.
    5. Основы поведенческой психотерапии. Харитонов С. В., издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

     



    Просмотров: 660
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Что такое чувствовать опору и для чего это нужно
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Психоаналитическое наблюдение за младенцами: что это и для чего оно нужно?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь