|
Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАКАвтор статьи: Бородулькина Татьяна Александровна
Упражнение можно использовать в семейном консультировании, в работе с детско-родительскими отношениями. Задачи: выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии отдельных членов семьи; определение восприятия членами одной семьи распределения семейных ролей, основных функций каждого из членов семьи; налаживание конструктивного взаимодействия между отдельными членами семьи в процессе выполнения упражнения. Рекомендуемые наборы МАК: МАК «Люди и звери» (автор Ника Верникова) или немецкие «PERSONA», «PERSONITA» (автор Мориц Эгетмейер), МАК «Руки» (автор Татьяна Бородулькина), МАК «Сила времени» (автор Ника Верникова).
ШАГ 1. Психолог предлагает из разложенных на столе МАК «Люди и звери» (автор Ника Верникова) (или из немецких МАК «PERSONA», «PERSONITA» (автор Мориц Эгетмейер)) выбрать карты, которые бы характеризовали каждого члена семьи. Если в работе задействован ребенок, то предлагается сначала ему выбрать необходимые карты. Если участники работы изъявляют желание выбрать по несколько карт для каждого члена семьи (или для отдельных лиц), то психолог сам решает, давать ли им такую возможность, учитывая количество участников работы, количество карт и другие обстоятельства. Данный этап можно полностью заменить проведением известной методики «Рисунок человека».
Далее каждому участнику упражнения предоставляется отдельное место для продолжения работы (в идеале, это может быть отдельный стол) и белый лист бумаги (размер листа зависит от количества выбранных карт одним участником; хорошо, если у каждого участника будет возможность выбрать лист необходимого размера). Психолог предлагает участникам разместить на своих листах выбранные карты, чтобы получился семейный портрет, и дорисовать (на свое усмотрение) получившийся коллаж. ШАГ 3. После того, как все участники создадут свои семейные коллажи, психолог предлагает им по очереди рассказать друг другу о том, что у них получилось. Если в работе задействован ребенок, то рекомендуется начать рассмотрение с его коллажа. Психолог может предложить другому участнику (участникам) угадать, кто есть кто на коллаже. Автор рассматриваемого коллажа рассказывает о своей семье, комментируя выбор той или иной карты для того или иного члена семьи. Психолог и другие члены семьи могут задавать уточняющие вопросы. После того, как один член семьи рассказал о своем коллаже, все переходят к следующему коллаже и рассматривают его подобным образом. ШАГ 4. Далее из МАК «Руки» (автор Татьяна Бородулькина) психолог предлагает каждому участнику выбрать карты, которые бы символизировали ключевые действия (основные функции) каждого члена семьи, и расположить их на своих коллажах (рядом с картой соответствующего члена семьи; можно карту-действие положить сверху на карту-образ).
ШАГ 5. После рассмотрения коллажей участники упражнения делятся своими впечатлениями о проделанной работе. Психолог каждому может задавать такие вопросы: - Что удивило в семейном коллаже другого члена семьи? - Как воспринял свой образ в семейном коллаже другого? - Были ли совпадения в семейных коллажах? - Как созданные коллажи семьи дополняют друг друга и т.д. ШАГ 6 (дополнительный) Завершить проделанную работу психолог предлагает символическими метафорическими «подарками» каждому члену семьи. Из МАК «Сила времени» (автор Ника Верникова) вслепую или открыто выбирается по одной карте-подарку для каждого члена семьи. Выбранные карты размещаются на коллажах и комментируются. Можно упражнение завершить выбором одной карты-подарка друг для друга. ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В работе участвовали два члена одной большой семьи: мама и ее десятилетняя дочь. Все задания участницами были выполнены легко и с интересом. Участница-мама для каждого члена семьи выбрала по несколько карт-образов и расположила их на половинке ватмана с учетом того или иного состояния каждого из членов семьи (например, когда папа проявляет себя, как «лев», то младшая дочь ведет себя, как «преданный и верный пёс»). Карты-действия были выбраны ею вслепую и легко проассоциированы с тем или иным членом семьи. Участница-дочь для каждого члена семьи выбирала по одной карте-образу и по одной карте-действию. С МАК «РУКИ» десятилетней девочке было работать легко (выбирала карты открыто). С увлечением «дарили подарки» каждому члену семьи. Данное упражнение дало возможность участницам – маме и дочке – увидеть, как каждая из них воспринимает семью, семейные роли; наладить конструктивное взаимодействие между ними. Специалисты, работающие с метафорой руки в своей психологической практике, приглашаются в информационную группу в социальной сети «Фейсбук» «МЕТАФОРА РУКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА»: https://www.facebook.com/groups/metafora.ruki.MAK.RUKI/ ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ МАК "РУКИ" И МАК актуализации экзистенциальных смыслов "Руки Небесные или Земные" ОБРАЩАЙТЕСЬ К АВТОРУ - Татьяна Бородулькина МАК "РУКИ" и МАК актуализации экзистенциальных смыслов "Руки Небесные или Земные" можно также приобрести в интернет-магазине "Soulbooks": https://soulbooks.com.ua/p603007953-ruki-borodulkina-metaforicheskie.html. Есть доставка по всему миру)) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|