Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК

Упражнение можно использовать в семейном консультировании, в работе с детско-родительскими отношениями.

Задачи: выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии отдельных членов семьи; определение восприятия членами одной семьи распределения семейных ролей, основных функций каждого из членов семьи; налаживание конструктивного взаимодействия между отдельными членами семьи в процессе выполнения упражнения.

Рекомендуемые наборы МАК: МАК «Люди и звери» (автор Ника Верникова) или немецкие «PERSONA», «PERSONITA» (автор Мориц Эгетмейер), МАК «Руки» (автор Татьяна Бородулькина), МАК «Сила времени» (автор Ника Верникова).

Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
Упражнение можно проводить как с одним членом семьи, так и с несколькими (например, работа с родителем и ребенком; работа с семейной парой). Описан вариант проведения данной работы с двумя членами семьи: мамой и десятилетней дочкой. По аналогии можно организовать подобную работу с одним членом семьи или с бОльшим количеством. Если работа осуществляется с двумя и больше членами одной семьи, то упражнение может занять по времени больше часа.  

ШАГ 1.

Психолог предлагает из разложенных на столе МАК «Люди и звери» (автор Ника Верникова) (или из немецких МАК «PERSONA», «PERSONITA» (автор Мориц Эгетмейер)) выбрать карты, которые бы характеризовали каждого члена семьи. Если в работе задействован ребенок, то предлагается сначала ему выбрать необходимые карты. Если участники работы изъявляют желание выбрать по несколько карт для каждого члена семьи (или для отдельных лиц), то психолог сам решает, давать ли им такую возможность, учитывая количество участников работы, количество карт и другие обстоятельства.

Данный этап можно полностью заменить проведением известной методики «Рисунок человека».


ШАГ 2.

Далее каждому участнику упражнения предоставляется отдельное место для продолжения работы (в идеале, это может быть отдельный стол) и белый лист бумаги (размер листа зависит от количества выбранных карт одним участником; хорошо, если у каждого участника будет возможность выбрать лист необходимого размера). Психолог предлагает участникам разместить на своих листах выбранные карты, чтобы получился семейный портрет, и дорисовать (на свое усмотрение) получившийся коллаж.

ШАГ 3.

После того, как все участники создадут свои семейные коллажи, психолог предлагает им по очереди рассказать друг другу о том, что у них получилось. Если в работе задействован ребенок, то рекомендуется начать рассмотрение с его коллажа. Психолог может предложить другому участнику (участникам) угадать, кто есть кто на коллаже. Автор рассматриваемого коллажа рассказывает о своей семье, комментируя выбор той или иной карты для того или иного члена семьи. Психолог и другие члены семьи могут задавать уточняющие вопросы. После того, как один член семьи рассказал о своем коллаже, все переходят к следующему коллаже и рассматривают его подобным образом.

ШАГ 4.

Далее из МАК «Руки» (автор Татьяна Бородулькина) психолог предлагает каждому участнику выбрать карты, которые бы символизировали ключевые действия  (основные функции)  каждого члена семьи, и расположить их на своих коллажах (рядом с картой соответствующего члена семьи; можно карту-действие положить сверху на карту-образ).




После этого каждый участник упражнения рассказывает о ключевых действиях каждого из членов своей семьи, объясняя свой выбор карт.

ШАГ 5.

После рассмотрения коллажей участники упражнения делятся своими впечатлениями о проделанной работе. Психолог каждому может задавать такие вопросы:

- Что удивило в семейном коллаже другого члена семьи?

- Как воспринял свой образ в семейном коллаже другого?

- Были ли совпадения в семейных коллажах?

- Как созданные коллажи семьи дополняют друг друга и т.д.

ШАГ 6 (дополнительный)

Завершить проделанную работу психолог предлагает символическими метафорическими «подарками» каждому члену семьи.

Из МАК «Сила времени» (автор Ника Верникова) вслепую или открыто выбирается по одной карте-подарку для каждого члена семьи. Выбранные карты размещаются на коллажах и комментируются.



Можно упражнение завершить выбором одной карты-подарка друг для друга.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ.

В работе участвовали два члена одной большой семьи: мама и ее десятилетняя дочь. Все задания участницами были выполнены легко и с интересом. Участница-мама для каждого члена семьи выбрала по несколько карт-образов и расположила их на половинке ватмана с учетом того или иного состояния каждого из членов семьи (например, когда папа проявляет себя, как «лев», то младшая дочь ведет себя, как «преданный и верный пёс»). Карты-действия были выбраны ею вслепую и легко проассоциированы с тем или иным членом семьи. Участница-дочь для каждого члена семьи выбирала по одной карте-образу и по одной карте-действию. С МАК «РУКИ» десятилетней девочке было работать легко (выбирала карты открыто). С увлечением «дарили подарки» каждому члену семьи.







Данное упражнение дало возможность участницам – маме и дочке – увидеть, как каждая из них воспринимает семью, семейные роли; наладить конструктивное взаимодействие между ними.

Специалисты, работающие с метафорой руки в своей психологической практике, приглашаются в информационную группу в социальной сети «Фейсбук» «МЕТАФОРА РУКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА»:

 https://www.facebook.com/groups/metafora.ruki.MAK.RUKI/

 ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ МАК "РУКИ" И МАК актуализации экзистенциальных смыслов "Руки Небесные или Земные" ОБРАЩАЙТЕСЬ К АВТОРУ - Татьяна Бородулькина

МАК "РУКИ" и МАК актуализации экзистенциальных смыслов "Руки Небесные или Земные" можно также приобрести в интернет-магазине "Soulbooks": https://soulbooks.com.ua/p603007953-ruki-borodulkina-metaforicheskie.html. Есть доставка по всему миру))



Просмотров: 684
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • МАК актуализации экзистенциальных смыслов «Руки Небесные или Земные» (автор Т. Бородулькина)
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Почему нельзя семейному психологу работать с членами одной семьи по отдельности
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Работа с МАК. Упражнение "Наследие Семьи"
  • Фильм "Назад в будущее" - история про изменение сценария жизни одной семьи.
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Метафорические карты в создании образа семьи.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • "Друг семьи" - как отвадить голубоэкранного друга.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Упражнение "Путешествие семьи на 5 лет вперед"
  • Отчуждение между членами семьи. Эмоциональный разрыв.
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • История одной ташкентской семьи
  • Одной ногой за порогом семьи
  • Тираножертвы. История одной семьи.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • О виноватых без вины "спасателях" своей семьи
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • След неудачных отношений. История болезней детей одной семьи.
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Техника работы с Метафорическими Ассоциативными Картами «Ребенок – зеркало семьи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь