|
Техника работы с Метафорическими Ассоциативными Картами «Ребенок – зеркало семьи»Автор статьи: Чичина Анна Михайловна
Техника работы с МАК «Ребенок – зеркало семьи» Кто может использовать в работе: психологи в ДДУ, школьные психологи, семейные психологи, детские психологи, психологи служб сопровождения приемных семей. Примеры клиентских запросов: ребенок плохо себя ведет, ребенок плохо учится, у ребенка проблемы со сном, часто болеющие дети и т.д. Данная техника работает на разоблачение симптома, когда плохое поведение ребенка или болезнь, например, являются симптомом неосознаваемых проблем в семье или того, что замалчивается, скрывается. Часто так бывает, когда психолог говорит родителям о том, что трудности у ребенка, это как бы отзеркаливание того, что происходит у них дома в семье, родители не верят, не слышат специалиста, им трудно это принять. Ведь по сути получается, что «болен» не ребенок и не его надо «чинить», «лечить», как считают некоторые родители. Работать надо с родителями и с семьей в целом, с тем реальным симптомом, который запустил механизм «плохости» у ребенка. Следует добавить, что не всегда бывает так, что ребенок болеет или плохо учится потому что в семье что-то не так. Иногда «банан- это просто банан» и не стоит искать двойного смысла. Речь идет о системности, о постоянстве проявления симптома в ситуации часто повторяющихся похожих событий. Колоды в работе: «Из сундука прошлого», «ОН», «Субличности», «Anima», «Tan doo», «Уроки души». Описание техники:
Пример работы техники «Ребенок- зеркало семьи». (Пример данной работы публикуется с согласия клиента) Клиентский запрос: К психологу обратилась мама 9-летней девочки. Учится в школе, занимайтся большим теннисом. Девочка плохо учится, спит на уроках. Родителей вызывают в школу. В процессе беседы выясняется, что ребенок плохо спит ночью. Ритуала отхода ко сну у девочки нет. Мама работает дома (веб-дизайнер). Считает, что достаточно времени уделяет ребенку. На вопрос психолога: Что они делают вместе? Мама ответила: почти ничего, потому что она уже большая. Мама ей разогревает еду, смотрит оценки в электронном журнале, ходит на родительские собрания, возит на доп.занятия. Папа PR-менеджер. Работает с 10 до 19. Домой возвращается около 9 вечера. На вопрос психолога: Как они проводят время вместе? Мама сказала: примерно 1 раз в 2-3 месяца они ходят на концерты в танцевальный партер. А в выходные? Мама: она или на занятиях, или у бабушки. Далее работа с МАК: 1. «Из сундука прошлого»: /Как себя чувствует ребенок в нашей семье?/ Комментарий клиентки: «Неужели ей действительно так плохо?! Получается, она от нас прячется?! Нет, я поняла, она сидит у себя в комнате и подбрасывает нам с отцом проблемы. То она спать не может, то голова у нее болит, то учится плохо и нас вызывают в школу. Не пойму, почему больно ей? А! Ну мы ей запрещаем ходить «на теннис» и она очень злится на нас за это.» 2. Из «Субличности» (для мужской фигуры в семье): /Образ отца в семье для ребенка/ 3. Из «Anima» (для женской фигуры в семье): /Образ матери в семье для ребенка / 4. Из «Tan doo»: /Отношения в семье. Какими их видит ребенок?/ в закрытую 1 карту. Все карты открываем по очереди. Комментарии клиентки: «Я не удивлена. Муж у меня такой. Он большой подросток. Он не знает, что делать с детьми. Ему с ними не интересно. Дочь его не слушает. Они общаются как два подростка. Отец для нее не авторитет. Никого не уважает!». Психолог: «А когда папа приходит домой дочка уже спит?» Мама: «Нет. Она его ждет. Бежит его встречать. Обнимает.» Психолог: «И как папа на это реагирует?» Мама: «Он на это не реагирует. Быстро раздевается и идет в ванну на полчаса точно. А потом, когда выходит, дочка уже в своей комнате сидит телевизор смотрит и спать ложится». Психолог: «Вы говорили, она плохо спит.» Мама: «Ну мы же не проверяем спит она там или нет. Телевизор не работает, значит спит. Среди ночи слышим, то на кухню пойдет или в туалет.» Мама: «Ну, да ! Похоже на меня. Я много сижу за компьютером. А она все время меня дергает». Психолог: «Как вы себя чувствуете, когда дочка вас «дергает»?» Мама: « я очень злюсь на нее. А она обижается, но потом опять приходит.» Мама: «Знаете, мы с мужем 9 лет вместе. Поженились, когда я забеременела. Сейчас мы оба в своей работе. А что еще? Дочка уже большая. Вот это мы, точно! Только не в книгах, а в телефонах.» Психолог: «Вы совсем не разговариваете?». Мама: «Когда дочка ложиться спать, мы можем обсудить у кого как день прошел. Но ему не особенно интересно что у меня, а мне, что там у него. А что с ним говорить? Он считает, что я ничего не делаю дома. И что моя работа – ерунда. Получается, что дочка это все понимает?!» 5. Из «Уроки души» и «ОН - слова»:/Что ребенок хочет сказать нам своим «плохим поведением»?/ Комментарии клиентки: «Ей одиноко. Она не чувствует, что мы одна семья. Не чувствует нашей любви и поддержки. Поэтому она нас дергает все время.» 6. Из «ОН-изображения»: /Что нужно сделать, чтобы дочка стала «хорошо» себя вести?/ Комментарий клиентки: «Нам с мужем надо срочно пересмотреть свои отношения. И больше времени уделять ребенку. Она на самом деле еще маленькая и ей сейчас нужно не меньше времени, чем тогда, когда она только родилась.» 7. Из «Сундука прошлого»: /Как будет себя чувствовать ребенок, когда проблема решитcя?/ Комментарии клиентки: «Нам еще очень много надо сделать для того, чтоб так было. Это идеальная семья, где все нужны друг другу и все чувствуют, что их любят».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|