Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1

Жестокое обращение с детьми в семье является наиболее распространенной причиной детского травматизма и смертности во всем мире. Конечно же, ребенок может столкнуться с насилием на улице, в компании сверстников, в школе, однако именно домашнее насилие является наиболее значимым фактором, способствующим  росту социального сиротства, беспризорности и преступности среди несовершеннолетних. Известным фактом является прямая корреляция между семейным насилием и девиантным поведением. Очень часто, дети-жертвы семейного насилия, склонны к проявлению жестокости по отношению к другим детям и животным или направлять агрессию на самих себя (т.н. аутоагрессия, которая может проявляться в самоповреждении, суицидальных попытках и пр.), а в совершеннолетнем возрасте – по отношению к членам собственной семьи. Такие дети часто характеризуются асоциальным поведением, нарушением дисциплины, отставанием в учебе и снижением познавательной активности, конфликтными отношениями со сверстниками и учителями. С другой стороны, может формироваться повышенная тревожность, замкнутость, аутичность, проблемы в построении отношений с окружающими.

Когда ребенок в опасности в собственной семье  Часть 1

Насилие со стороны родителей – многостороннее явление, проявляющееся в форме нанесения телесных повреждений, создания и поддержания экономической зависимости, психологического давления, принуждения к сексуальным контактам, употреблению алкоголя и наркотиков, попрошайничеству, тяжелому физическому труду и пр.

Насилие - это все умышленные действия или бездействие со стороны родителей (воспитателей, опекунов и других лиц), которые приносят вред физическому и психическому здоровью ребенка.

Можно выделить следующие основные виды насилия по отношению к ребенку:

Физическое насилие – любое умышленное нанесение несовершеннолетнему телесных повреждений родителями или лицами, которые воспитывают ребенка.

Данный вид насилия приводит к серьезным последствиям как для физического здоровья ребенка, вплоть до летального исхода, так и для психического здоровья. К сожалению, многие родители воспринимают телесные наказания как адекватную форму воспитания, ссылаясь на опыт в собственной семье или объясняя это как единственный эффективный способ воспитания, позволяющий добиться послушания ребенка. Однако авторитет в глазах ребенка такой родитель никогда не сможет завоевать. Это будет страх, сочетающийся с презрением и непринятием такого воспитателя. Кроме того, ребенок усвоит правило применения физической силы с целью отстаивания своей позиции. Таким детям в будущем будет крайне сложно контролировать свою агрессию и импульсивность.

Сексуальное насилие – использование ребенка другим членом семьи для получения сексуального удовлетворения, а также растление несовершеннолетнего, приобщение его к проституции и порнографии.

Случаи растления несовершеннолетних в семье широко распространены и при этом характеризуются высокой латентностью. Семьи с инцестуозными отношениями, как правило, характеризуются высокой закрытостью и отчужденностью от окружающего мира. В таких семьях действует свое семейное право, при этом любые разговоры на сексуальные темы табуированы. Второй родитель часто не оказывает противодействия происходящему. Например, отец вступает в инцестуозные отношения с собственной несовершеннолетней дочерью. Мать в этой ситуации как бы «не замечает» происходящее и может даже отрицать подобные заявления со стороны дочери, поскольку осознание данного факта может быть настолько травматичным для женщины, что она предпочитает закрывать глаза на очевидные вещи. При этом наблюдается парадоксальный факт: если в такой семье происходит беременность дочери от своего отца, то для семьи более стыдным является не истоки отцовства, а то, что эта беременность произошла вне брака. Педофилия в сочетании с инцестом приводит к крайне негативным последствиям для ребенка. Это нарушения сексуального развития и поведения, сексопатологические нарушения (чаще у мальчиков), эмоциональные и личностные расстройства (чаще у девочек), склонность к промискуитету (беспорядочным половым связям) и проституции, разные формы зависимостей.



Психологическое насилие – психологически жестокое обращение с ребенком, а также отсутствие в семье доброжелательной, здоровой атмосферы, способствующей нормальному психологическому развитию ребенка, формированию у него позитивной самооценки и эмоциональной зрелости.

Психологическое насилие может проявляться в форме унижения, издевательств, насмешек и оскорблений по отношению к ребенку; в запугивании ребенка и внушении страхов, использовании угроз; в форме криков и стрессогенной обстановки в семье; в непоследовательности в воспитании; в использовании физического преимущества взрослого человека с целью доказать собственную правоту; в жестокости по отношению к другим людям или животным на глазах у ребенка; в использовании ребенка в качестве объекта для шантажа в конфликтных ситуациях между родителями; в обвинении ребенка в собственных неудачах, жалобы на поведение и личностные особенности ребенка с целью давления на него и пр.

Особенно остро ребенок переживает угрозы со стороны родителей покинуть или разлюбить его, покончить жизнь самоубийством, причинить вред другим людям или животным, к которым ребенок привязан, уничтожить или забрать ценные для ребенка вещи, отдать ребенка в полицию, детский дом или чужим людям. Нередко родители прибегают к такой воспитательной мере как унижение ребенка за содеянное в присутствии других, особенно значимых для него людей. Обращаясь с ребенком как с собственностью, рабом, слугой или подчиненным, родители глубоко травмируют ребенка и формируют в нем неуверенность в себе, зависимость, пассивность, тревожность, неспособность постоять за себя. Позже, когда ребенок вырастет незрелым и будет не способен построить здоровые отношения с окружающими, родителям придется винить исключительно себя.

Пренебрежение – хроническая неспособность родителей или опекунов обеспечить основные потребности ребенка в питании, одежде, месте жительства, медицинском обслуживании, образовании, защите и уходе вследствие ряда объективных причин (бедность, психическое заболевание, необразованность в вопросах воспитания) и без них.

К пренебрежению также относится содействие причинению вреда, в том числе чрезмерные телесные наказания, приобщение к наркотикам и алкоголю и пр. Ребенок, столкнувшийся с пренебрежением со стороны родителей, вынужден самостоятельно выживать и заботиться о себе. Поскольку это не всегда возможно в силу возраста и других объективных причин, это может привести к серьезным последствиям как для физического, так и психического здоровья ребенка, вплоть до его летального исхода.



Родители, склонные к проявлению насилия по отношению к своим детям, как правило, отыгрывают на них свои ранние переживания, связанные с недостатком эмоционального тепла и любви. Среди основных личностных чет таких родителей можно выделить: импульсивность, психологическую ригидность, хроническую агрессивность, нарциссизм, инфантильность и низкую самооценку. Группу риска составляют родители в возрасте до 21 года, что объясняется неадекватным уровнем знаний про ребенка, относительно низким уровнем образования и финансовой ситуаций, а также семьи с алкогольной и наркотической зависимостью.

Кроме того, существует понятие виктимности жертвы насилия, т.е. обладание такими объективными характеристиками, личностными чертами и особенностями поведения, которые способствуют проявлению насильственных действий по отношению к ним. Так у ребенка могут присутствовать следующие  особенности, с которыми родители не способны мириться или выбирать правильную тактику поведения и воспитания:

  • аномалии развития ребенка, умственная отсталость или хронические психические заболевания: родители прибегают к насилию, поскольку не обладают другими навыками обращения с «особенными» детьми, отыгрывают на ребенке свое разочарование или нервно-психическое перенапряжение;
  • преждевременное рождение ребенка и, как следствие, необходимость в специальных мероприятиях по уходу за ним;
  • гиперактивность, импульсивность и агрессивность ребенка, вследствие которых на ребенка сложнее оказывать воспитательное воздействие;
  • плаксивость и крикливость ребенка, которые могут приводит к повышению раздражительности и, в некоторых случаях, снижению материнской привязанности;
  • чрезмерная вялость и пассивность ребенка, что может восприниматься матерью как проявление безразличия или недостаточной любви со стороны ребенка. Это может приводить к желанию матери насильственным путем вызвать проявления чувств или активности со стороны ребенка.

В целом, причины формирования насильственных отношений в семье не исчерпываются только одним фактором. Домашнее насилие обусловлено комплексом социально-экономических и психологических факторов, среди которых особое место занимают личностные черты родителей и детей. Часто родители не осознают, к каким негативным последствиям для их детей могут привести насильственные действия любого характера.



Вторая часть статьи будет посвящена психологической характеристике детей, воспитывающихся в условиях семейного насилия и описанию признаков, по которым можно определить наличие жестокого обращения по  отношению к ребенку.



Просмотров: 637
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Родители как светофор для ребенка
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Парадокс в развитии личности ребенка или как вырастить гения, зная сильные стороны.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Всемогущий Дед Мороз, или как порадовать ребенка без ущерба для семейного бюджета
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь