Мама, папа, я. Взаимодействие в семье

Мама папа я Взаимодействие в семье
 Классическая триада
"мама-папа-ребёнок" появляется после рождения ребенка и кардинально
меняет систему взаимоотношений между мужчиной и женщиной с первых минут.
Мама и ребёнок сразу образуют новую диаду, очень прочную в первые
месяцы жизни ребёнка. Мать и ребёнок единое целое, и это нормально.
Мамочки любят говорить: "мы стали плохо/хорошо кушать", "у нас
прорезался первый зубик". Это показывает, что между ребёнком и матерью
тесная связь, как со стороны ребенка, так и со стороны матери. Если всё
идет правильно, то со временем это проходит. Если ребёнок уже вырос, а
мама всё ещё говорит "Мы уже пошли в институт" - это говорит о
бессознательных созависимых отношениях, которые пагубны для обоих.


Во время беременности и первые год-полтора психика ребёнка буквально
лежит на поле психики матери. Они единое целое. У ребёнка ещё не
выражено эго. Таким образом, мама для ребёнка - это мир, обстановка,
атмосфера. С рождения до полутора лет в психике ребёнка идёт процесс
развития личности между двух полюсов: базовое доверие к миру и базовое
недоверие.

Отношения с мамой формируют базовое доверие ребёнка
к миру. И тут важно всё: с какими ожиданиями его зачинали и ждали на
свет, как он рождался, как его принимали, как общались и воспринимали в
первые месяцы. Ребёнку важны не "человеко-часы", а любовь и уверенность
матери, что всё будет хорошо. Мама становится внутренней уверенностью
ребёнка в будущем, внутренней устойчивостью. Не зря мы говорим
"мать-земля", т.к. в бессознательных пластах психики образ матери связан
именно с этой стихией - рождающей, питающей и поглощающей в конце
жизни.

Для ребёнка важно, чтобы мама всега оставалась
стабильной. Ребёнок плачет - мама подходит, успокаивает, берёт на руки,
что-то говорит или делает. Главное для малыша, чтобы мама была рядом,
знала, что надо делать, чтобы с ней было спокойно. Если такой контакт у
ребёнка с матерью был, то у него появляется ощущение, которое можно
обозначить как "я сам и мир в целом прекрасен, всё будет хорошо, мир
достаточно безопасен, в нём есть предсказуемость". Во взрослом состоянии
такой человек обладает уверенностью, что в любых обстоятельствах можно
выйти победителем. Вспомните древние мифы, например про Деметру и
Персефону. Такого рода истории учат, что из самых ужасных обстоятельств
человека вытащит сила матери, сильной, стабильной, природной.


Если мать и отец всё делают правильно, то до полутора лет малыш
чувствует себя центром мира. Эту стадию развития личности психологи
обозначают как "малыш-король". В это время ребёнок ощущает себя пупом
земли, всё внимание направлено на него, и это, как показывает жизнь,
правильно. Мамам лучше прислушиваться к своим природным инстинктам, а не
к советам доктора Спока. Малыш не живёт согласно режиму, установленному
взрослыми и врачами, он хочет есть и спать, согласно своим внутренним
ритмам. Большая ошибка отчуждать его от своей природы. Хорошо, если мама
следует за ритмами ребёнка: кормит, когда тот просит, укладывает спать,
когда у него закрываются глазки, подходит и успокаивает, когда ребёнок
кричит.

Взаимодействие с мамой крайне важно. Помните про то,
что поле психики ребёнка лежит изначально на поле матери? С возрастом, у
ребёнка появляется своё эго, а поле его психики всё дальше уходит от
поля матери, пока к 21-25 годам не отделится полностью. Тогда начнётся
новый процесс - внутренний поиск себя, встреча со своей самостью.
Личность будет стремиться оказаться в её объятиях так же, как когда-то
хотелось ребёнку лежать в объятиях матери. Отсюда логичный вывод - если
отношения с матерью были более позитивны, чем негативны, человек будет
следовать своему пути индивидуации более успешно, преодолевая страх и
невзгоды, т.к. у него есть внутренний образ устойчивой и защищающей
матери.

Когда ребёнку становится несколько месяцев от роду, отец появляется в
его жизни. До того, ребёнок не воспринимает себя отдельно от мира. Мама,
мир, и сам ребёнок - единое целое. Дифференциации для малыша не
существует. Отец начинает играть всё большую роль в жизни ребёнка. Он
буквально "врывается" в тесную диаду "мать-дитя", в какой-то степени как
насильник (в символическом плане). Возможно отсюда берут происхождение
массовые сны пациентов Фрейда о насилии состороны отца. Некоторые из них
вполне могли иметь не прямое, а символическое толкование.

Появляется классическая триада "мама-папа-я".
Если
мама воспринимается на бессознательном уровне, как атмосфера и сама
жизнь, то отец, как "другие люди". Важно знать, что отец у ребёнка
должен быть. Каждый имеет право знать, что у него есть отец и кто он. В
противном случае, ребёнок в будущем вынужден бессознательно искать
замену этой фигуре. Отец крайне важен для формирования психики ребёнка,
т.к. только в тройке возможна психологическая дифференциация. Диада -
это слияние, когда другой человек легко может восприниматься как "рука"
или "нога" другого. Нас двое, и это рай, симбиоз, мы единое целое. Но
когда появляется третий, то идиллия рушится, каждый начинает
воспринимать себя, как отдельную личность, и это позитивно для
становления самосознания.

Отец даёт ребёнку опыт, что он может
рассчитывать в этом мире на кого-то кроме мамы. В будущем человек с
таким опытом будет чувствовать, что он может рассчитывать на поддержку
"других людей". Базовое доверие к людям в большей степени зависит от
папы. Отец защищает от материнской тревоги, которая близка каждой
матери, особенно если ребёнок единственный или первый.

Мужчины
нередко волнуются, достаточно ли они хорошие отцы для своих детей. На
это я могу ответить, что хороший отец - тот, кто смотрит на своего
ребёнка с интересом, а не наоборот, тот, кто забоится о его успехах,
помогает, развивает, поддерживает, а не наоборот. Отец сажает ребёнка на
плечи и показывает ему мир. На глубинном уровне психики, отец приобщает
ребёнка к духовности и богу, поднимает его от земли и материальных
ценностей, показывает бескрайний космос.

Мать - земля, отец -
небо. Это архитипические образы, которые присутствуют в психике
человека. Коренные жители Америки перед началом какой-то деятельности
обращаются к этим стихиям с молитвой "Мать-земля, отец-небо и Великий
дух посередине, помогите мне сделать то-то и то-то".

© Мария Первишко, психолог-консультант



Просмотров: 733
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • "Папа, ты отец инвалида" (с). Как жить с "нелюбовью"?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • 21 день для жизни. Практика "Отец и Жизнь"
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • "Открылась бездна..." (Планетарий и личность ребёнка и взрослого).
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Продолжение "Отец "пожирающий" сыновей.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Отец и сын, как воспитаешь, так и "поплывет" по жизни
  • Комплекс Медеи или "Ты такой же, как твой отец!"
  • Когда мама о ребёнке говорит "мы"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь