Осень. Каникулы кончились. Школа, уроки, тетрадки. Первые птицы улетают на юг, а первые лебеди двойки уже гнездятся в тетрадках. Запрос о школьной неуспеваемости один из самых распространенных. И одна из самых популярных причин, которую называют родители (и учителя!) – лень.
Казалось бы, самой природой в ребенка заложено стремление узнавать новое. Это естественная физиологическая потребность мозга – получать как можно больше информации и развиваться. И вдруг – ленится. Не хочет учиться. Уговоры, ругань, поощрения, угрозы, требования, репетиторов – все испробовали. Ничего не помогает.
Давайте разберемся. Прежде всего – что такое лень? Это нежелание что-либо делать. Почему так происходит? Причин может быть несколько.
Упадок сил или астения – состояние, когда организм уходит в режим энергосбережения. У каждого из нас и у взрослого и у ребенка есть лимит энергии на выполнение каждодневных дел. Учеба требует гигантской нагрузки на нервную систему. Когда этот лимит превышается, то энергия крадется у других систем – у иммунной, например. Если такая ситуация повторяется регулярно, то организм стремится к самосохранению и включается режим «энергосбережения».
Что делать?
Прежде всего - пересмотреть нагрузку. При этом не сравнивайте с другими (А вот тот мальчик и учится хорошо и тремя видами спорта занимается и рисует и поет, а мой, только на продленку ходит)! Ресурс у каждого свой. К тому же вовсе необязательно отказываться от каких-то занятий совсем, можно временно перейти на облегченный режим.
Откорректируйте режим дня. Достаточно высыпается ли ребенок? Бывает ли на воздухе?
Ресурс должен пополняться! При сильном истощении сна бывает недостаточно для восстановления. Необходимо искать дополнительные способы. Проконсультируйтесь с врачом, возможно, он предложит пропить курс витаминов.
Подумайте, какие из всех тех занятий, которые посещает ребенок, ему действительно нравятся? Куда он бежит с радостью? Найдите такие, где ребенок будет не столько достигать каких-то результатов, а заряжаться энергией от самого процесса и получать удовольствие.
Лень – как протест и лень как бессилие. Бывает так, что лень – это симптом неуверенности в успехе. А зачем делать, если все равно не получится? Когда ребенок старается, но все равно получает плохие оценки, он рано или поздно перестает стараться.
Что делать?
Чтобы избежать этой ситуации, подчеркивайте любые, даже самые незначительные успехи ребенка, хвалите не за результат, а за старания и стремления. У всех случаются неудачные дни, и все мы совершаем ошибки. Если ребенок получил плохую оценку, посочувствуйте ему, вместо того чтобы ругать. И помогите ему ее исправить.
А лень ли это?
Часто произносят фразу «может, но не хочет». В реальности все как раз наоборот. Все дети хотят хорошо учиться. Даже если сами утверждают обратное. Ведь ни один ребенок не плачет и не злится, получив хорошую оценку, так? Но не у всех детей получается соответствовать высоким требованиям программы. Успешность в учебе зависит от таких важных составляющих как память, внимание, усидчивость, способность быстро переключиться с одной задачи на другую. Важно понимать, что все эти свойства имеют отношение к нервной системе, а не личности вашего ребенка! И ругать его за невнимательность или медлительность все равно, что кричать на дождь – эффекта никакого. Тут могут помочь специальные занятия по развитию той или иной функции. Эффективнее, если этим будет заниматься специалист – педагог, психолог, логопед или дефектолог.
Итак, мы выяснили, что за словом «лень» стоит гораздо большее, чем просто нежелание учиться. Все рассмотренные выше причины неуспеваемости редко встречаются изолировано друг от друга. Как правило, имеет место комплекс причин. Если неуспеваемость ребенка носит стойкий характер, стоит обратиться за консультацией к специалисту.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.