|
Почему ребенок плохо учится?Автор статьи: Марина Новикова
Почему мой ребенок плохо учится? По своему опыту, могу сказать, что очень не просто принять тот факт, что мой ребенок плохо учится. Любой Родитель воспринимает это, как обвинение в свой адрес. В такой ситуации невольно хочется вернуть обвинение и найти «виноватого». Что оказывается порой легче всего, но не решает проблемы Для меня самым безопасным было сказать себе: «Сейчас слишком большие нагрузки в школах и моему ребенку просто тяжело». Другие варианты отрицания: «А в нашем детстве дети успевали бегать, гулять, у них было детство, а сейчас приходится до ночи сидеть над уроками». Более продвинутый родитель может сказать: «Современная система образования не может учитывает индивидуальных особенностей каждого ребенка. Проблема системы в целом». И каждый окажется по-своему прав. Существуют как субъективные, так и объективные причины проблем с учебой. Объективными причинами могут быть плохое самочувствие, негативный эмоциональный фон в семье, проблемы со здоровьем, особенности характера ребенка. На успехи в учебе влияют возрастные периоды, которые не могут не сказываться на деятельности. Если в начальных классах для ребенка учебная деятельность является преобладающей. Он ждет оценки родителей и учится для них. То в среднем звене на первый план выходит общение со сверстниками. Авторитетным является мнение друзей, одноклассников. В подростковом возрасте ребенок пытается примерить на себя роль взрослого, и снова учеба занимает более значимое место. Старший же школьник начинает задумываться, как он сможет наиболее эффективно применить полученные знания в будущем и вступить во взрослую жизнь. А также половое созревание вносит значительные изменения не только на организм ребенка, но и на его личность в целом, кардинально изменяется мироощущения и приоритеты деятельности. Помимо самой проблемной ситуации, необходимости ее решения, поиска причин и вариантов решения. Мы сталкиваемся с проблемой и страданиями родителя. Родители склонны не только переживать и тревожиться за судьбу своих детей, но также склонны испытывать чувства одиночества и отчаяния. Невольно разворачивая проблему на себя и испытывая чувство вины, вызванное отношением к себе,как к «не успешному» родителю. Чтобы выйти из проблемной ситуации, и взглянуть на нее со стороны, нужно задать себе следующие вопросы: Что дает ситуация, когда ребенок плохо учится, самому ребенку? Что дает ситуация, когда ребенок плохо учится, его родителю? Родитель измотан негативной ситуацией и не видит скрытой «выгоды» от такого положения вещей. А их может быть несколько: Когда ребенок начинает плохо учится или систематически плохо учится, он так или иначе обращает на себя дополнительное внимание родителя, «положительное» (когда с ним ежедневно сидят и учат уроки, родители озабочены его проблемами и вместе решают их), или «отрицательное» (ругань, наказания, угрозы). Положительное или отрицательное – это в любом случае ВНИМАНИЕ. Ребенок, который, казалось бы, уже повзрослел и не имеет очевидных оснований на полное родительское внимание, вдруг начинает его получать. И если он не может заявить об этом родителю напрямую, то за него это может сделать учитель/ педагог/директор школы. Ребенку внезапно начинают давать Внимание, на которое он уже и не рассчитывал, но так отчаянно желал получить. Он снова становится значимым, снова оказывается в центре родительской жизни. Так же эта потребность в родительском внимании может проявляться в плохом поведении ребенка, частых проблемах со здоровьем. Что может дать родителю ситуация, когда его ребенок плохо учится? Можно услышать: « Ничего без меня не может», «Только не проверю уроки – опять двойка», «Когда же он наконец повзрослеет». Что может стоять за этими словами? Во-первых, это может быть скрытое желание заботиться и опекать ребенка, не отпускать от себя, из поля своего влияния. Родителю хочется быть значимым. «Я нужен, без меня ему не справиться». Во-вторых, это может быть переключение со своих нерешенных проблем на проблемы ребенка. У родителя появляется возможность отложить в сторону необходимость решать свои острые проблемы, которые решать не очень-то хочется. Само осознание такого положения вещей (само допущение мысли о том, что такая ситуация, возможно, реализует некоторые потребности как ребенка, так и родителя) дает нам ключи и возможности для решения проблемы. Что это может быть? Что произойдет, если я буду давать ребенку свое внимание осознанно? Что будет, если ребенок почувствует, что его проблемы, его достижения для меня важны и значимы? Родителю просто необходимо поддерживать себя, ведь это не легкий путь, быть родителем. Это действительно, тяжело, это большая ответственность. Вы искренне заботитесь и переживаете за своего взрослеющего малыша, вы искренне желаете, чтобы он смог стать успешным взрослым. Вам не все равно, что с ним, и как ему живется, вам не все равно до его проблем и успехов. Мы все делаем ошибки, мы все не совершенны. Просто признайте это, и не требуйте от себя невозможного. Поддерживайте своего ребенка, не просто хвалите. Похвала несомненно приятна, но не дает ребенку возможности почувствовать себя ответственным за свои достижения. Такие фразы как: «Ты молодец!», «Теперь я тобой горжусь» перекладывают ответственность с ребенка на взрослого. Чтобы он ни сделал, он ждет оценки, одобрения или критики. Это лишает его возможности погордиться самому своим результатам. Такие фразы, как: «Я вижу, у тебя получается», «Это, действительно, здорово», «Ты смог, и это классно». «Я вижу, ты очень стараешься, у тебя обязательно получится» помогают ребенку поверить в свои силы и почувствовать радость от своих достижений, а не от оценки кого-то со стороны. Теперь он старается не для кого-то, он старается для себя. Позволяйте ребенку проявлять свои эмоции. Ребенку важно чувствовать, что вы его понимаете. Его детские проблемы, какими бы банальными они не выглядели со стороны взрослого, для него действительно значимы. Он может не на шутку разозлиться, если ему не разрешили погулять после уроков. Он может до глубины души расстроиться, если соседка по парте не поделилась конфетой или не позвала в столовую. В любом случае, не обесценивайте его чувства. Поддержите его, будьте на его стороне. «Да, я вижу ты не на шутку разозлился сейчас». «Да, это и правда обидно». Спрашивайте ребенка чаще. Возможно, вы и не считаете его мнение авторитетным, но позволяйте ему высказывать его. Очень часто непосредственные детские высказывания являются очень мудрыми. Слушая его, вы повышаете его самооценку, его веру в себя, в свою значимость для вас и для мира в целом. А также становитесь ему ближе. Не врите и не скрывайте своих чувств. Вы также имеете право быть не довольным, уставшим, разочарованным, озабоченными своими проблемами или злым. Если вы будете говорить ребенку о том, что у вас на душе. Ему будет легче поделиться с вами тем, что на душе у него. Важно понимать, что предела совершенству не будет. Сами проблемы дают нам возможности для развития, возможность улучшить качество нашей жизни, возможность обогатить отношения с нашими детьми. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|