«Когда ребенок подрос,
для родителей самое время
научиться стоять на собственных ногах».
Франсис Хоуп
И вот в доме появился малыш! Такой маленький, беспомощный и родители окружают его вниманием, заботой, а он в свою очередь, начинает благодарить их своей улыбкой и желанием быть всегда рядом. Ребенок подрастает, заботливые родители теперь стараются обучать и развивать свое «чадо». Знакомят с окружающим миром: водят в театры, музеи, зоопарки и с удовольствием наблюдают за удивлением и восхищением малыша. В дошкольном детстве значимым окружением для ребенка являются его близкие, когда они рядом, малыш тоже спокоен. Завязать шнурки, почитать книжку, объяснить что-то не понятное .
Мама и папа – это первые учителя ребенка в уроках общения с окружающими. Своим примером, а где-то и советом они помогают своим детям адаптироваться в многообразии социального окружения, которое расширяется с каждым годом: двор, улица, детский сад, первый класс… Постепенно круг значимых людей для ребенка расширяется, и первое место начинают занимать сверстники. Время идет, ребенок все чаще принимает самостоятельные решения. Он сам начинает выбирать друзей, в какие кружки ходить, чем заниматься в свободное время, у ребенка появляются новые интересы, которые порой не совпадают с интересами родителей и в это время он в первый раз сталкивается с возмущением. А ребенок начинает сравнивать себя с взрослым и приходит к такому выводу, что между взрослыми и ним никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, что бы его больше не считали маленьким, он осознает, что так же обладает правами. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям. И ребенок начинает сопротивляться ранее не вызывавшим протеста требованиям со стороны родителей, активнее отстаивая свои права на самостоятельность. Но, не смотря на внешнее противодействие взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Так же характерны для этого возраста частые смены настроения, от безудержанного веселья к унынию и обратно. Причем явных значимых причин для подобных эмоциональных перемен зачастую, просто не существует. Подросток начинает управлять своими эмоциями и очень часто он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. А в определенных обстоятельствах (конфликты со взрослыми, товарищами) подросток может проявить и большую импульсивность в поведении. Иногда от тяжело переживаемой обиды он способен на бегство из дома и даже на попытку самоубийства.
Что же происходит с родителями?
Чаще всего родителям очень трудно разобраться и понять себя. Так долго ждали самостоятельности ребенка, а столкнулись с изменениями в отношениях и появился страх: а вдруг влияние друзей? А хорошо ли готов мой ребенок к испытаниям, которые ждут его на каждом шагу? А вдруг попробует пива? А вдруг…
Чувства вины, страха, отчаяния сменяют друг друга.
А происходит это, потому что родители вспоминают себя в этом возрасте, и очень сильно хотят огородить своих детей от переживаний. Очень часто задаются вопросом: «А все ли я сделал правильно?», потому что очень хочется быть «хорошим» родителем.
А в некоторых случаях родители просто не успевают понять, «когда же ребенок стал взрослым?», и не признают его право на самостоятельность. Продолжая общаться с ребенком на привычном для родителей языке (как раньше) сталкиваются с агрессией. Ребенок пытается и поведением и ответами показать, что он другой, и общаться с ним нужно на новом уровне. Очень часто в это время и возникают конфликты, ссоры которые в некоторых случаях могут закончиться обвинениями и отчуждением. В это время и ребенок, и родители чувствуют себя несчастными.
Когда такое происходит, помогает попытка понять друг друга. А если вы друг друга поймете, то, может быть, вам удастся поговорить о чувствах,- а тогда уж точно все уладиться.
психолог-консультант ЦКТ"Статус" Кирменева Оксана.