Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью

 

В настоящий момент уделяется много внимания изучению разного рода аддикций, способов их профилактики и лечения, однако недостаточно внимания уделяется среде, в которой живет и развивается аддикт, его микросоциуму, семье. Люди, живущие рядом с зависимым человеком, образуют совершенно особые взаимоотношения, которые отчасти могут способствовать и даже провоцировать зависимого на подобный образ жизни. У членов семьи, живущих с зависимым, отягощается психологическое состояние, блокируется возможность изменения поведения аддикта, снижается качество жизни. При этом не уделяется достаточного внимания созависимому состоянию близкого окружения зависимого человека, его проявлениям и влиянию на употребление, т.е. работе с зависимостью в комплексе с семьей и через семью.

Таким образом, существует противоречие между широкой распространенностью и важностью профилактики и коррекции проблемы созависимых состояний личности у членов  семьи больных различными химическими зависимостями, и степенью изученности данной проблемы, а также недостаточной разработанностью практического психологического инструментария для помощи созависимым членам семьи. Указанное противоречие позволило сформулировать тему и  проблему исследования –  психологическая коррекция созависимых состояний личности членов семьи больных химической зависимостью.

Целью исследования являлась разработка и апробация программы групповой коррекции созависимых состояний личности членов семьи больных химической зависимостью.

Мы предположили, что проведение групповой работы по коррекционно-развивающей  программе «Целостная личность» будет способствовать снижению выраженности симптомов созависимого состояния у членов семьи больных химической зависимостью.

Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:

  1. Шкала созависимости Уайхолд (Бери и Джейн Уайнхолд);
  2. Тест Гиршфильда на межличностную зависимость (Р. Гиршфильд, адаптация О.П. Макушиной);
  3. Опросник Конструктивно-деструктивная семья (КДС) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);
  4. Тест самооценки психических состояний (Г. Айзенк);
  5. Шкала экзистенции (ESK) (К. Орглер, адаптиция С.В. Кривцовой).

Статистическая обработки результатов была проведена методом дисперсионного анализа с использованием U- критерия Манна-Уитни  и Т-критерий Вилкоксона и  корреляционного анализа.

Исследование было проведено на базе Автономного некоммерческого объединения по профилактике и ресоциализации алко- и наркозависимых «Жизнь» г. Уфа. В исследовании приняло участие 53 человека в возрасте от 17 и до 72 лет. Из них 31 человек посещали терапевтические мероприятия на основе коррекционно-развивающей программы, остальные 22 человека выступили в качестве контрольной группы и не принимали участия в коррекционной работе. У всех испытуемых один или более членов семьи на момент исследования являлись зависимыми от ПАВ и находились на лечении в реабилитационном центре «Инзер» в АНО ПР АНЗ «Жизнь» по программе «12 шагов» Анонимные Алкоголики и Анонимные Наркоманы.

На первом этапе исследования мы определили уровень созависимости в отношениях до и после терапевтического воздействия у экспериментальной и контрольной группы с помощью методики «Шкала созависимости Б. и Дж. Уайнхолд».

Таблица 1.

Уровень созависимости у испытуемых по шкале созависимости Уайнхолд, %

 

Уровень

созависимости

Экспериментальная группа

(n=31)

Контрольная группа

(n=22)

До

коррекции

После

Коррекции

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий

3

6

0

0

Средний

29

39

41

41

Высокий

68

55

59

59

Очень высокий

0

0

0

0

 

В соответствии с теоретическим анализом данных после групповой работы у испытуемых экспериментальной группы целом уровень созависимости снизился. В контрольной группе показатели уровня созависимости остались неизменны.

На втором этапе исследования мы определили уровень межличностной зависимости у испытуемых экспериментальной и контрольной групп по методике «Тест Гирфильда на межличностную зависимость» в адаптации  О.П. Макушиной.

Таблица 2.

Уровень межличностной зависимости испытуемых по тесту Грифильда, %

 

Уровень межличностной зависимости

Экспериментальная группа

(n=31)

Контрольная группа

(n=22)

До

коррекции

После

Коррекции

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий

23

40

9

5

Средний

67

57

86

95

Высокий

10

3

5

0

 

По данным экспериментальной группы, подтверждается эффективность участия в групповой работе по ощущению себя как целостной личности, отстранения от значимого близкого и изменение межличностного взаимодействия с ним. У контрольной группы  общая тенденция изменений указывает об увеличении уровня межличностной зависимости при повторном обследовании. Это говорит о том, что в данной ситуации, возможно из-за отсутствия информированности, поддержки со стороны окружающих, увеличивается тревога, и симптомы межличностной зависимости обостряются.

На третьем этапе исследования мы выявили тип семейных отношений испытуемых по методике «Опросник Конструктивно-деструктивная семья» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.

Таблица 3.

Выраженность типа семейных отношений по методике «Конструктивно-деструктивная семья», %

 

Тип семейных

отношений

Экспериментальная

группа (n=31)

Контрольная группа

(n=22)

До

коррекции

После

коррекции

Констатирующий этап

Контрольный этап

Конструктивный

19

42

32

32

Промежуточный

74

55

68

68

Деструктивный

7

3

0

0

 

Из таблицы видно, что после прохождения коррекционной программы участники экспериментальной группы начали пересматривать взаимоотношения в семье, перестраивать и менять их в конструктивном направлении. В контрольной группе показатели остались неизменны, что говорит о ригидности устоявшихся типов семейных отношений.

На четвертом этапе исследования мы определяли уровень тревожности до и после коррекционной работы по методике «Тест самооценки психических состояний» Г. Айзенка.

Таблица 4.

Уровень тревожности по методике «Тест самооценки психических

состояний» Г. Айзенка, %

 

Уровень

тревожности

Экспериментальная

группа (n=31)

Контрольная группа

(n=22)

До

коррекции

После

коррекции

Констатирующий этап

Контрольный этап

Не выражен

39

55

59

50

Средний

39

42

32

36

Очень высокий

22

3

9

14

 

Из таблицы 4 наглядно видно, что после участия в мероприятиях у экспериментальной группы повысилась осведомленность о симптоме созависимости, были получены инструменты по уменьшению ее проявлений и в результате уровень тревожности стал ниже. У контрольной группы наблюдается обратный эффект, при втором исследовании выявляется увеличение уровня тревоги, т.е. при отсутствии работы с созависимым состояние симптомы данного состояния прогрессируют.

На пятом этапе исследования мы определили экзистенциональную исполненность у испытуемых обеих групп по методике «Шкала экзистенции» С.В. Кривцовой.

Таблица 5.

Показатели экзистенциональной исполненности по методике

«Шкала экзистенции» С.В.Кривцовой, %

 

Показатель экзистенциальной исполненности

Экспериментальная

группа (n=31)

Контрольная группа

(n=22)

До

коррекции

После

коррекции

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий

29

19

18

18

Средний

65

74

82

77

Высокий

6

7

0

5

 

После прохождения терапевтических мероприятий участники экспериментальной группы начали осознавать себя как самостоятельную личность со своими потребностями, ценностями и взглядами на жизнь. У контрольной группы изменения выражены минимально.

На шестом этапе исследования для определения достоверности различий между измеряемыми показателями экспериментальной и контрольной групп до проведения коррекционной программы мы использовали U- критерий Манна-Уитни. Расчеты были проведены в программе STATISTICA.

Таблица 6.

Оценка различий между экспериментальной и контрольной группой

до проведения коррекционной программы, балл

Показатель

Эмпирическое

значение

Критическое

значение (р)

Уровню созависимости

0,41

<0,05

Межличностная зависимость

0,13

<0,05

Тип семейных отношений

0,70

<0,05

Уровень тревожности

0,60

<0,05

Экзистенциональная исполненность

0,22

<0,05

 

Полученные эмпирические значения по всем показателям определены вне зоны значимости, т.е. различия между двумя выборками экспериментальной и контрольной не достоверны и группах являются одинаковыми.

Для установления направленности и выраженности изменений до и после коррекционного воздействия в экспериментальной группе и в контрольной группе мы использовали Т-критерий Вилкоксона.

Таблица 7.

Направленность и выраженность изменений до и после коррекционного

 воздействия, балл

 

Показатель

Эмпирическое значение

 

Критическое значение (р)

Выраженность изменений

Экспериментальная группа

Уровень созависимости

0,000004

<0,01

-3,19

Межличностная зависимость

0,000247

<0,01

-3,77

Тип семейных отношений

0,001126

<0,01

-1,58

Уровень тревожности

0,000006

<0,01

-2,42

Экзистенциональная исполненность

0,000061

<0,01

15,23

Контрольная группа

Уровень созависимости

0,55

<0,05

-0,09

Межличностная зависимость

0,77

<0,05

-1,00

Тип семейных отношений

1,00

<0,05

0

Уровень тревожности

0,06

<0,05

0,40

Экзистенциональная исполненность

0,49

<0,05

-1,14

- жирным шрифтом выделено значение находящиеся в зоне значимости при данных критических значениях.

** - курсивом отмечено значение близкое к критическому значению.

 

Статистические расчеты показали, что в экспериментальной группе наблюдается выраженность изменений по всем признакам, изменения после коррекционного воздействия достоверны.

В контрольной группе изменения признака не выражены не по одному показателю. По показателю «уровень тревожности» наблюдается значение близкое к критическому. По показателю «Тип семейных отношений» наблюдается нулевой сдвиг, т.е. показатель остался совсем без изменений.

Таким образом, наша гипотеза о том, что проведение групповой работы по коррекционно-развивающей  программе «Целостная личность» будет способствовать снижению выраженности симптомов созависимого состояния у членов семьи больных химической зависимостью, полностью подтвердилась.

Для определения взаимосвязи между уровнем созависимости и межличностной зависимости с типом семейных взаимоотношений, уровнем тревожности и экзистенциальной исполненности личности, мы использовали корреляционный анализ в программе STATISTICA.

Таблица 8

Достоверность взаимосвязи между показателями, балл

 

Уровень созависимости

Межличностная зависимость

Тип семейных отношений

Тревожность

Экзистенциальная исполненность

Уровень

созависимости

---

0,66*

0,15

0,63*

-0,54*

Межличностная зависимость

0,66*

---

0,31

0,55*

-0,47

Тип семейных отношений

0,15

0,31

---

0,31

-0,42

Тревожность

0,63*

0,55*

0,31

---

-0,66*

Экзистенциальная исполненность

-0,54*

-0,47

-0,42

-0,66*

---

* - отмечена выраженная корреляция между признаками,

   - жирным шрифтом отмечена корреляция между признаками.

 

Согласно результатам статистической обработки данных, было установлено, что между уровнем созависимости и межличностной зависимостью существует прямая корреляционная взаимосвязь, т.е., чем выше уровень созависимости у испытуемых, тем выше показатель межличностной зависимости. Это говорит о том, что обе методики действительно измеряют созависимость в разных ее проявлениях и данные методики подтверждают данные друг друга.

Также наблюдается прямая корреляция между уровнем созависимости и уровнем тревожности: чем более выражены признаки созависимого состояния, тем выше тревожность у испытуемых.

Между уровнем созависимости и показателем экзистенциональной исполненности существует обратная корреляционная связь: чем ниже уровень созависимости у испытуемых, тем выше экзистенциональная исполненность.

Выявлена прямая корреляция между показателем межличностной зависимости и уровнем тревожности. Это подтверждает мнение о том, что чем более остро проявляются признаки межличностной зависимости, тем больше испытуемый ощущает тревожное состояние.

Между уровнем тревожности и показателем экзистенциональной исполненности существует обратная корреляция, т.е. чем больше испытуемый ощущает уровень тревоги, тем менее у него уровень экзистенциональной исполненности.

Таким образом, проведенное исследование позволило проверить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы.

  1. После прохождения психотерапевтического воздействия по коррекционно-развивающей программе «Целостная личность» у экспериментальной группы наблюдаются следующие изменения:

– значительно снизился уровень созависимости, т.е. произошло смещение фокуса внимания с зависимого близкого на самого себя, подвержены пересмотру прежние модели взаимодействия;

– уровень межличностной зависимости снизился, т.е. наблюдается отстранение от значимого близкого больного химической зависимостью и межличностное взаимодействие пересматривается;

– увеличились показатели конструктивного типа отношений, что говорит о том, что члены семьи переходят на новую модель поведения в семье;

– значительно снизился уровень тревожности, т.е. вследствие большей информированности о созависимом состоянии и получении инструментов по уменьшению ее проявлений чувство тревоги снижается;

– увеличился уровень экзистенциональной исполненности, т.е. участники группы начали осознавать себя как целостную личность со своими потребностями, ценностями и взглядами, улучшилось качества жизни связанного с ощущением наполненности жизни определенным смыслом.

  • Показатели контрольной группы в первом и втором исследовании не изменились за исключение показателя уровня тревожности, который вырос по сравнению с первым исследованием, что свидетельствует о том, что при отсутствии работы с созависимым состоянием симптомы данного состояния прогрессируют.
  • Существует взаимосвязь между уровнем созависимости, межличностной зависимостью, уровнем тревожности и показателем экзистенциональной исполненности.

Таким образом, наша гипотеза о том, что проведение групповой работы по коррекционно-развивающей  программе «Целостная личность» будет способствовать снижению выраженности симптомов созависимого состояния у членов семьи больных химической зависимостью, полностью подтвердилась.



Просмотров: 597
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Квест «Пробраться в театре на свое место и не быть «жертвой». Уровень 1. Помощь при созависимости.
  • Квест «Пробраться в театре на свое место и не быть «жертвой». Уровень 2. Помощь при созависимости.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Что делать с высоким уровнем тревожности?
  • Социальная компетентность или как снизить уровень тревожности.
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • О созависимых: возможно, это о нас. Психолог о зависимости и созависимости(4)
  • Гештальт-подход в групповой работе с симптомом тяги при химической зависимости
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Упражнение из серии "Коррекция любовной зависимости". Уровень значимости.
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Выход из созависимости: психотерапевтические способы справиться с зависимостью от другого
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Простак. Роли созависимых. Психолог о зависимости и созависимости(7)
  • Спасатель. Роли созависимых. Психолог о зависимости и созависимости(6)
  • Как проверить себя на уровень напряжения/зажатости? Стресс-тест д-ра Хасая Алиева
  • Как снижается уровень самооценки?
  • Коррекция любовной зависимости(созависимости). Методы конструктивного выпуска злости(гнева)
  • Тест. Оцените уровень своей жизни
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Созависимость при химической зависимости, некоторые стратегии работы с ней.
  • Излечение от созависимости по программе «12 шагов». Шаг 1.
  • Иллюзия, что выздоравливая от созависимости, нам больше никогда не будет больно
  • Созависимости, зависимости – это результат насилия.
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • 2.2 Подходы к лечению зависимости. Психолог о зависимости и созависимости (3)
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь