2.2 Подходы к лечению зависимости. Психолог о зависимости и созависимости (3)

Автор статьи: 404

Начало: Вступление. О себе и Кому это надо: https://www.psyoffice.ru/article/101232/

и Глава 1. Как понять зависимого и зависимость? https://www.psyoffice.ru/article/101236/

2.2 Методы решения проблемы. Подходы к лечению зависимости.

Подход 1: социальный

Этот подход основывается на понимании зависимости как заболевания социального, т.е. на основании ТОЛЬКО социального аспекта в рассмотрении человека, в данном случае – зависимого, игнорируя все остальные аспекты в его развитии. И в таком случае, как метод лечения выбирается попытка изменить социальную среду человека. Это может быть:

- переезд («не те люди вокруг», «надо отвлечься, съездить в деревню, на курорт» и т.п.);

- свадьба или развод («всё дело в «неправильном» супруге» или в её отсутствии», «надо бы ему ответственности побольше»);

- смена работы/учёбы («работает мало, надо больше работать», или «работы много, надо отдохнуть побольше и получше», или «не та работа, не моё»);

- рождение ребёнка («ему, опять же, надо побольше ответственности»).

В общем, вариантов много, но, обратите внимание, везде подразумевается, что «что-то не так» с кем-то или с чем-то в окружении зависимого, не в нём самом.

Если мы имеем дело с настоящим зависимым, ни один из перечисленных методов не принесёт устойчивого успеха и решения проблемы. Максимум – временное прекращение употребления, а зачастую и того не случится. Зависимость -  болезнь прогрессирующая, если её не лечить или лечить неправильно, обязательно будет только ухудшаться.

Если мы начинаем менять ТОЛЬКО социум зависимого, мы игнорируем его повреждения на остальных уровнях – психо-, био-, духовном, и это неизбежно приведёт к рецидиву, к возвращению в употребление.

По сути, к попыткам помощи зависимому «социальным» методом можно отнести и традиционные для советского периода нашей Родины ЛТП, и любые, распространённые сейчас, трудо-терапийные центры, то есть те места, где, как правило, НИЧЕГО, кроме как обеспечения работой зависимого, не происходит. И очевидно, что попытки решить проблему алкоголизма и/или наркомании легализацией наркотиков или их запретом точно так же не могут быть успешны, если понимать, что зависимость – комплексное явление.

Сразу поясняю: с моей точки зрения, легализация наркотиков в нашей стране - идея абсолютно безумная и столь же бесперспективная,  как и борьба с алкоголизмом с помощью ограничений в «горбачёвский» период. И трудиться зависимому безусловно полезно. Другой вопрос, что трудоголизм не менее опасен для него, чем безделье, а к трудоголизму зависимый весьма склонен. Это только временно поддерживает его иллюзию, что «он-то не такой» больной, а соответственно, «зачем ещё что-то с собой делать, я же работаю, я социализирован!». Особенно, если где-то впереди «маячит» перспектива нетрезвых выходных. Только вот «выйти из них» адекватно и своевременно зависимому уже перестаёт со временем удаваться… То есть, проще говоря, я не против, только без толку.

А давайте возьмём точно так же отдельно био-аспект.

И тогда мы сможем рассмотреть ещё одну стратегию лечения.

Подход 2. Медицинский.

Тут надо отдать должное медицинским работникам, которые, сколько их ни ругают за коммерциализацию медицины, за недостаток профессионализма, упорно продолжают спасать жизни и алкоголиков, и наркоманов, и, кстати, те продолжают обращаться к врачам, «когда плохо», с тем же постоянством, с каким этих же врачей сами же и ругают.

Но врачи хороши ещё и тем, что первые заметили и достаточно громко, внятно сообщили (и продолжают сообщать), что они не могут полностью излечить химическую зависимость, что она не исчезает, если провести детоксикацию организма. Что выведения ВИС из организма недостаточно, что нужна психотерапия и масштабное глубокое изменение образа жизни.

И, если бы химзависимость действительно была бы только «болезнью тела», то зависимый пройдя однажды курс «очищения» от ВИС, не возвращался бы в больницу или под капельницу уже никогда. То же самое, как, я надеюсь, понятно, относится и

- к вызовам врачей на дом, и

- к переключению с одного препарата (неважно, гашиш или героин) на другой (например, алкоголь или амфетамины) с целью самостоятельного, т.е. без назначения врачей ослабления всё тех же симптомов. Иными словами, снова игнорируются, только теперь уже психо-, социо- и духовный аспекты.

Беда же зависимого заключается в том, что он ПОВТОРЯЕТ одни и те же действия, каждый раз надеясь на другой результат, а результат… мы уже упоминали, предсказуемый.

Вариаций же способов лечения какое-то невероятное количество.

Подробно описывать каждый будет достаточно долго, поэтому просто перечислю коротко: химзащита, кодирование, транслокация (кодировка плюс хим.защита), цимбулотомия (операция на мозге по удалению эндорфиновых рецепторов), шоковая терапия, заместительная терапия (например, приём метадона как фабричного варианта героина)...

Что же будет, если мы сосредоточимся на лечении исключительно аспекта психо-? Боюсь, что здесь мы получим либо бесконечные попытки применения разнообразных психологических методик, работающих с чувствами зависимого (которые он уже давно отвык и осознавать-то, регулярно изменяя их веществами) но игнорирующих его социальную жизнь и соматические состояния, либо столь же бесконечное «пересаживание» зависимого с одного антидепрессанта на другой (в зависимости от того, кто будет заниматься этим аспектом, психолог или психиатр). Но мы снова получим тот же результат. И, поскольку назначение успокоительных и антидепрессантов является прерогативой врачей, полагаю, будет вполне уместно отнести сей метод так же к медицинскому подходу.

А ещё, применяя к зависимому подход «как к обычному пациенту», мы игнорируем его следующие качества:

-паталогическую неспособность быть честным и, в первую очередь, с собой:

- неспособность доверять, а соответственно – предубеждённость и неспособность обращаться за помощью (что так же подразумевает и неполноценное выполнение рекомендаций врача).

И как результат – психоаналитик может увлечённо разбирать годами «свободные ассоциации» нетрезвого ума, гуманистический психолог пытаться до бесконечности как «в прорву» снабжать и снабжать «поддержкой и пониманием» инфантильную личность…

На всякий случай: дело не в направлении психологии – любое из них (в том числе, и из перечисленных) может быть эффективно, если есть верное понимание болезни зависимости.

Здесь занятно упомянуть опыт Кристины Гроф, как одной из изобретательниц метода холотропного дыхания – такого своеобразного способа проникновения в глубины своего бессознательного, да ещё и попутно приобретения сильных интересных эмоциональных переживаний. Кристина, как и её муж Станислав, сами практиковали этот метод, однако от алкоголизма её он (метод) не спас, с этим пришлось работать уже в одном из реабилитационных 12-ти Шаговых центров в Европе. И, надо отдать должное этой женщине, она не только научилась оставаться трезвой, но и, хотя продолжила практиковать холотропное дыхание, достаточно чётко объясняет в своей книге «Жажда целостности», что её метод не может вылечить алкоголизм или наркоманию: «Я помню, как я сидела у ног своего гуру, а затем шла домой, чтобы выпить, чувствуя себя ужасно виноватой и несчастной» (К.Гроф. «Жажда целостности: наркомания и духовный кризис», - М.: Институт трансперсональной психологии. Издательство Саттва, 2000).

Подход 3. Религиозный. Наверное, можно успешно заниматься только духовным аспектом, не учитывая остальных, и тогда речь идёт о монастыре или религиозном реабилитационном центре, и, кстати, этот подход, в отличие от первых 2-х наконец-то чего-то требует от самого зависимого, а не ограничивается активностью его окружения. В этом подходе впервые пытаются увидеть проблему не снаружи, а внутри человека.

Но… боюсь, что и в монастыре, и в религиозной реабилитации существует некий социум, да и организм, как и психические особенности зависимого не исчезают, даже когда их игнорируешь. И я безусловно соглашусь с тем, что есть люди, которым подобный подход помогает, более того рад этому, и всячески готов это поддерживать. Смущает другое: сложность адаптации людей «в миру» после длительного пребывания в подобных местах. А решимость в реальности остаться там навсегда, посвятить всего себя служению Богу по моим наблюдениям существует у крайне малого количества зависимых. Многие вообще не могут принять для себя никакой религии или даже просто решиться войти в храм.

Подход 4. Компенсаторный.

Здесь, если говорить коротко, речь идёт уже или о выздоровлении с помощью групп самопомощи на основе Программы 12 Шагов, или о 12-ти Шаговом реабилитационном центре.

Что, по сути, из себя представляет хороший реабилитационный центр? Конечно, то, что я сейчас скажу, является довольно поверхностным обобщением, и всё же: это место, где человек начинает приходить к пониманию сути и проявлений своего заболевания и учится навыкам, позволяющим ему компенсировать разрушения по всем 4-м вышеназванным сферам.

Существенное значение здесь имеет то, что в таком центре люди, будучи, искусственно отрезанными от привычных опасных ситуаций,  имеют при этом возможность получать поддержку без ВИС как от специалистов, так и от людей, объединённых сходным опытом и сходными задачами.

Если коротко пройтись по 4-м аспектам:

- Зависимый человек – это человек с заниженным уровнем эндорфинов от рождения. В ходе употребления естественная их выработка существенно уменьшается. В центре восстановление уровня эндорфинов (так называемых, «гормонов счастья») и в целом гормонального баланса происходит естественным путём, но более эффективно, так как он находится в среде «таких же», когда возможно открытое доверительное общение, а оно-то и способствуетподъёму эндорфинов. Таким образом мы компенсируем потери в биологической сфере. Любой же «лекарственный» путь такой компенсации – риск возвращения к привычной модели мышления и поведения («мне плохо – надо что-то принять внутрь»). Только, конечно, для доверительного общения необходима честность, но врать в среде таких же, как ты сам сложновато.

- Большинство зависимых в начале выздоровления могут много и красочно философствовать, произносить разнообразные привлекательные, возможно, своей парадоксальностью мысли, но обычно испытывает значительные трудности с тем, чтобы определить свои чувства (особенно «здесь и сейчас»), как и  быть способным справиться с ними. И его можно понять: долгие годы, день за днём человек «убегает» от своих истинных чувств в употребление ВИС, как бы «замораживает» их, и, когда он протрезвеет… Конечно, ему  сложно понять свои чувства, отличить их от мыслей и при этом не обманывать себя. В центре зависимый может поработать над восстановлением и усовершенствованием навыков рефлексии - осознания собственных эмоций и чувств (психическая сфера); кроме того, ничто не восстанавливает психические процессы (внимание, память, мышление), столь серьёзно повреждаемые в употреблении, как письменная работа, чтение, слушание, анализ и формулирование своей вербальной реакции, а всё вышеперечисленное – это основные методы работы в подобном реабилитационном центре.

- Коллектив, в котором живёт зависимый в центре – это микрокосм для него, его «маленькая модель мироздания». Но здесь это – коллектив временный, и при этом реальный и безопасный – зависимый впоследствии ведь не обязан общаться с этими людьми. А сейчас он может попробовать увидеть себя их глазами и попробовать взаимодействовать с ними по-новому. Если это взаимодействие получится эффективным – он может перенести такой опыт уже в «макрокосм», во внешний мир (социальная сфера),

- получить возможность увидеть необходимость изменить некоторые собственные саморазрушительные внутренние моральные принципы, нормы, правила, способствовавшие ранее его болезни, опыт существования по другим принципам в безопасной «лабораторной» обстановке социума реабилитационного центра (духовная сфера).

Я упомянул здесь возможность выздоровления в группах самопомощи, то есть вне реабилитационного центра. По сути, основное сходство с вышеописанным способом в том, что есть возможность общения с себе подобными, однако важно понимать, что без реабилитационного центра зависимый берёт на себя большую ответственность и подвергается большим рискам: вне центра опасные ситуации никто не отменял, а до группы вне центра ещё надо дойти, и никакой консультант или психолог за тобой не придёт. Мой опыт показал, что оба пути могут привести зависимого к успеху, и оба не могут гарантировать его от ошибок, срывов и трудностей.

  • Подход Терапевтического Сообщества (ТС).

В отдельную категорию я выделил этот подход, так как есть центры, использующие его без применения 12-ти Шаговой Программы, но есть и такие, где принципы этих подходов пытаются с большим или меньшим успехом сочетать. Если попытаться описать суть подхода ТС – это сообщество, где люди существуют по принципу некой коммуны, где нет начальников, есть люди обличённые доверием. Основное внимание уделяется изменению поведения зависимого, акцент на том, чтобы создать для него обучающий опыт жизни в социуме, где руководители являются ролевой моделью нового поведения; где права неотъемлимо связаны с ответственностью; где действия всегда приводят к определённым очевидным последствиям.

Важный момент: люди туда приходят добровольно. В странах, где существуют успешно функционирующие ТС, законодательно определяется лечение в подобном центре как необходимое для зависимого. Таким образом, отказываясь от обращения в ТС зависимый вступает в конфликт с органами государства, А НЕ С ПЕРСОНАЛОМ ТС!!! Соответственно, роль персонала ТОЛЬКО консультирующая, НО НИКАК НЕ КОНТРОЛИРУЮЩАЯ. НИКАКИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ УДЕРЖИВАНИЯ В НИХ НЕВОЗМОЖНЫ. Собственно, они и не требуются, контроль – функция правоохранительных органов, но, когда её берут на себя консультанты, они неизбежно теряют доверие пациентов, а, соответственно снижается эффективность терапии, если не сказать просто исчезает.

Дэвид Кеннард в своей книге «Введение в терапевтические сообщества» (The Thetford Press Ltd, 1983) выделяет 4 вида ТС, а соответственно им 4 вида терапевтических целей и методов:

«1) Установленный.

Цели:  уменьшить социально нежелательное поведение, увеличить уровень эффективности функционирования в социальной жизни, работе, уходе за собой.

Методы: - увеличение уровня нравственных компонентов жизни в процессе пребывания в учреждении;

- чётко определённый порядок продвижения от опекаемой роли до восстановления статуса полноценного члена сообщества;

- подъём уровней притязаний с соответствующим ростом возможностей пациентов;

- предоставление пациентам системы поощрений;

- создание и развитие  коммуникации и взаимного понимания между пациентами.

  • Демократическо-аналитический.

Цели: создать более реалистическое восприятие себя и других, способствующее более удовлетворительным отношениям с окружением.

Методы: - причастность к действиям сообщества и общему принятию решений;

- получение обратной связи и возможность конструктивной конфронтации;

- принятие определенных ролей и обязанностей;

- изучение себя через разрешение кризисов;

- открытое обсуждение и разделение личного опыта, чувств, отношений;

- помощь другим посредством обратной связи, поддержки, конфронтации.   

  • На основе понимания.

Цели: воздержание от  использования наркотиков и преступной деятельности,  формирование и укрепление способности к установлению и поддержанию близких, устойчивых отношений с окружением.

Методы:- принятие на себя определенных ролей и обязанностей;

- действия, «как будто», до тех пор, пока новые отношения и чувства не становятся усвоенными;

- изучение проблем власти в иерархии отношений с членами сообщества;

 - исследование структуры ценностей и правил поведения;

 - интенсивные отношения группы с взаимной конфронтацией и поддержкой;

 - открытое обсуждение и разделение личных чувств, опыта, отношений

  • Альтернативное убежище.

Цели:  восстановление способности к более интегрированным отношениям в социуме; освобождаемый от потребности соответствовать ожиданиям других и поиск возможности самоактуализации, принятие ответственности за собственную жизнь.

Методы: - свобода вести себя естественно, поскольку каждый ответственность за выбор прибывания в учреждении;

 - отсутствие правил, ожиданий, норм;

 - возможность временной независимости от органов государства;

- возможность передышки и восстановления без медицинской помощи;

- возможность психотерапевтической помощи интенсивно в короткий период или регулярно за несколько месяцев или лет.»

Вот, собственно, и всё, в эти 5  подходов всё вполне укладывается, и никаких других  способов лечения химической зависимости просто нет.

Продолжение следует...

© 2018 Петров Вадим Геннадьевич



Просмотров: 869
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Начальный этап выздоровления зависимого от наркомании в реабилитационном центре
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Экстренная помощь, если надо быстро «взять себя в руки»!
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Здесь и сейчас: что мы получим, если будем жить чувствами?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Если мужчина звонит и пишет только когда ему плохо
  • Ты думаешь только о себе (а надо только обо мне)
  • Зависимости.Что делать, если есть зависимости.
  • Архетип Самость – возможность жить из центра себя
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Почему всем бабам только денег надо, а всем мужикам нужен только секс?
  • легчает ли если есть опора на себя?
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Плюсы зависимого поведения.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Если ребенок не может себя заставить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь