Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности

Кун К.Е.,

аспирант, Московский городской психологический университет (МГППУ), Москва, Россия, [email protected]

Данная работа раскрывает наличие взаимосвязи между занятиями спортом и тревожностью личности в зависимости от степени ее включенности в спортивную деятельность. В исследовании приняло участие 112 человек в возрасте от 17 до 40 лет, из которых 20 женщин, остальные мужчины. Из результатов исследования видно, что спортивная деятельность снижает уровень личностной тревожности. Также интерес представляет обратная корреляция между уровнем тревоги и уровнем мотивации достижений. В работе показано как исторически сложилось само понятие тревоги, как научно-психологического феномена, его место в нашей цивилизации и в структуре спортивной деятельности. В дополнительной выборке поднимается вопрос о влиянии гендерного признака на личностную тревожность. Результаты исследования показывают, что женщины значительно тревожнее мужчин, как среди спортсменов, так и среди испытуемых не занимающихся спортом. Данная работа указывает на значимость физической активности в нашей повседневной жизни и положительное влияние спортивной деятельности на структуру личности человека. Исследование является актуальным поскольку обретение уверенности в своих силах и снижения личностной тревожности является значимой проблемой в современном мире.

Ключевые слова: психология, философия, история, физиология, спортивная деятельность, тревога, страх, самооценка.

 

 

... вымышленное тревожит сильнее. Действительное имеет свою меру,

а о том, что доходит неведомо откуда, пугливая душа вольна строить догадки.

 

 Луций Анней Сенека

 

Мы живем в «эпоху тревоги» как назвал XX в. поэт У.Х. Оден, а Леонард Бернстайн перевел поэму на язык музыки и написал симфонию с одноименным названием (впервые произведение было исполнено в 1949 году). Если Ролло Мэй в XX в. писал, что тревога - это «центральная проблема современной цивилизации» [May R., 1950], то в XXI в. проблема тревоги не стала менее актуальной, даже напротив, как считает А.М. Прихожан, в последнее время интерес к изучению тревожности только усиливается [4,14].

Цель настоящей работы – выявление взаимосвязи показателей уровня личностной тревожности с интенсивностью занятиями спортивной деятельностью (на примере единоборств). Мы не случайно выбрали для исследования именно спортивную деятельность. Безусловно спорт является частью нашей культуры, а в XXI веке спорт стал одной из государственных задач, которая направлена на оздоровление нации.

В исследованиях в области спортивной психологии часто используют определение личностной и ситуативной тревоги Ч.Д. Спилбергера, однако в рамках данного исследования, мы придерживаемся взглядов А.М. Прихожан на тревогу, основанных на работах русских и зарубежных авторов. Рассмотрим более подробно понятия ситуативной и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера и определение тревожности А.М. Прихожан.

Ч.Д. Спилбергер исходит из предпосылки, что тревога вызывается различными стрессовыми реакциями человека на окружающую среду. Он определяет тревожность как когнитивнаую оценку и переоценку опасности, рассматривая физиологический, поведенческий и феноменологический (субъективный, эмоциональный) аспекты тревоги. Опросник Ч.Д. Спилбергера измеряет склонность испытывать состояние тревоги в различных ситуациях, связанных с социальными взаимодействиями людей. Ситуативная и личностная тревожность в опроснике понимается следующим образом. Ситуативная тревожность связана с эмоциональной оценкой конкретной ситуаций, ее сложности и значимости. Личностная тревожность - это приобретённая характеристика личности, устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Личностностную тревожность может характеризовать интенсивность и частота проявления состояний тревоги во времени [16, 17].

 А.М. Прихожан дает следующее определение тревожности: «Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности... Тревожность — устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени» [А.М. Прихожан. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва — Воронеж 2000].  В норме каждый человек обладает некоторым уровнем тревожности. Оптимальный (полезный) уровень тревожности помогает человеку приспосабливаться к действительности, добиваться своей цели и прочее. Но когда тревожность становится устойчивым личностным образованием, то это уже свидетельствует о нарушениях в развитии личности, такая тревожность мешает человеку развиваться и реализовывать себя в обществе [4].

Казалось бы, Ч.Д. Спилбергер и А.М. Прихожан пишут об одной и той же тревожности, которая мешает человеку реализовывать себя в социальном взаимодействии с окружающими людьми, в достижении желаемого и т.д. Однако, если вглядеться глубже в концепции этих двух авторов, мы видим, что Ч.Д. Спилбергер говорит о тревожности как о стрессовой реакции человеческой психики, вызванной тем или иным внешним взаимодействием со средой, тогда как А.М. Прихожан понимает тревожность более широко, включая в концепцию тревожности тревогу как экзистенциальный аспект самосознания, и тревогу как проблему социального взаимодействия. Говоря о тревожности, мы не можем говорить только о стрессе, или только об экзистенциальной тревоге, или только о физиологических проявлениях того и другого. Мы не отрицаем определение Спилбергера, но включаем его в более широкое определение тревожности А.М. Прихожан, основанном на глубоком анализе различных концепций в психологии и философии начиная с глубокой древности и до наших дней.  

В своей книге «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика», опубликованной в 2000 г., А.М. Прихожан во многом опирается на книгу R. May «The Meaning of Angxiety», Р. Мэй в своей книге, берет за основу труды С. Къеркегора и З. Фрейда, поскольку считает, что эти мыслители описывают феномен тревоги наиболее конструктивно и емко. Он указывает на тесную связь тревоги с различными аспектами нашей жизни, с культурой, искусством, философией и религией, с социальной, экономической и политической ситуацией в стране. Тревожность имеет свою историю [14].

Также Ролло Мэй убедительно показывает нам, что Европейская культура, по крайней мере до IXX века, была сосредоточена в основном на изучении рациональных аспектов нашего сознания. Эмоции старались подчинить разуму, а иррациональные переживания (эмоции, чувства, ощущения (часто противоречивые)), которые во многом формируют личность человека, считали не значимыми и вытесняли их за область исследования. Именно это определило то, что тревожность так долго пытались рационализировать и превратить в страх. К сожалению тревожность и сейчас, по мнению Прихожан, за рубежом, и в нашей стране особенно, оценивается и изучается «крайне узко, даже функционально» [А.М. Прихожан]. В настоящее время изучают прикладные проблемы тревожности, тревожность соревновательную, экзаменационную, тревожность в структуре конкретной деятельности, и, фактически, игнорируют общую тревожность личности [4]. Практически все исследования в области спортивной психологии также имеют прикладной характер. В современном спорте проведено множество исследований ситуативной тревожности, но в контексте спорта мало говорится о тревожности как свойстве личности. Речь в данной статье пойдет именно о личностной тревожности, потому что, как нам кажется, изучая только ситуативную тревожность во время соревнований (до и после соревнований) мы подходим к проблеме однобоко. Изучая спортивную деятельность, мы изучаем человека в структуре деятельности, а не конкретные, отдельно взятые реакции спортсмена на спортивную ситуацию.

Помимо того, что единоборства, как восточные, так и западные, - вид спорта, который более всего связан с культурой и историей, единоборства - это спортивная деятельность, в которой как нельзя более важно проявление характера человека. Ситуация поединка - это не только выигрыш или поражение, это взаимодействие двух противников, в котором можно увидеть непосредственные реакции человека, его манеру поведения, его тактику. Состояние поединка заставляет жить "здесь и сейчас", в настоящий момент справляться как с реальным страхом опасности, так и со страхом - тревогой, которое порождается чувством неуверенности в своих силах. Если понятия тревожность и страх нельзя отождествлять друг с другом, то также нельзя рассматривать их отдельно, необходимо более полно взглянуть на проблему рационального и иррационального, личностного и ситуативного в этом вопросе.

Необходимо сказать также о влиянии физической активности на наш организм, поскольку наши психические состояния тесно переплетаются с физиологическими процессами. Физиологические реакции спортсмена в ринге обусловлены первобытными эмоциями, в том числе страхом и агрессией [20], спортсмен испытывает состояние физического и психического стресса [5]. Во время боя у него учащается сердцебиение и дыхание, снижается порог чувствительности, выделяются гормоны дофамин, серотонин, глицин, опиоидные и другие пептиды [19]. Гормоны изменяют наше настроение и самочувствие, удовлетворение потребности в движении на физиологическом уровне (в частности за счет учащения пульса и усилившегося кровообращения) способствует разрядке стресса и благоприятно влияет на мозговую активность [7].

Помимо вышесказанного, занятия спортом способствуют выплеску внутреннего напряжения, влияя на физиологические и психические процессы, дают выход накопленному эмоциональному напряжению. Мы предполагаем, что за счет выплеска эмоционального напряжения, конструктивного использования агрессии, выработки самоконтроля во время тренировок и спаррингов общая тревожность личности снижается.

Если немного отложить в сторону прикладные мотивы изучения тревожности, можно вспомнить экзистенциальных мыслителей, которые начиная с IXX века, вопреки популярному тогда рационализму, утверждали, что человек - это существо целостное, в котором разум и чувства соединяются, и только будучи таким целостным существом он может познавать реальность [22].

Безусловно спорт не может решить экзистенциальные проблемы нашего существования, которые зачастую порождают тревожность, однако занятия спортом могут дать человеку чувство уверенности и ощущение собственной силы. Человек имеет возможность столкнуться в бою со страхом, непосредственно, лицом к лицу и преодолеть его. Мы предполагаем, что занятия единоборствами помогают человеку избавиться от вечного страха перед самим собой.

 

Основные гипотезы:

  • спортсмены менее тревожны, чем люди, не занимающиеся спортом;
  • профессиональные спортсмены более тревожны, чем спортсмены любители за счет высокого уровня мотивации достижений.
  • Методики. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. В нашем исследовании используется методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В.Г. Норакидзе (Manifest Anxiety Scale (MAS)). В настоящее время методика Дж. Тейлера повсеместно используется в практической психологии. (MAS) была первой методикой, которая выявляла индивидуальную предрасположенность к тревожности с помощью анализа индивидуальных различий [4]. Шкала Дж. Тейлора разработана с помощью клинических определений хронической тревожности, таких как: диффузное и хроническое состояние психологического и соматического напряжения, беспокойство, рассеянность, повышенная утомляемость, легкость возникновения переживания тревоги даже при незначительной угрозе. Впервые шкала была опубликована в 1947 году. В настоящее время эта шкала признана во всем мире как наиболее надежная шкала измерения тревожности как устойчивого свойства личности.

    Тревога связана с самосознанием, самооценкой, внутренним конфликтом, неуверенностью в себе, в своих ценностях, успехах и проч. Уровень притязаний также играет важную роль, поскольку он определяет уровень успеха, которому человек, сам с собой, условился соответствовать. А.В Родионов пишет: "Большинство выдающихся спортсменов довольно тревожны" [А.В. Родионов. Психология физического воспитания и спорта. Москва 2004, стр. 266]. Зарождаясь в стрессовых ситуациях состояние тревоги может фиксироваться и способствовать развитию общей тревожности личности. Кроме того, потребность достижений в профессиональном спорте является одной из ведущих потребностей занятий спортивной деятельностью. В ряде исследований в области спорта была установлена взаимосвязь между тревожностью и мотивацией успеха. Исследование соревновательной ответственности, проведенное на базе РГУФКСМиТ в г. Москве, показало, что страх возможной неудачи способствует повышению тревоги, тогда как высокий уровень мотивации достижений способствует меньшей тревожности спортсменов [6].

    Исходя из вышесказанного, мы посчитали уместным, включить в исследование методику измерения мотивации достижений Т. Элерса «Диагностика личности на мотивацию к успеху».  Эта методика является одной из ведущих в области изучения мотивации. Сам Элерс исходил из положения, что личность, у которой высокая мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска. Однако из работ Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена и др. мы видим картину, в которой отношения между тревожностью и мотивацией весьма противоречивые. Очевидность и, в то же время, противоречивость связи между тревожностью и мотивацией личности дает нам шанс более полно ее исследовать, в данном случае, в спортивной деятельности.

    Эмпирическая база исследования: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Профессиональная лига и профессиональный клуб Бокса и Кикбоксинга «КИТЕК», Школа Эскрима Контра Темпо, Школа прикладных единоборств и самообороны.

    Всего в исследовании приняло участие 112 человек. Основная выборка исследования состоит из трех групп: 24 профессиональных спортсмена, из которых 12 студенты, 24 спортсмена любителя, 12 из которых занимаются Западными единоборствами (бокс, кикбоксинг, борьба) и 12 занимаются Восточными единоборствами (Кали Эскрима, Шоу Дао) и 24 человек не занимающихся спортивной деятельностью. Дополнительную выборку исследования составили 40 женщин, 20 из которых занимаются спортом и 20 не спортсменок.

    Достоверность результатов исследования обеспечивается, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки испытуемых, математическими методами обработки данных.

    Практическая значимость: полученный результат является важной составляющей для оптимизации  развития индивида.

    В качестве дополнительных методов для большего проникновения в деятельность спортсменов, их образ жизни использовался метод беседы, а также включенное наблюдение.

    Результаты исследования

    Мы объединили все данные исследования в одной таблице и построили график, что позволило на следующем этапе обработки данных более продуктивно выявить и проанализировать сходства и различия между группами.

     

    Таблица 1

    Сводные данные по тревожности и мотивации по всем группам

     

    Группы

    Тревожность

    Мотивация

    профессионалы не студенты

    12,2 (24.4%)

    19,6 (61.3%)

    профессионалы студенты

    20,4 (40.8%)

    18,9 (59%)

    любители восточные единоборства

    17 (34%)

    15,5 (40.4%)

    любители западные единоборства

    12,6 (25.2%)

    18,7 (58.4%)

    не спортсмены

    22,1 (44.2%)

    13,5 (32.2%)

     

    Баллы переведены в проценты для удобства сравнения результатов по двум методикам. Соответствие количества баллов определенному уровню тревожности можно посмотреть в приложении 1, определенному уровню мотивации в приложении 2.

     

    В табл. 1 представлены следующие результаты:

    самая низкая тревожность у профессионалов не студентов (24.4%), немного выше у любителей зап. ед. (25.2%), далее любит. вост. ед. (34%), далее спортсмены студенты (40.8%) и самая высокая тревожность у людей не занимающихся спортом (44.2%);

    самая высокая мотивация у профессионалов не студентов (61.3%), ниже у профессионалов студентов (59%), далее любители занимающиеся западными единоборствами (58.4%), потом любители в восточных единоборствах (40.4%), и ниже всего мотивация у не спортсменов (32.2%).

     

    График сводных данные по группам

    В графике используются следующие сокращения: профи не студенты - профессиональные спортсмены не студенты; профи студенты - профессиональные спортсмены студенты; любит. з. ед. - спортсмены любители, которые занимаются западными единоборствами; любит. в. ед. - спортсмены любители, которые занимаются восточными единоборствами.

    Можно обобщить и выделить некоторые данные.

  • Спортсмены студенты значительно более тревожны, чем все прочие группы спортсменов. Значительная разница между профессионалами студентами и не студентами выявлена только по шкале тревожности.
  • Самые схожие результаты по уровню тревожности и мотивации у профессионалов и любителей, которые занимаются зап. ед.;
  • У любителей занимающихся восточными единоборствами (В.Е.) значительно выше тревожность и ниже уровень мотивации достижений, чем у любителей занимающихся западными единоборствами (З.Е.).
  • Мы видим, что корреляция между мотивацией и тревожностью наблюдается не во всех группах за счет группы спортсменов студентов.
  • Далее мы рассматриваем уровень тревожности и мотивации испытуемых во взаимосвязи с уровнем вовлеченности в спортивную деятельность. Выборка таким образом делится на три группы, профессиональные спортсмены, спортсмены любители и не спортсмены.

     

    Таблица 2

    Тревожность и мотивация у спортсменов славян во взаимосвязи с уровнем вовлеченности в спортивную деятельность

     

    Группы

    Тревожность

    Мотивация

    профессионалы не студенты

    12,2 (24.4%)

    19,6 (61.3%)

    любители все

    14,8 (29.6%)

    17,1 (53.4%)

    не спортсмены

    22,1 (44.2%)

    13,5 (32.2%)

     

    Исходя из данных графика сводных данных по группам, в таб. 2 мы решили посмотреть на результаты исключая спортсменов студентов, для большей однородности выборки. В табл. 2 представлены следующие результаты:

    у людей не занимающихся спортом средний уровень тревожности 44,2%; мотивации достижений 32,2%,

    в группе любителей (восточные и западные единоборства) средний уровень тревожности равен 29.6%, мотивации 53.4%;

    у профессиональных спортсменов уровень тревожности 24.4%, уровень мотивации достижений 61,3% балла.

                                                                                                           Диаграмма 1

    Тревожность и мотивация во взаимосвязи с уровнем вовлеченности в спортивную деятельность

     Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности

    В диаграмме 1 мы видим, что наименее тревожны  профессиональные спортсмены, любители более тревожны и самая высокая тревожность у людей не занимающихся спортом. Наиболее высокий уровень мотивации у профессионалов, ниже у любителей и самый низкий уровень у неспортоменов. Следовательно, мы получаем отрицательную корреляцию между тревожностью и мотивацией.

    Результаты по дополнительной выборке

     

    Для работы с дополнительной выборкой, которая состоит из 40 женщин, мы отобрали такое же количество мужчин из основной выборки, подбирая мужчин спортсменов схожей квалификации с женщинами спортсменками. Для эксперимента с дополнительной выборкой были отобраны испытуемые только славянской национальности, так как это делает выборку более однородной (учитывая результаты по основной выборке). Всего в дополнительном эксперименте участвовало 80 испытуемых, из которых 20 мужчин спортсменов, 20 мужчин не спортсменов, 20 женщин спортсменок и 20 женщин не занимающихся спортом.

     

    Таблица 3

    Уровень тревожности у мужчин и женщин спортсменов и не спортсменов

     

    Тревожность

    Спотрсмены

    Не спортсмены

    Мужчины

    12,4

    Мужчины

    18,2

    Женщины

    19,2

    Женщины

    24,9

    Все спортсмены

    15,8

    Все не спортсмены

    21,5

    Все мужчины (спортсмены, не спортсмены)

    30,5

    Все женщины (спортсмены, не спортсмены)

    44,1

     

    Мужчины в нашей выборке набрали средний балл 30,5, женщины 44,1, следовательно, женщины тревожнее мужчин 1,4 раза;

    не спортсмены набрали средний балл 21,5, спортсмены 15,8, следовательно, не спортсмены тревожнее спортсменов в 1,4 раза;

    среди спортсменов мужчины набрали 12,4 балла, женщины 19,2 балла, следовательно, среди спортсменов женщины тревожнее мужчин в 1,5 раза;

    среди не спортсменов мужчины набрали 18,2 балла, женщины 24,9 балла, следовательно, среди не спортсменов женщины тревожнее мужчин в 1,4 раза;

    среди мужчин спортсмены набрали 12,4, не спортсмены 18,2 балла, следовательно, среди мужчин спортсмены менее тревожны, чем не спортсмены в 1,5 раза;

    среди женщин спортсменки набрали 19,2 балла, не спортсменки 24,9 балла, следовательно, среди женщин спортсменки менее тревожны, чем не спортсменки в 1,3 раза.

     

                                                                                                           Диаграмма 2

    Уровень тревожности у мужчин и женщин спортсменов и не спортсменов

     

    В диаграмме 2 используются следующие сокращения: м. - мужчины; ж. - женщины.

     

    Анализируя результаты в диаграмме 2, мы видим, что группа с самым высоким уровнем тревожности - это женщины не спортсменки, а группа с самым низким уровнем тревожности - это мужчины спортсмены. Самая близкая для женщин спортсменок группа мужчины не спортсмены.

     

    Анализ результатов

     

    Результаты исследования указывают на то, что тревожность понижается по мере увеличения интенсивности занятий спортом. Мотивация же наоборот повышается в зависимости от уровня вовлеченности в спортивную деятельность. Исключение составляют спортсмены студенты спортивных вузов, у которых уровень тревожности выше прочих групп спортсменов. Причиной подобных результатов может быть учебная деятельность, национальные особенности (основная часть выборки студентов не русской национальности), образ жизни (жизнь в общежитии) и проч.

    Стоит также уделить внимание разнице показателей в группах любителей восточных и западных единоборств. У любителей В.Е. значительно выше тревожность и ниже уровень мотивации достижений, чем у других групп спортсменов славян, что можно объяснить отсутствием соревнований (в нашей выборки), а также большей театральностью движений и меньшей интенсивностью тренировок.

    Тем не менее, учитывая приведенные выше особенности, можно сделать следующий вывод: чем выше уровень вовлеченности в спортивную деятельность, тем меньший уровень личностностной тревожности демонстрируют испытуемые. Мы будем исходить из этой предпосылки.

    Тревожность у спортсменов может понижаться по многим причинам, как психическим, так и физиологическим. Из психологических причин можно выделить следующие: формирование уверенности в себе, развитие саморегуляции, силы воли и т.д. Из физиологических такие как: разрядка стресса на уровне тела, удовлетворение потребности в движении, выработка определённых гормонов, которые влияют на наше настроение и самочувствие. Рассмотрим более подробно психологические причины снижения тревожности у спортсменов.

    В спорте необходимы интенсивные, часто максимальные физические напряжения, выдержать которые невозможно без соответствующего волевого усилия и психической установки. Можно предположить, что заниматься спортом идут люди, изначально имеющие более низкий порог чувствительности, потребность в напряжении, способность преодолевать себя и т. д. Человек может быть менее склонен к тревожности за счет своих природных данных. Однако это относится только к некоторой части спортсменов, и скорее всего, это только предрасположенность, которая воспитывается далее в спортивной деятельности [5]

    Неуверенность в себе заставляет человека тревожиться. От неуверенности в своих силах и своей ценности человек пытается соответствовать чужим стандартам и запросам общества, что делает его уязвимым. В процессе занятий единоборствами, за счет постоянных волевых усилий, развития физической силы, выносливости, преодоления страха, человек получает шанс обрести эту уверенность, что безусловно ценно для личности.

    Когда человек преодолевает усталость, страх и боль, он учиться управлять своими состояниями. Таким образом он учится регулировать свои психические состояния, формируя эмоциональную устойчивость к стрессам, что способствует снижению тревожности [5].

    Далее рассмотрим возможные физиологические причины снижения тревожности у спортсменов.

    В единоборствах немалое внимание отводится лабильности психических, нервных процессов, т. к. нужно менять тактику борьбы в зависимости от обстоятельств, необходима быстрота движений, координация. Происходит гимнастика мозга, оттачивается слаженность всей системы реагирования сознания на импульсы, которая расширяет, увеличивает наши возможности саморегуляции не только на тренировках, но и за пределами спортзала [5, 19].

    При занятиях боксом, единоборствами или экстремальными видами спорта в умеренных количествах выделяется адреналин, серотонин, дофамин, эндорфины и др. Выработка этих гормонов положительно влияет на настроение, физиологические и психические процессы [12,17].

    Двигательная активность — необходимое условие жизни [5,11]. Потребность в движении встроена в целостную организацию психики и влияет на глубинные структуры и системы психического регулирования. Еще в XX в. было доказано, что проблема недостатка движений является причиной разнообразных нарушений, возникающих в организме, и может стать причиной ряда заболеваний. Удовлетворение потребности в движении на физиологическом уровне способствует разрядке стресса (вплоть до ликвидации неврозов) и благоприятно влияет на мозговую активность [7, 9].

    Анализируя результаты по дополнительной выборке можно сказать, что дополнительная выборка подтверждает результаты основного исследования, спортсмены менее тревожны, чем люди не занимающиеся спортом, как среди мужчин, так и среди женщин. Отметим также, что женщины тревожнее мужчин, как среди спортсменов, так и среди не спортсменов. Мы полагаем, что более высокий уровень тревожности у женщин можно объяснить большей эмоциональностью, чувствительностью. Спорт делает их сильнее, стабильнее, выносливее физически и в сфере эмоций. Эмоциональное напряжение в некоторой степени выплескивается и частично заменяется конструктивной агрессивностью, что было показано в исследовании Ю.В. Краева «Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов» [20]. Он пишет, что у женщин занимающихся спортом, выше уровень агрессивности и ниже уровень тревожности, чем у не спортсменок. О связи между тревогой и агрессивностью пишет также Ролло Мей в своей книге «Сила и невинность: в поисках истока насилия». Р. Мей (как и Ю.В. Краев) разделяет конструктивную и деструктивную агрессию, говорит о том, что тревога связана с ощущением бессилия и свойственна для состояния невроза. Он пишет: «Мы знаем, что для всех психически больных характерно бессилие, сопровождаемое постоянной тревогой, являющейся одновременно его причиной и следствием[5]».

    Обобщая вышесказанное, мы полагаем, что помимо физиологической перестройки нашего организма в процессе занятий спортом, обретение уверенности в себе и ощущение собственной силы, борьба со страхом в поединках и спаррингах способствует снижению личностной тревожности у спортсменов.

    Выводы

    Выделим основные результаты исследования.

  • Спортсмены не студенты, профессионалы и любители, значительно менее тревожны, чем спортсмены студенты, можно предположить, что уровень тревожности, в данном случае, зависит от образа жизни, учебной деятельности больше, чем от занятий единоборствами.
  • Если не учитывать высокий уровень тревожности у спортсменов студентов, мы видим обратную корреляцию между тревожностью и мотивацией, а также взаимосвязь между этими показателями и уровнем вовлеченности испытуемых в спортивную деятельность. Самый низкий уровень тревожности и самый высокий уровень мотивации мы видим у профессионалов не студентов, самый высокий уровень тревожности и самый низкий уровень мотивации у людей не занимающихся спортом.
  • Самые схожие результаты по уровню тревожности и мотивации у славян, профессионалов и любителей З.Е.; наиболее наибольшие отличия по этим показателям между славянами профессионалами и не спортсменами.
  • У любителей В.Е. существенно ниже уровень мотивации и выше уровень тревоги, чем у любителей З.Е.
  • В дополнительной выборке женщины значительно тревожнее мужчин, как среди спортсменов, так и среди не занимающихся спортом. Все не спортсмены значительно тревожнее спортсменов, как и в основной выборке. Группа с самым высоким уровнем тревожности - это женщины не спортсменки, группа с самым низким уровнем тревожности - мужчины спортсмены.
  • Подводя итог можно сказать, что подтвердилась первая и основная гипотеза. Спортсмены менее тревожны, чем не спортсмены.

    Вторая гипотеза, в которой предполагалось, что профессиональные спортсмены более тревожны, чем любители подтвердилась частично. Более тревожными оказались только спортсмены не обучающиеся в спортивных вузах. Мы полагаем, что на результаты влияет особенности учебной деятельности, которая повышает тревожность за счет экзаменов и прочих оценочных факторов. Также жизнь в общежитии может оказывать влияние на состояние тревоги.

    Мы тщательно проанализировали возможные факторы более низкой тревожности спортсменов и нашли подтверждение в научной литературе, заявленному в третьей гипотезе. Тревожность должна понижаться за счет удовлетворение базовой потребности в физической активности, выплеска внутреннего напряжения, и снятия такого барьера как неуверенности в себе.

    Четвертая гипотеза также подтвердилась. Из результатов по дополнительной выборке видно, что мужчины в целом менее тревожны, чем женщины. А также мы снова получили подтверждение первой гипотезы, поскольку результаты показали нам, что занятия спортом снижают тревожность как у мужчин, так и у женщин.

    Мы затронули тему женского спорта поскольку вторая половина XX в. ознаменовалась тем, что женщины потребовали себе право участвовать даже в таких видах спорта, как бокс, например, наравне с мужчинами. С тех пор женщины участвуют как в любительских соревнованиях, так и в профессиональных, а в последние годы «женский бокс» включили в программу Олимпийских Игр. Однако профессиональные и личностные особенности женщин в таких видах спорта, которые раньше считались исключительно мужскими изучены недостаточно [13]. Полученные нами результаты дают повод затронуть эту тему гораздо шире в последующем исследовании.

    Помимо заявленного в гипотезах мы видим обратную корреляцию между тревожность и мотивацией, что подтвердило исследование, проведенное на базе РГУФКСМиТ в г. Москве посвященное соревновательной ответственности проведенное в 2011 году [6].

    В целом можно сказать, что в данной работе проанализирован обширный материал и сделаны предположения, которые открывают поле для дальнейших исследований в области спорта. Мы объединили в исследовании разные области науки, поскольку в человек психологические состояния тесно переплетаются с физиологией и нейрологией. Это позволило нам иметь не только психологическую, но и естественнонаучную основу для нашего исследования. 

    Литература

     

    1. А.Б. Комарова, М.О. Аксенов. Экспериментальное изучение факторов тревожности борцов: статья. РГУФКСМиТ. Москва 2011.
    2. А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. Основы общей патологии. Часть 1. Основы общей патофизиологии. СПб: ЭЛБИ, 1999.
    3. А. Шопенгауэр, Избранные произведения, «Просвещение», 1992.
    4. А.М. Прихожан. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва — Воронеж 2000.
    5. А.В. Родионов. Психология физического воспитания и спорта. Москва 2004.
    6. В.Н. Непопалов, Я.И. Завьялова, В.Ф. Сопов. Тревожность как фактор повышенной соревновательной ответственности: статья. РГУФКСМиТ, Москва 2011.
    7. Г.Д. Горбунов. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Дис. … д-ра пед. наук: М. 2002.
    8. И.М. Сеченов. Избр. произведения. Т. 1. М., АН СССР, 1952.
    9. Крис Фрит. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир / пер. с англ. П. Петрова. М: Астрель : CORPUS, 2010.
    • Л.А. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо XIII. Перевод и примечания С.А. Ошерова. М.: «Наука», 1977.
    • М.Р. Могомедович, И.Б. Темкин. Анализаторы и внутренние органы чувств. М.: «Высшая школа, 1971.
    • М. Трабукки. Эндорфины: пер. с англ. / под ред. Э. Коста. М.: 1981.
    • Р.А. Султанова, Л.Г. Уляева. Смысложизненная ориентация женщин-боксеров: статья. РГУФКСМиТ, Москва 2011.
    • Ролло Мэй. Смысл тревоги. М.: "Смысл", 2001.
    • Ролло Мей. Сила и невинность: в поисках истока насилия. М.: "Смысл", 2001.
    • Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М.: «Фискультура и спорт», 1983
  • Т.А. Полшкова Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110.
    • «Трудный пациент» журнал, №8-2008. М.: «ИД Академиздат», 2008.
  • Ф.3. Меерсон, М.Г. Пшенникова. Стресс-лимитирующие системы организма // Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: «Медицина», 1988.
  • Ю.В. Краев. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов: Дис. канд. психол. наук: СПб., 1999.
  • E.A. Novikov Modeling of consciousness, Chaos, Solitons & Fractals, v. 25, pp 1-3, 2005.
  • Paul Tillich, Existential philosophy, Journal of the History of Ideas, 1944, 5:1.
  •  

    [1] Л.А. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо XIII. Перевод и примечания С.А. Ошерова. М.: "Наука", 1977.

    [2] А.М. Прихожан. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва — Воронеж 2000.

    [3] А.М. Прихожан. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва — Воронеж 2000.

    [4] А.В. Родионов. Психология физического воспитания и спорта. Москва 2004, стр. 266.

    [5] Ролло Мей. Сила и невинность: в поисках истока насилия. М.: "Смысл", 2001.



    Просмотров: 712
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Социальная компетентность или как снизить уровень тревожности.
  • Что делать с высоким уровнем тревожности?
  • Различия в подготовке спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин
  • О чём говорят мужчины: спортсмены рассказывают о психотерапии и почему это важно для всех мужчин
  • Что должен знать каждый человек о тревожности.
  • Что нужно знать о тревожности.
  • Развею все твои тревоги…О нетипичных проявлениях детской тревожности.
  • Чем тревога отличается от тревожности и тревожного расстройства.
  • «Собирание фотопазлов» как способ снижения чувства тревожности
  • Как Катя избавлялась от своей тревожности. Кейс. Часть 2
  • Как Катя избавлялась от своей тревожности. Кейс.
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Техники для снижения тревожности
  • Как избавиться от тревожности
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Упражнения для снижения детской тревожности
  • Социальная тревожность: что это такое и как избавиться от неё?
  • Как избавиться от страха и тревожности быстро, комфортно, легко?
  • Первичная артериальная гипертензия, как следствие сдерживания агрессии и тревожности
  • Первичная артериальная гипертензия, как следствие сдерживания агрессии и тревожности
  • Советы психолога.Как справиться с состоянием тревожности.
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Как не попасть в ловушку тревожности: 4 важные рекомендации
  • Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
  • Психологическое сопровождение спортсменов и спортивной деятельности
  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • О мотивации спортсменов
  • Забытый СПОСОБ избавления от Подавленности, ТРЕВОЖНОСТИ и Напряжения
  • Изменение агрессивности и тревожности в процессе групповой психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь