Причины тревожности

Тревожность — это свойство личности, которое оказывает влияние на поведение человека и на межличностные отношения. Тревожность имеет взаимосвязь со многими другими свойствами личности, но наиболее тесно связана с самооценкой. Тревожность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния внутреннего беспокойства, сопровождающегося чувством неопределенности и беспомощности. Человек воспринимает широкий спектр ситуаций как угрожающих и опасных. Тревожность становится чертой личности человека.

Выделяют адекватную (конструктивную), неадекватную (невротическую) и моральную тревожность («тревожность совести»). Адекватная тревожность пропорциональна реальной угрозе и прекращает действовать, когда заканчивается влияние негативного фактора. Неадекватная (невротическая) тревожность связана с внутренними конфликтами, не пропорциональна реальной опасности и ведет к ограничениям активности и сознания. Моральная тревожность связанна с опасностью исходящей от такого компонента психики, как Сверх – Я, отвечающим за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты, формирующиеся в процессе воспитания человека.

Причины возникновения тревожности:

Тревожность формируется под влиянием негативного эмоционального опыта, внутриличностного конфликта, социального окружения (воспитания, взаимоотношений с учителями, сверстниками и родителями), наследственности, особенностей нервной системы.

Социальное окружение (воспитание, родители)

Тревожное поведение родителей может повлиять на формирование тревожности у ребенка, например, если родитель проявляет гиперопеку, сверхзаботу по отношению к ребенку или, напротив, эмоционально отвергает ребенка, проявляет холодность, если у родителей высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку и авторитарный стиль воспитания, все это формирует у ребенка высокую тревожность, чувство беззащитности и неуверенность в своих силах.

Тревожность можно приобрести путем научения. Ребенок может усвоить образцы поведения родителей, либо подражать другим людям, что может противоречить другим образцам и нормам, и стать причиной переживания тревоги.

Формирование невротической тревожности:

Невротическая тревожность начинает формироваться у ребенка, когда его влечения вступают в противоречие с требованиями значимых других (чаще всего родителей). Это противоречие сопровождается страхом наказания, неодобрения и опасности.

Источником тревожности может выступать конфликт между стремлениями к зависимости и независимости. Конфликт может быть между зависимостью от значимых других и враждебным отношением к ним же. При жизни в зависимости или развитии независимости у человека могут появляться враждебные чувства к тем, кто, по его мнению, подавляет его способности и ограничивает свободу. Агрессивные чувства усиливают конфликт и, заодно, тревогу.

Неудовлетворенные потребности и нереализованные способности не пропадают, а вытесняются из сознания. Когда создается внутренний конфликт, то влечения вытесняются в бессознательное. Там они продолжают существовать и нести угрозу. Человек переживает тревогу и не осознает ее причины. Эта тревожность сопровождает человека всю жизнь и влияет на его отношения с другими людьми.

 Описание тревожной личности:

Личности с высоким уровнем тревожности воспринимает мир как потенциально опасный и враждебный, оценивают многие ситуации как угрожающие его престижу, самооценке, самоуважению, включая объективно безопасные ситуации. Такие люди чаще подвергаются стрессам, часто и интенсивно переживают состояния тревоги. Для тревожной личности характерна завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе, постоянная озабоченность мнением окружающих, страх негативной оценки. Такие личности могут быть подозрительными, застенчивыми, нерешительными, робкими, покорными или, наоборот, склонными к доминированию, грубыми, эмоционально неуравновешенными, агрессивными проявляя таким образом свои защитные реакции. Также для тревожной личности будут характерны нарушения когнитивной и эмоциональной сферы. Они будут избирательно воспринимать стимулы, развивая дезадаптивное мышление.

Подводя итоги, можно сказать: высокая тревожность неблагоприятно воздействует на развитие личности. Тревожность как правило связана с социальными потребностями субъекта. Источником тревожности является неблагополучный ранний опыт отношений, который может сопровождать человека всю жизнь и влиять на его отношения с другими людьми. Тревожность — это внутренний конфликт между влечениями и требованиями значимых других, между зависимостью от значимых других и враждебным отношением к ним же. Этот конфликт сопровождается страхом неодобрения, наказания и восприятием опасности.



Просмотров: 461
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Тревожность: постоянно переживаю и нервничаю. Тревожное расстройство личности
  • Депрессия и тревожность: почему они всегда преследуют человека вместе?
  • Может ли школьная тревожность передаваться по наследству?
  • Высокая тревожность: причины, коррекция
  • Тревожность и тревожное поведение
  • Беспокойство и тревожность как привычка "хорошего человека"
  • Как внутренняя тревожность влияет на отношения?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Тревога. Тревожность. Причины
  • Тревожность по утрам: основные причины
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина четвертая – травматичные отношения с учителями
  • Тревожность. Страхи. Панические состояния
  • Тревожность. Страхи. Панические состояния
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина третья – неадекватные ожидания родителей
  • Тревожность? Три причины. Три способа избавиться. Часть первая.
  • Тревожность - что это такое, причины, следствия и грамотное лечение
  • Как ослабить высокую тревожность
  • Тревожность. Помощь тревожному ребенку
  • Как тревожность мешает ребенку учиться!
  • Как неадаптивное поведение ухудшает социальную тревожность
  • Как побороть чрезмерную тревожность и не стать заложником постоянного беспокойства?
  • Агрессия и тревожность ребенка в детском доме... психологу в помощь сенсорная комната
  • Тревожность как „прошивка“ … которую можно перепрошить
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина шестая – смена или непринятие ребенка классом
  • Детская тревожность и изотерапия с родителями
  • Школьная тревожность – опасный симптом или нормальная реакция?
  • Страх, фобии, социофобии, тревожность
  • Материнская тревожность и страх смерти.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь