|
Причины тревожностиАвтор статьи: Дайновская Анна Павловна
Тревожность — это свойство личности, которое оказывает влияние на поведение человека и на межличностные отношения. Тревожность имеет взаимосвязь со многими другими свойствами личности, но наиболее тесно связана с самооценкой. Тревожность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния внутреннего беспокойства, сопровождающегося чувством неопределенности и беспомощности. Человек воспринимает широкий спектр ситуаций как угрожающих и опасных. Тревожность становится чертой личности человека. Выделяют адекватную (конструктивную), неадекватную (невротическую) и моральную тревожность («тревожность совести»). Адекватная тревожность пропорциональна реальной угрозе и прекращает действовать, когда заканчивается влияние негативного фактора. Неадекватная (невротическая) тревожность связана с внутренними конфликтами, не пропорциональна реальной опасности и ведет к ограничениям активности и сознания. Моральная тревожность связанна с опасностью исходящей от такого компонента психики, как Сверх – Я, отвечающим за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты, формирующиеся в процессе воспитания человека. Причины возникновения тревожности: Тревожность формируется под влиянием негативного эмоционального опыта, внутриличностного конфликта, социального окружения (воспитания, взаимоотношений с учителями, сверстниками и родителями), наследственности, особенностей нервной системы. Социальное окружение (воспитание, родители) Тревожное поведение родителей может повлиять на формирование тревожности у ребенка, например, если родитель проявляет гиперопеку, сверхзаботу по отношению к ребенку или, напротив, эмоционально отвергает ребенка, проявляет холодность, если у родителей высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку и авторитарный стиль воспитания, все это формирует у ребенка высокую тревожность, чувство беззащитности и неуверенность в своих силах. Тревожность можно приобрести путем научения. Ребенок может усвоить образцы поведения родителей, либо подражать другим людям, что может противоречить другим образцам и нормам, и стать причиной переживания тревоги. Формирование невротической тревожности: Невротическая тревожность начинает формироваться у ребенка, когда его влечения вступают в противоречие с требованиями значимых других (чаще всего родителей). Это противоречие сопровождается страхом наказания, неодобрения и опасности. Источником тревожности может выступать конфликт между стремлениями к зависимости и независимости. Конфликт может быть между зависимостью от значимых других и враждебным отношением к ним же. При жизни в зависимости или развитии независимости у человека могут появляться враждебные чувства к тем, кто, по его мнению, подавляет его способности и ограничивает свободу. Агрессивные чувства усиливают конфликт и, заодно, тревогу. Неудовлетворенные потребности и нереализованные способности не пропадают, а вытесняются из сознания. Когда создается внутренний конфликт, то влечения вытесняются в бессознательное. Там они продолжают существовать и нести угрозу. Человек переживает тревогу и не осознает ее причины. Эта тревожность сопровождает человека всю жизнь и влияет на его отношения с другими людьми. Описание тревожной личности: Личности с высоким уровнем тревожности воспринимает мир как потенциально опасный и враждебный, оценивают многие ситуации как угрожающие его престижу, самооценке, самоуважению, включая объективно безопасные ситуации. Такие люди чаще подвергаются стрессам, часто и интенсивно переживают состояния тревоги. Для тревожной личности характерна завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе, постоянная озабоченность мнением окружающих, страх негативной оценки. Такие личности могут быть подозрительными, застенчивыми, нерешительными, робкими, покорными или, наоборот, склонными к доминированию, грубыми, эмоционально неуравновешенными, агрессивными проявляя таким образом свои защитные реакции. Также для тревожной личности будут характерны нарушения когнитивной и эмоциональной сферы. Они будут избирательно воспринимать стимулы, развивая дезадаптивное мышление. Подводя итоги, можно сказать: высокая тревожность неблагоприятно воздействует на развитие личности. Тревожность как правило связана с социальными потребностями субъекта. Источником тревожности является неблагополучный ранний опыт отношений, который может сопровождать человека всю жизнь и влиять на его отношения с другими людьми. Тревожность — это внутренний конфликт между влечениями и требованиями значимых других, между зависимостью от значимых других и враждебным отношением к ним же. Этот конфликт сопровождается страхом неодобрения, наказания и восприятием опасности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|