Может ли школьная тревожность передаваться по наследству?

Может ли школьная тревожность передаваться по наследству

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, мне задают довольно часто. Вопрос это не очень простой, как и все, что касается наследования психологический качеств, большинство из которых рождается из сложного сочетания биологической основы нашей личности (которая зависит от генетики, конечно же) и того опыта, который человек приобретает в течение своей жизни.

Давайте все-таки попробуем разобраться. Если говорить о наследовании в самом прямом, биологическом, смысле этого слова, то генетически может передаваться, скорее, склонность к тревожности в целом, потому что это особенность эмоциональной сферы, которая входит в число качеств, составляющих темперамент. А темперамент, как считает современная психология, является в значительной степени наследуемым.

Интереснее здесь другой вопрос. Я имею в виду так называемую «социальную наследственность».  Что это такое? Объясню на примере. Допустим сын, когда злится, выбегает из комнаты, сильно хлопая дверью. «Совсем как его отец» - отмечает расстроенная мама. Значит ли это, что у нас есть ген, отвечающий за хлопанье дверьми в гневе? Понятно, что нет. Скорее всего сын много раз наблюдал такое поведение  и перенял его, вполне возможно даже неосознанно. Это и называется социальной наследственностью.

Получается, что школьные страхи ребенка будут возникать во многом под влиянием того, что родители (вольно или невольно) транслируют  ему с самого раннего детства.

Самое главное здесь, конечно, собственный родительский опыт переживания школьной жизни.  Особенно этот опыт актуализируется, когда мы ведем в школу своего ребенка. По сути дела, идет-то в школу наш ребенок, но вместе с ним «идут» все эмоции, накопленные нами со времени собственной школьной жизни, и мы тянем этот эмоциональный «хвост» за собой, провожая на линейку 1 сентября своего гордого первоклассника.

Если, например, у нас не сложились отношения с первой учительницей, мы будем особенно болезненно воспринимать  отношение педагога к нашему ребенку («Как она на него посмотрела?», «Достаточно ли радостно поприветствовала?). А испытываемая в этом случае тревога, конечно, будет создавать определенное напряжение, передаваемое сыну или дочке, что, в результате, может создать основу для появления уже у них школьных тревог и страхов.

Или, например, подготовка ребенка к контрольной или экзамену может поднимать у нас весь ужас, оставшийся от ожидания подобных «проверочных мероприятий» в собственной школьной жизни. При этом мы даже можем ничего не говорить ребенку: достаточно взглядов и жестов, которые ребенок, скорее всего, неосознанно «считает», чтобы передать ему эмоциональное напряжение.

 Именно поэтому при работе со школьной тревожностью мне часто приходится обращаться и к «школьным»  переживаниям родителей, потому что только так можно помочь им научиться отделять свой эмоциональный школьный опыт, свои тревоги и ожидания от опыта ребенка. И эта часть моей работы представляется мне очень важной: я уверена, что есть гораздо более полезные вещи, которые мы можем передать «по наследству» своим детям, чем школьная тревожность!



Просмотров: 461
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Почему все так? За что мне это?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь