|
Может ли школьная тревожность передаваться по наследству?Автор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, мне задают довольно часто. Вопрос это не очень простой, как и все, что касается наследования психологический качеств, большинство из которых рождается из сложного сочетания биологической основы нашей личности (которая зависит от генетики, конечно же) и того опыта, который человек приобретает в течение своей жизни. Давайте все-таки попробуем разобраться. Если говорить о наследовании в самом прямом, биологическом, смысле этого слова, то генетически может передаваться, скорее, склонность к тревожности в целом, потому что это особенность эмоциональной сферы, которая входит в число качеств, составляющих темперамент. А темперамент, как считает современная психология, является в значительной степени наследуемым. Интереснее здесь другой вопрос. Я имею в виду так называемую «социальную наследственность». Что это такое? Объясню на примере. Допустим сын, когда злится, выбегает из комнаты, сильно хлопая дверью. «Совсем как его отец» - отмечает расстроенная мама. Значит ли это, что у нас есть ген, отвечающий за хлопанье дверьми в гневе? Понятно, что нет. Скорее всего сын много раз наблюдал такое поведение и перенял его, вполне возможно даже неосознанно. Это и называется социальной наследственностью. Получается, что школьные страхи ребенка будут возникать во многом под влиянием того, что родители (вольно или невольно) транслируют ему с самого раннего детства. Самое главное здесь, конечно, собственный родительский опыт переживания школьной жизни. Особенно этот опыт актуализируется, когда мы ведем в школу своего ребенка. По сути дела, идет-то в школу наш ребенок, но вместе с ним «идут» все эмоции, накопленные нами со времени собственной школьной жизни, и мы тянем этот эмоциональный «хвост» за собой, провожая на линейку 1 сентября своего гордого первоклассника. Если, например, у нас не сложились отношения с первой учительницей, мы будем особенно болезненно воспринимать отношение педагога к нашему ребенку («Как она на него посмотрела?», «Достаточно ли радостно поприветствовала?). А испытываемая в этом случае тревога, конечно, будет создавать определенное напряжение, передаваемое сыну или дочке, что, в результате, может создать основу для появления уже у них школьных тревог и страхов. Или, например, подготовка ребенка к контрольной или экзамену может поднимать у нас весь ужас, оставшийся от ожидания подобных «проверочных мероприятий» в собственной школьной жизни. При этом мы даже можем ничего не говорить ребенку: достаточно взглядов и жестов, которые ребенок, скорее всего, неосознанно «считает», чтобы передать ему эмоциональное напряжение. Именно поэтому при работе со школьной тревожностью мне часто приходится обращаться и к «школьным» переживаниям родителей, потому что только так можно помочь им научиться отделять свой эмоциональный школьный опыт, свои тревоги и ожидания от опыта ребенка. И эта часть моей работы представляется мне очень важной: я уверена, что есть гораздо более полезные вещи, которые мы можем передать «по наследству» своим детям, чем школьная тревожность! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|