Тренинг по продажам? Скорее всего, вам нужно совсем не это…

Лет 7 назад мы с готовностью откликались на запрос провести тренинг по продажам. Разрабатывали авторские тренинговые проекты, успешно проводили тренинги активных продаж, работы с возражениями и т.п. Часто слышали от участников, что это были самые интересные тренинги по продажам из всех, в которых они участвовали. Мы радовались таким отзывам и понимали, в чем их причина: все наши специалисты - псиxoтepапевты высокого уровня и, соответственно, проводимые ими тренинги прорабатывали тему очень глубоко и профессионально.

Как правило, мы сотрудничали с организациями не разово, а системно. Поэтому была возможность наблюдать долгосрочные результаты наших тренингов. И довольно быстро мы пришли к выводу, что запрос на тренинг по продажам часто был ошибочным. Конечно, непосредственно после тренинга был всплеск энтузиазма у сотрудников отдела продаж, а некоторые из них действительно выходили на новый уровень эффективности. Но это случалось в лучшем случае с 10-15% участников тренинга (если рассматривать долгосрочную перспективу). Остальные довольно быстро "сдувались" и возвращались примерно к исходному, т.е. дотренинговому уровню. Разумеется, такой результат нас совершенно не удовлетворял. Пришлось вникать глубже, чтобы понять причины происходящего.

В итоге оказалось, что запрос на тренинг по продажам возникает из "очевидной" проблемы - неудовлетворенности рyкoвoдителя результатами деятельности коммерческой службы или отдела продаж. И возникает решение - обучить продавцов или мeнeджеpов по пpoдaжам тому, как эти самые продажи делать хорошо. Кажется, что проблема именно в том, что они чего-то не знают и недопонимают. И когда узнают и поймут, продажи стремительно начнут расти. Но редко когда эти ожидания сбываются в полном объеме.

Тренинг по продажам Скорее всего вам нужно совсем не это

Профессиональная компетентность в продажах, как и в любой другой профессии, разумеется, необходима. Нужны знания о продукте, умение говорить на языке выгоды для клиента, грамотно работать с возражениями и т.д. Но этого недостаточно для того, чтобы "продажник" стал успешным.

Есть множество других факторов, во многом определяющих эффективность отдела продаж. К примеру, проработанность cтpатeгии и целей организации в целом и коммерческой службы в частности и качество работы с этими целями, конкурентоспособность продукта, качество управления отделом продаж, качество бизнес-процессов в организации и т.п.

Еще один крупный блок факторов - уровень психологической зрелости сотрудников отдела продаж и то, насколько эта деятельность соответствует их природе (призванию).

В продажи часто идут люди с самым разным образованием. Считается, что если человек в принципе грамотный, коммуникабельный, ответственный и заинтересован в заработке, он сможет давать в продажах хорошие результаты. На практике получается, что из 12 человек отдела продаж, подобранных по этому принципу, если повезет, будет 2-3 сильных, 6-7 весьма средних и 3 - слабых. Эту картину мы наблюдали в самых разных организациях, как ни удивительно...

И, если такую команду отправить на тренинг продаж, не стоит ожидать, что ситуация кардинально поменяется. Можно рассчитывать на то, что сильные станут еще немного лучше, пара "весьма средних" станут "просто средними", и может (если очень повезет!) появиться еще один сильный из "весьма средних". И все! Слабые практически не меняются. Таких ли результатов ждет рyкoвoдитeль, когда хочет организовать тренинг пр продажам?

Причина этого кроется в недооценке самой профессии продавца. Мы ведь понимаем, что далеко не каждый мог бы быть хорошим учитeлeм, вpачoм или юpиcтом. Не всем дано, учи - не учи... То же и с продажами. Не всем дано... Талант к этому должен быть, способности и любовь к профессии. Иначе получается, что человек не на своем месте. И душа его это понимает и мучается. Ей, душе то есть, совсем другого хочется - работы по призванию. И сложно ее уговорить смириться даже такими, казалось бы, вескими аргументами, как "жить-то как-то надо и кредиты платить надо!". Это для души совсем не важно... Ей реализовываться нужно. А не тренинг по продажам.

Получается, прежде, чем пытаться учить "продажников", следовало бы убедиться, что каждый из них действительно на своем месте, и продажи - это его "природа". Это легко определить - если ему нравится сам процесс продажи, если он получает удовольствие от этого, то, может быть, это действительно его призвание. Если же ему в первую очередь нравится то, что он в итоге получает (зарплата, стабильность компании, карьерные перспективы и т.д.), а сам процесс вторичен, то вряд ли он на своём месте.

Есть ещё одна причина, которая существенно снижает эффективность продавца, - его психологическая незрелость. Это может проявляться в неспособности любить людей (клиентов и коллег в первую очередь), терпеть их несовершенства, в недостатке ответственности и лояльности, в желании манипулировать, нечестности, конфликтности, "звездной болезни" и т.д. С этим также можно и нужно работать. Тренинги и семинары личностного роста реально работают на позитивные личностные изменения, снятие многих блоков, мешающих результативности в работе.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что прежде чем вкладываться в тренинг по продажам, нужно:

  1. Продиагностировать организационные проблемы, негативно влияющие на результаты в продажах и по возможности "вылечить" самые значимые.
  2. Убедиться, что все продавцы - продавцы по призванию.
  3. Помочь им приобрести большую психологическую зрелость.

И тогда, возможно, тренинг по продажам и даст ожидаемый результат. Но никак не вместо этого. 

P.S. Есть правило - помогать нужно только тем, просит об этом, кто не может себе помочь сам и при условии, что половину работы человек сделает сам. Соответственно, отправлять сотрудника на тренинг по продажам нужно в том случае, если продавец сам прочитал всё, что можно, о продажах, сам постарался вложить в себя профессиональные знания, но у него что-то не получается, и он просит о помощи. В противном случае это - насильная попытка сделать его эффективнее, результат которой будет незначительным. 



Просмотров: 647
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Деструктивные тренинги или "как отличить хороший тренинг от плохого"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Тренинг "личностного" роста или история о том, как потерять жизненные ориентиры.
  • Что нужно, чтобы разработать скрипт для менеджера по продажам?
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Я свое предназначение выполниоа - Я РОДИЛА! ЧТО еще от меня нужно?" Правда или манипуляция?
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".
  • Психосоматика. "Что это и с чем её едят".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь