|
"Хроники школьного психолога" Тренинг «Социальная компетентность учащихся 4 классов»Автор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
Тренинг для классных руководителей четвертых классов «Социальная компетентность учащихся 4 классов» Цель: Выработать реалистическую концепцию поведения, которая помогает учащимся конструктивно обращаться с внутренним потенциалом, самим собой и своим окружением. Задачи: 1. Научить учащихся использовать собственные ресурсные состояния для достижения требуемой компетентности действий. 2. Формировать умения и навыки уверенного поведения с последующим использованием данных стереотипов поведения в соответствующих социальных моделях. 3. Помочь в формировании навыков социальной компетентности в будущих трудных ситуациях.
Целевая аудитория – классные руководители четвертых классов. Продолжительность тренинга – 2 академических часа. Место проведения – классная комната начальной школы. Рекомендации и упражнения для классных руководителей 4 классов Специальные исследования, как и психологическая практика свидетельствуют, что различные психолого-педагогические трудности, как следствие, школьная тревожность детей уже в определенной степени стали независимой от вызвавших ее причин, приобретая форму устойчивого личностного реагирования. Одной из основных задач является формирование у детей свободного, сознательного отношения к требованиям и правилам. Это обусловливает трудности в требованиях по выполнению правил поведения в группе. Таких правил должно быть немного, но они должны соблюдаться строго, что создает возможности для нормальной работы в группе и связывает жизнь группы с реальностью. При этом можно использовать систему наказаний игрового типа, но применять их каждый раз, когда ребенок нарушает правила поведения в группе-классе, с тем чтобы задать четкие критерии такого поведения. Можно использовать приемы «Молчанка» и «Замри», за нарушение которых ребенок должен отдать фант, который потом необходимо «выкупить». В случае повышенной двигательной активности применяется прием «Ты мой пленник», когда взрослый обнимает (удерживает около себя) ребенка и некоторое время водит его за собой. Если ребенок демонстративно нарушает требования, намеренно привлекая к себе внимание плохим поведением, используется прием «Шапка-невидимка». Эту «шапку» взрослый ритуальным жестом как бы надевает на ребенка, после чего тот становится «невидимым». Никто из группы, включая взрослого, не должен его замечать, к нему обращаться. Такое наказание не может быть продолжительным, и как только ребенок, хотя бы непреднамеренно, прекращает демонстративно плохо себя вести, «шапка-неведимка» таким же ритуальным жестом снимается. В ходе занятий всемерно поощряются и поддерживаются попытки школьника овладеть своим поведением, объяснить свою позицию, внимание к тому, что он делает, думает и чувствует сам и что делают, думают и чувствуют другие. Вообще обращается внимание на развитие у ребенка в соответствии с возрастными возможностями способности дать отчет в своих чувствах, переживаниях. Прием «отреагирования» страха, тревоги, напряжения осуществляются с помощью игры-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», игр в «дразнилки», «пугалки» и т. п. Во всех этих играх сначала с помощью перчаточных кукол, а затем без них, в форме театральных этюдов, дети могут изображать пугающие их ситуации школьной и обыденной жизни, причем все пугающие моменты доводятся до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, применяются известные приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», при этом акцентируется школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций. Для формирования правильного отношения к успеху и неуспеху, кроме того, используются особого рода шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребенка к другому. Можно даже сказать, что успех или неуспех в таких соревнованиях – ненастоящий, «игрушечный», и дети хорошо понимают это. Для некоторого «снижения», «развенчивания» образа взрослого используется изменение его позиции на разных этапах занятия. Кроме того, поведение взрослого намеренно «обытовляется», он лишается ореола образца, непререкаемого судьи. Для снятия повышенной значимости выполнения требований школы, компульсивности их действия используется прием «школа клоунов». В ходе коррекционной работы этот прием применяется следующим образом. Детям читают отрывки из книги Э. Успенского, рассказывают про какие-нибудь правила этой школы, а затем педагог и дети придумывают, какие там уроки, отметки. При этом каждый из детей обязательно должен был что-нибудь рассказать или показать. По мере проведения занятия задача может усложняться: по предварительной договоренности то или иное правило для «школы клоунов» включалось в ход учебных, игровых занятий, что способствует и развитию произвольности. Это, с одной стороны, демонстрирует детям относительность рамок «хорошо-плохо», снимает восприятие правил как категорических требований, а с другой – помогает им осознать для чего эти правила нужны. Развитие произвольности осуществляется также с помощью традиционного приема –разнообразных игр с правилами, позволяющих детям организовывать и контролировать свою деятельность. Для развития мотива компетентности акцентируются соответствующие моменты в содержательной оценке и используется ряд специальных приемов. Суть одного из них, условно названного «Я не могу – я могу – я сумею», состоит в следующем. Если ребенок отказывается от выполнения какого-либо задания, говоря, что он наверняка с ним не справится, педагог просит его представить себе другого ребенка, который знает намного меньше, чем он, и на самом деле не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить) и изобразить такого ребенка. Затем просит представить себе и изобразить такого ребенка, который наверняка сумеет справиться с заданием. При этом дети обычно убеждались, что они достаточно далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют, продвинуться еще дальше. Затем ребенок кладет кисти рук на открытые ладони взрослого, и вся группа произносит волшебное заклинание: «Я не могу...», и школьник говорит, чем ему трудно это задание, отмечает, что он может сделать, сколь бы мало это ему не казалось, пусть даже просто повторить; «Я сумею...» – отвечает, насколько он сможет выполнить задание, если приложит все усилия. Правильность или неправильность не комментируется, подчеркивается только, что каждый что-то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед и, следовательно, быть не хуже других. В ряде случаев полезно, чтобы на каждую из частей «заклинания» ответы давали все дети по очереди. Для развития мотива «быть не хуже других» применяется известный прием «Цепочка», суть которого состоит в том, что детей просят выстроиться в ряд – от того, кто лучше всех выполнил какое-либо задание, до того, кто справился с ним хуже, чем другие. Это упражнение обычно выполняется в конце занятия. В некоторых случаях такую «цепочку» составляет кто-нибудь из детей, причем после того, как он ее составит, он должен сам найти в ней свое место (естественно, в этой роли должны побывать все дети), в других – построение происходит без чьих бы то ни было указаний. Упражнение производится в виде быстрой разминки, основания для построения все время меняются, причем взрослый минимально вмешивается в эту оценку и самооценку, следя в основном за тем, чтобы никто из детей не оказывался все время в положении лидера, и никто – в положении замыкающего. Этот традиционный прием в ходе занятий дополняется самими детьми. Так, в некоторых группах было предложено, что в тех случаях, когда несколько детей справились с чем-либо одинаково хорошо, они берутся за руки и поднимают их вверх, а если все справляются хорошо, образуется круг (это распространяется и на те случаи, тогда «цепочку» составлял ребенок). Учитель своей реакцией всемерно поощряет такой вариант, круг по ходу занятий возникает все чаще. Однако учитель в случае очевидной «натяжки» вмешивается, разрывая кружок и забирая из него детей, выполнивших задание хуже других. При этом всячески подчеркивалась симпатия к этим детям, их обнимали за плечи, гладили по голове. Разрыв между ними и группой был, может быть значимым, следовательно, этим детям нужно помочь его преодолеть. Для снятия повышенной напряженности используется такой прием, как «Щит»: взрослый или другой ребенок держит щит, в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т. п. Кроме того, подобные случаи используются для обучения приемам снятия излишнего напряжения (например, изо всех сил сжать и разжать кисти рук). Каждое занятие начинается с краткой психогимнастики, в которую включаются упражнения на развитие внимания, памяти, произвольности, такие как «Зеркало», «Тень», «Огонь-лёд» и др. Первоначально психогимнастику проводит взрослый, а затем дети по очереди. Каждого ребенка к этому необходимо специально подготовить. Продолжительность психогимнастики 5–7 мин. Обязательным элементом каждого занятия является микроурок. Проводится два урока, по 10 мин каждый. Между ними – небольшая переменка (физкультпауза). После микроуроков проводится игровая часть занятия. В этой части учитель выполняет совершенно иную роль, чем в первой. Если во время микроуроков его позиция – позиция учителя, то во второй части он – один из участников, иногда пассивный, иногда, напротив, шаржированно исполняющий какую-либо роль, отыгрывая определенную маску («труса», «неуклюжего» и т. п.). Если он является ведущим, то это просто ведущий в игре. Вместе с тем, он, естественно, продолжает следить за ходом занятий, выполнением правил поведения в группе и т. п. Вторая часть занятия содержит самые разные игры. Как правило, вначале используются игры, позволяющие детям свободно выразить экспрессию, снять статическое напряжение, например упражнения «Глаза товарищей», «Приготовление уроков» (А. И. Захаров), пальчиковые игры, элементы пантомимы, «рассказы» с помощью танца, игры на тему «Школа клоунов». Затем следуют игры-импровизации на снятие эмоционального напряжения и отреагирование страхов. Значительное внимание на протяжении всей работы группы уделяется играм с правилами. Здесь используются обычные детские игры, такие как «Тише мыши, кот на крыше», «Дедушка Мазай и зайцы», «Горячо-холодно» (прямой и обратный варианты), «Несмеяна» и т. п. Предпочтение отдается тем играм, где дети могут двигаться. Эта работа преследует две цели. Во-первых, традиционную для таких игр цель развития произвольности, тренировки внимания, памяти, воображения. Во-вторых, обогащение игрового репертуара детей и тем самым повышения их умений, необходимых для общения со сверстниками. Известно, что в младшем школьном возрасте такое общение во многом сводится к играм, а популярность среди сверстников в значительной мере определяется умением играть, знанием игр. Отдельно надо упомянуть о двух играх, имеющих существенное психотерапевтическое и воспитательное значение. Первая – это игра «Рыцарский турнир» (А. И. Захаров): борьба, проводящаяся по определенным, обговоренным заранее строгим правилам (например, на одной ноге, не сходя с листа бумаги и т. п.), что хорошо использовать для разрешения конфликтов, возникающих между детьми, драк, перевода этих конфликтов в социально-приемлемое русло. Вторая – игра «Зрительная память», которая не просто позволяет тренировать внимание и память детей, но и побуждает их к выработке приемов, способствующих произвольному запоминанию, а главное, обеспечивает возможность концентрации, сосредоточения. В игровую часть занятия (за исключением игры «Рыцарский турнир»), как правило, не включаются игры-соревнования, важен только индивидуальный результат, то, что может сделать каждый. Это обусловлено выраженностью у тревожных детей боязни «испортить игру», необходимостью предотвратить травматизацию неуспехом и в то же время всемерно способствовать развитию у ребенка чувства «Я могу это сделать», мотива компетентности. Вместе с тем, почти на каждом занятии специально проводятся какие-либо шуточные соревнования: турнир по «крестикам-ноликам», «зеркальному письму», игры в «пушинку» и т. п. Именно в этом случае акцентируются успех и неуспех, здесь бывают победители и побежденные. Шутливый характер этих соревнований обеспечивает опыт переживания успеха и неуспеха, но в достаточно мягкой, не травматизирующей форме. Принцип десенсибилизации определяет построение и смену на микроуроках системы оценок, которую ввиду ее значимости нужно представить подробнее. В самом начале работы группы оценка имеет форму максимально развернутой, содержательной и вместе с тем не содержит прямых оценочных суждений. Эту «безоценочную» оценку дает взрослый, достаточно подробно рассказывая каждому ребенку, что именно тот делал правильно, что неправильно, чему научился, а что еще не умеет. При этом дети между собой не сравниваются, оценка дается каждому в отдельности и только за выполнение конкретного задания или конкретного урока («Ты сегодня...»), но все проводится публично. Самое главное, чтобы такая оценка не просто была объективной и обязательно содержала позитивные моменты, но и основывалась на совершенно понятных ребенку критериях, таких, которые он сам в дальнейшем мог применить для самооценки.
Приложение Прием «Шапка-невидимка» Эту «шапку» взрослый ритуальным жестом как бы надевает на ребенка, после чего тот становится «невидимым». Никто из группы, включая взрослого, не должен его замечать, к нему обращаться. Такое наказание не должно быть продолжительным, и как только ребенок, хотя бы непреднамеренно, прекращает демонстративно плохо себя вести, «шапка-неведимка» таким же ритуальным жестом снимается. Игра «Рыцарский турнир» Борьба, проводящаяся по определенным, обговоренным заранее строгим правилам. Правила могут оговариваться самими участниками игры (например, на одной ноге, не сходя с листа бумаги и т. п.) Упражнение «Разговор через стекло» Участники разбиваются на пары. Ведущий: "Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте". Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное. Упражнение «Прислушивание» Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2-3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге. Упражнение «Приглядывание» Группа - в полукруге. Ведущий предлагает участникам приглядеться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет до цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Например: "Какие цвета "собраны" в паркете?". Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания. Упражнение «Зеркало» Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия "оригинала": 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время участники меняются ролями. В ходе выполнения упражнения участники, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта. Упражнение «Щит» Взрослый или другой ребенок держит щит (можно импровизированный), в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т. п. Упражнение хорошо помогает при снятии излишнего напряжения после напряженной работы над трудным заданием или после контрольной работы. Упражнение «Тень» Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой - его Тенью. Человек делает любые движения. Тень - повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения. Упражнение «Огонь-лёд» Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего "Огонь" участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде "Лед" участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Упражнение «Глаза товарищей» (память, внимание, наблюдательность, коммуникации) Ученики сидят (стоят) в двух рядах, лицом друг к другу. Инструкция: Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза – величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память – рассмотрите последовательно глаза всех, сидящих напротив. Распределите время – надо успеть, пока я сосчитаю до десяти, увидеть всех. Повернуть голову!.. Девять! Десять! Не закрывайте глаз, только отвернитесь. Первый слева, рассказывайте. Остальные – проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением. Упражнение «Как упали спички?» (внимание, кратковременная память, наблюдательность) Ведущий бросает на стол несколько спичек и просит пять человек к столу! На счет «три» нужно запомнить, как лежат спички. Затем он прикрывает спички листком бумаги. Вопросы: Сколько было спичек? Вы сможете рядом разложить другие спички так же? Выполняется инструкция, после чего участники проверяют качество выполнения задания, сравнивая с «эталоном». В течении нескольких минут можно провести упражнение с двумя-тремя группами. Упражнение «Вещи на столе» (память, концентрация внимания, воображение) На столике педагога разложены – блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты. Необходимо подойти к столу и сфотографировать своим внутренним зрением все предметы. Продолжительность выдержки – до счета пять. ...четыре, пять! Участник отворачивается или закрывает глаза и «проявляет» фотографию в своем воображении. После этого ведущий просит рассказать, какие предметы лежат на столе, в каком порядке. Проверка. Участника просят открыть глаза и посмотреть, вновь отвернуться. Что пропущено, забыто? Упражнение «Печатная машинка» (групповое взаимодействие, концентрация внимания) Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.), например Упражнение «Хлопки» (групповое взаимодействие, активизация работы и гармонизация правого и левого полушарий головного мозга) Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды. Упражнение «Испорченный телефон» (взаимодействие, сплоченность, невербальные коммуникации) Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу. Упражнение «Мостик» (групповая сплоченность) Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как показывает практика, те, у кого между собой проблемы в общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами. На этом упражнении можно убить весь день. Упражнение «Колечко» (тренинг личностного роста, адекватность) Оборудование: на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты, для детей можно использовать что-то яркое, например, заколку. Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, одеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске. Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится тяжело.
Подведение итогов тренинга, обратная связь от детей Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|