|
Упражнение-игра "Кто мой друг"Автор статьи: Нечаева Екатерина Александровна
Каждый из нас интерпретирует услышанное или прочитанное по своему. Когда мы получаем какую то информацию мы тут же даем ей оценку. Вначале в первые доли секунды наш организм оценивает информацию (стимул) с точки зрения безопасности, то есть организм оценивает информацию уже на этапе ощущения и восприятия. Далее подключается память, мышление и мы думаем о смысле полученной информации и даем оценку по шкале нравится - не нравится. И уже далее на основе прошлого опыта, социальной ситуации, предполагаемого мнения окружающих мы принимаем решение как нам ответить на полученную информацию и каким образом действовать. Как правило, если мы полученную информацию будем передавать далее то мы вносим в нее уже свою оценку. Сравните: Ты очень долго собираешься - Ты собираешься уже 30 минут Ты все время злишься и кричишь - За последние два дня ты накричал на меня три раза Исполнитель прекрасно выполнил работу - исполнитель выполнил работу в срок и без ошибок Когда мы используем оценочные суждения мы тем самым лишаем собеседника возможности построить свое восприятие картинки. Мы вешаем "ярлык" на ситуацию/человека/информацию и тем самым способствуем понижению качества коммуникации. Причем это работает и на личном /бытовом уровне и в рабочей обстановке. Если мы говорим об оценке работы сотрудника, то необходимо строить свою речь на использовании конкретных фактов вместо/вместе с общей оценкой. Вместо "отличная работа" выделить действительно успешные стороны работы и указать именно на них. Это будет лучшим стимулом к дальнейшему развитию. Также работает обратная ситуация - вместо "Работа выполнена хуже некуда" стоит указать на конкретные ошибки и, по возможности, рассказать о вариантах корректного выполнения. Среди примеров на бытовом уровне: "Ты только и делаешь что телевизор смотришь, вместо того чтобы с ребенком поиграть" вместо: " На этой неделе ты каждый день после ужина смотришь сериал, есть возможность его смотреть после того как мы уложим ребенка спать? чтобы немного дольше поиграть с ним?" В каком случае результат будет достигнут быстрее? Для тренировки безоценочных суждений есть упражнение "Кто мой друг". Нужно рассказывать о своих знакомых или героях фильмов/мультфильмов не используя оценочные суждения. Предлагаю попробовать в комментариях вместе. Например, рассказ о Мэри Попинс: "Мэри Попинс была няней в одной Лондонской семье. Она умела разговаривать с животными и умела летать на зонтике. Они вместе с детьми ходили в Парк и в гости. Когда она была дома все вещи лежали на местах и она всегда приходила в назначенное время. Она носила шляпу и синее пальто." О ком вам бы хотелось рассказать? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|