Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации

Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации

Итак, позади первое сентября. Начались настоящие школьные занятия, первые трудовые будни. И тут выясняется, что несмотря на длительную и всестороннюю подготовку, на рассказы о школе и совместные покупки различных школьных принадлежностей, ваш первоклассник испытывает трудности: тяжело расстается с вами, не хочет в школу, стал более плаксливым, появились страхи, ранее не замечаемые, ночные кошмары, тики, заикания и прочие серьезные изменения.

Начало обучения – очень напряжённый период. Новые контакты,  обязанности,  социальная роль-ученика.  Совершенно новые условия  жизни и деятельности ребенка. Это большие физические и эмоциональные нагрузки. Трудно все: учиться по расписанию, а не когда хочется, не отвлекаться и следить за мыслью учительницы,  долго сидеть в определенной позе. (С началом систематического обучения в школе удельный объем статических нагрузок значительно возрастает,  а для детей 6-7 лет статическая нагрузка является особенно утомительной).Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех сил организма. Не день и не неделя потребуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, ко всему новому, что несет в себе статус школьника, мобилизуются его адаптационные ресурсы.  Нужно время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям, научился соответствовать новым требованиям. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6 неделе обучения ( кто-то быстрее, кто-то через 2 месяца). При условии, что у ребенка не наблюдаются признаки дезадаптации явные и очевидные. Позже подробно расскажу о признаках дезадаптации. Конечно в период адаптации ребенок может чаще болеть, но с каждой неделей все налаживается и у ребенка формируется интерес к учебе и появляются новые друзья, учительница становится привычной и весь режим дня знакомым и привычным

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.

Причины школьной дезадаптации

Причины школьной дезадаптации могут быть различными.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Признаки школьной дезадаптации

Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист. Обычно это входит в обязанности школьного психолога, но если обследование не проведено, то родителям имеет смысл при наличии нескольких тревожащих симптомов обратиться к специалисту по собственной инициативе. Дело в том, что последствия и причины школьной дезадаптации могут быть разные и весьма плачевные. Так одной из распространённых причин, которой как может сразу расценить как школьной дезадаптация,( ребенок не справляется с программой, тяжело усваивает материал, поступают жалобы учителя) может быть СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТМИ( которая дает знать о себе и становится очевидной в 1 классе). Здесь обязательна нужна помощь специалиста и не одного. Будьте внимательны и крепкого здоровья вам и вашим деткам !

 



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Консультативная работа педагога-психолога с родителями по проблемам школьной дезадаптации
  • Мой ребенок стал плохо учиться в школе
  • 4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школе
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Адаптация ребенка к школе
  • Адаптация ребенка в школе
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.
  • Особенный ребенок в обычной школе. Заметки школьного психолога.
  • Семья на пороге школьной жизни ребенка
  • Ребенок не успевает в школе.
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Трудности первого года в школе: Ребенок не слушает учителя
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет
  • Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием.
  • Ребенок в начальной школе. Как родителям разумно реагировать на проблемы.
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • 10 признаков того, что ребенок готов к школе!
  • Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь