|
Консультативная работа педагога-психолога с родителями по проблемам школьной дезадаптацииАвтор статьи: Каре Юлия Борисовна
1.Что такое школьная дезадаптация.
Термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения. Основные симптомы школьной дезадаптации следующие: ü неуспеваемость в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, недостаточность общеобразовательных знаний и навыков; ü нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, сверстникам, к жизненной перспективе; ü школьная тревожность. ü отказные реакции, антидисциплинарное поведение Факторы, способствующие школьной дезадаптацтт школьников принято делить на две группы - социальные факторы, индивидуально-личностные факторы. К социальные факторам, способствующим девиантному поведению следует отнести: ü школьные трудности ü травматические жизненные события ü влияние девиантной группы Индивидуально-личностные факторы, способствующие девиантному поведению: локус контроля и низкий уровень самоуважения . Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школеЕсли говорить о проявлении школьной дезадаптации подробнее, то к числу её первичных внешних признаков и врачи, и психологи относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных Школьная дезадаптация может быть связана с недостатками или дисгармоничностью развития интеллекта ребёнка, в особенности высших форм мышления. Неполноценность школьных навыков, которые должны были сформироваться ещё в начальных классах, также провоцируют возникновение школьной дезадаптации. Для эффективной работы по преодоления школьной дезадаптации, психолог работает как с ребенком так и с его родителем. В настоящее время очень остро стоит вопрос о процессе социализации учащихся в современном обществе. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. Социологи выделяют разные типы семей – семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет мира и согласия, часты ссоры. Видимое благополучие такой семьи – не более чем иллюзия. По существу она псевдосолидарна, ее раздирают противоречия, у членов деструктивной семьи нет взаимоуважения. Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков. Задачи работы с родителями: ü осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании; ü осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом; ü осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании. Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. Такая работа должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Родителей имеющих детей с отклонениями в поведении условно можно разделить на 3 группы. 1 группа: это родители, которые практически не идут на контакт с педагогческим составом, так как сами они не видят особых проблем с ребенком, в связи с тем что не обращают на него особого внимания. Такие родители как правило заняты своей личной жизнью или карьерой, от своих детей они обычно откупаются деньгами или какими-либо другими благами. В эту же группу входят родители являющиеся деклассированными элементами, воспитанием и образованием своих детей они не занимаются вообще. Зачастую такие родители в ответ на нарекания педагогов реагируют отрицательно, утверждают, что их ребенок абсолютно нормален, и что если преподавателей что-то не устраивает, то они сами и должны решать возникающие проблемы, что это входит в их непосредственные обязанности. Если такой родитель все-таки согласится прийти в школу, то классному руководителю, имеет смысл пригласить на встречу и психолога в том числе. Так как абсолютно не факт, что этот родитель появится в школе в ближайшем будущем еще раз. При общении, такого человека не стоит открыто укорять, а наоборот стоит просить совета (в том случае если перед вами карьерист), ссылаться на то, что ребенок очень сильно изменился по сравнению с тем, что было ранее (в том случае если вы знаете что в семье происходят конфликты, семейные неурядицы) или аккуратно, никак не указывая на самого родителя высказывать опасения, что ребенок может связаться с плохой компанией и т.д. 2 группа: это очень тревожные родители. Таких родителей очень легко узнать по следующим признакам: ü Как правило родители поддерживают постоянный контакт с педагогами ü Скорее всего у них есть телефоны всех педагогов; ü Ребенка воспитывают по типу гиперопеки, постоянно контролируя все его действия и передвижения; ü При общении с педагогами у такого родителя как правило ярко выражено желание отстоять себя, то есть доказать педагогам, что он хороший родитель и «правильно» воспитывает своего ребенка. А особенности поведения ребенка с ним никак не связаны. Таким родителям надо понять, что ребенок имеет право на ошибку. Знания, информация, объяснения, которые мы даем детям, - все эти хорошие вещи совершенно теряют смысл без их собственного опыта и ошибок. Отнимая право принимать решения, право делать ошибки, родители отнимают у ребенка его жизнь. Следует донести до родителей информацию о том, что только доверие и понимание с их стороны изменит их ребенка, что очень часто отклоняющиеся поведение у ребенка таких родителей, это протестная реакция на ограничения. Также имеет смысл говорить с таким родителем, о том что те правила и нормы которые для него являются само собой разумеющимися, для его ребенка таковыми вовсе не являются, что любую норму надо объяснять. Очень важным является в приобретении доверительных отношений между ребенком и родителями выяснение чем для ребенка являются притягательными те или компании не отвечающие требованиям его родителей. Часто бывает так, что в сомнительных компаниях домашнего ребенка просто используют, манипулируют им. Если родители в этом уверены, то им в спокойной, доступной для ребенка форме нужно это донести. Ребенок может не поверить сразу, но задумается. Главное дать ему возможность на собственном опыте убедиться в правоте взрослых. Это и будет первым, но значительным шагом в формировании доверительных отношений между детьми и родителями. При работе с такими родителями в первую очередь нужно в той или иной форме дать понять родителю, что педагоги его не в чем не обвиняют не укоряют, более того всячески демонстрировать, что общение идет «на равных». Как правило в процессе общения, такой родитель мало того что будет соглашаться с претензиями педагогов, но сам будет их дополнять их и ждать решения как школьных, так и домашних проблем от учителей и психологов. Важной отличительной чертой таких семей является, то что взаимопонимания между родителями детьми отсутствуют, а родственные связи формальны. 3 группой родителей, являются люди в той или иной степени, состоявшиеся в жизни, имеющие в целом доверительные отношения со своим ребенком, на которого сами в общем-то не имеют никаких нареканий. Но в определенный момент времени ребенок начинает замыкаться, а на родителя начинают «сыпаться» жалобы со стороны педагога (как правило это бывает в начальной школе). Здесь наиболее трудный участок работы для психолога, так как правило здесь возникновение такой неоднозначной ситуации связано как с личностными особенностями ребенка, так и педагога. Основными причинами конфликта является не выстроенная система деловых взаимоотношений «учитель-ученик» (примеры из практики: учитель обсуждает личную жизнь родителей ученика, подчеркивает при всем классе какие-либо недостатки ученика, ехидно высмеивает его и его родителей, делает замечания родителю при ребенке в не корректной форме и т.д.). И здесь задачей психолога является сделать диалог родителя и учителя конструктивным. Выводы: Основным результатом консультативной работы психолога, должно быть формирование, появление и закрепление доверительных детско-родительских и родительско-детских отношений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|