Консультативная работа педагога-психолога с родителями по проблемам школьной дезадаптации

Автор статьи: Каре Юлия Борисовна
1.Что такое школьная дезадаптация.

Термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения.

Основные симптомы школьной дезадаптации следующие:

ü  неуспеваемость в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, недостаточность общеобразовательных знаний и навыков;

ü  нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, сверстникам, к жизненной перспективе;

ü  школьная тревожность.

ü  отказные реакции, антидисциплинарное поведение

Факторы, способствующие школьной дезадаптацтт школьников принято делить на две группы - социальные факторы, индивидуально-личностные факторы.

К социальные факторам, способствующим девиантному поведению следует отнести:

ü  школьные трудности

ü  травматические жизненные события

ü  влияние девиантной группы

Индивидуально-личностные факторы, способствующие девиантному поведению: локус контроля и низкий уровень самоуважения

. Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школеЕсли говорить о проявлении школьной дезадаптации подробнее, то к числу её первичных внешних признаков и врачи, и психологи относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных Школьная дезадаптация может быть связана с недостатками или дисгармоничностью развития интеллекта ребёнка, в особенности высших форм мышления. Неполноценность школьных навыков, которые должны были сформироваться ещё в начальных классах, также провоцируют возникновение школьной дезадаптации.
2. Особенности родителей детей со школьной дезадаптацией
и способы работы с ними

Для эффективной работы по  преодоления школьной дезадаптации,  психолог работает как с ребенком так и с его родителем.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о процессе социализации учащихся в современном обществе. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. Социологи выделяют разные типы семей – семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет мира и согласия, часты ссоры. Видимое благополучие такой семьи – не более чем иллюзия. По существу она псевдосолидарна, ее раздирают противоречия, у членов деструктивной семьи нет взаимоуважения.

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков.

Задачи работы с родителями:

ü  осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;

ü  осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;

ü  осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Такая работа должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков.

Родителей имеющих детей с отклонениями в поведении условно можно разделить на 3 группы.

1 группа: это родители, которые практически не идут на контакт с педагогческим составом, так как сами они не видят особых проблем с ребенком, в связи с тем что не обращают на него особого внимания. Такие родители как правило  заняты своей личной жизнью или карьерой, от своих детей они обычно откупаются деньгами или какими-либо другими благами. В эту же группу входят  родители являющиеся  деклассированными элементами, воспитанием и образованием своих детей они не занимаются вообще.

Зачастую  такие родители в ответ на нарекания педагогов реагируют отрицательно, утверждают, что их ребенок абсолютно нормален, и что если преподавателей что-то не устраивает, то они  сами и должны решать возникающие проблемы, что это входит в их непосредственные обязанности.

Если такой родитель все-таки согласится прийти в школу, то классному руководителю, имеет смысл пригласить на встречу и психолога в том числе. Так как абсолютно не факт, что этот родитель появится в школе в ближайшем будущем еще раз.

При общении, такого человека не стоит открыто укорять, а наоборот стоит просить совета (в том случае если перед вами карьерист), ссылаться на то, что ребенок очень сильно изменился по сравнению с тем, что  было ранее (в том случае если вы знаете что в семье происходят конфликты, семейные неурядицы) или аккуратно, никак не указывая на самого родителя высказывать опасения, что ребенок может связаться с плохой компанией и т.д.

2 группа: это очень тревожные родители. Таких родителей очень легко узнать по следующим признакам:

ü  Как правило родители поддерживают постоянный контакт с педагогами

ü  Скорее всего у них есть телефоны всех педагогов;

ü  Ребенка воспитывают по типу гиперопеки, постоянно контролируя все его действия и передвижения;

ü  При общении с педагогами у такого родителя как правило ярко выражено желание отстоять себя, то есть доказать педагогам, что он хороший родитель и «правильно»

воспитывает своего ребенка. А особенности поведения ребенка с ним никак не связаны.

Таким родителям надо понять, что ребенок имеет право на ошибку. Знания, информация, объяснения, которые мы даем детям, - все эти хорошие вещи совершенно теряют смысл без их собственного опыта и ошибок. Отнимая право принимать решения, право делать ошибки, родители отнимают у ребенка его жизнь. 

Следует донести до родителей информацию о том, что только доверие и понимание с их стороны изменит их ребенка, что очень часто отклоняющиеся поведение у ребенка таких родителей, это протестная реакция на ограничения. Также имеет смысл говорить с таким родителем, о том что те правила и нормы которые для него являются само собой разумеющимися, для его ребенка таковыми вовсе не являются, что любую норму надо объяснять.  Очень важным является в приобретении доверительных отношений между ребенком и родителями выяснение чем для ребенка являются притягательными те или компании не отвечающие требованиям его родителей.  Часто бывает так, что в сомнительных компаниях домашнего ребенка просто используют, манипулируют им. Если родители в этом уверены, то им в спокойной, доступной для ребенка форме нужно это донести. Ребенок может не поверить сразу, но задумается. Главное дать  ему возможность на собственном опыте убедиться в правоте взрослых. Это и будет первым, но значительным шагом в формировании доверительных отношений между детьми и родителями.

При работе с такими родителями в первую очередь нужно в той или иной форме дать понять родителю, что педагоги его не в чем не обвиняют  не укоряют, более того всячески демонстрировать, что общение идет «на равных». Как правило в процессе общения, такой родитель мало того что будет соглашаться с претензиями педагогов, но сам будет их дополнять их и ждать решения как школьных, так и домашних проблем от учителей и психологов. Важной отличительной чертой таких семей является, то что взаимопонимания между родителями детьми отсутствуют, а родственные связи формальны.

3 группой родителей, являются люди в той или иной степени, состоявшиеся в жизни, имеющие в целом доверительные отношения со своим ребенком, на которого сами в общем-то не имеют никаких нареканий. Но в определенный момент времени ребенок начинает замыкаться, а на родителя начинают «сыпаться» жалобы со стороны педагога (как правило это бывает в начальной школе). Здесь наиболее трудный участок работы для психолога, так как правило здесь возникновение такой неоднозначной ситуации связано как с личностными особенностями ребенка, так и педагога. Основными причинами конфликта является не выстроенная система деловых взаимоотношений «учитель-ученик» (примеры из практики: учитель обсуждает личную жизнь родителей ученика, подчеркивает при всем классе какие-либо недостатки ученика, ехидно высмеивает его и его родителей, делает замечания родителю при ребенке в не корректной форме и т.д.). И здесь задачей психолога является сделать диалог родителя и учителя конструктивным.

                                                              Выводы:

        Основным результатом консультативной работы психолога, должно быть формирование, появление и закрепление доверительных детско-родительских и родительско-детских отношений.



Просмотров: 555
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Работа психолога с обесцениванием родителями ограничений в развитии и здоровьи ребенка
  • Как ссоры между родителями влияют на ребенка?
  • Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации
  • Личностные проблемы родителей, которые мешают вырастить здоровых детей
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Ребенок заложник отношений разведенных родителей. Случай из практики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь