|
Работа психолога с обесцениванием родителями ограничений в развитии и здоровьи ребенкаАвтор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
Работа психолога с обесцениваниями родителей в области психологического и физического здоровья детей. Соковнина М.С. Пилипенко Е.Н. Проблема работы с обесцениваниями в области здоровья детей является весьма актуальной, в связи с рядом обстоятельств. С одной стороны, увеличивается число хронических заболеваний у детей, а с другой стороны – возрастают требования в обществе к знаниям, умениям и навыкам в профессиональной деятельности, что влечет за собой увеличение требований к детям, как в рамках стандартной образовательной программы, так и ожиданий и требований к ребенку со стороны семьи. Изменения в экономике, стимулирующие конкуренцию между индивидуумами за лучшее место в обществе, и пропаганда в средствах массовой информации определенного образа жизни и культуры потребления ведут к изменению системы ценностей родителей и мотивируют их на усиление заботы о формировании конкурентноспособности их детей в профессиональной деятельности. Это в свою очередь стимулирует их к раннему развитию ребенка, выбору престижных учебных заведений (с повышенными учебными нагрузками) и к большому количеству внешкольных учебных занятий. Также становятся более жесткими требования родителей к ожидаемому ими от ребенка результату. В практической работе с родителями наблюдается, что в такой ситуации психологу часто приходится иметь дело с обесцениваниями родителями ограничений физического и психологического характера у детей, включая обесценивание ограничений в области физического здоровья. При обесценивании и непринятии в расчет как возрастных, так и индивидуальных ограничений в развитии и способности обучаться ребенок не получает необходимой ему как медицинской, так и педагогической и психолого-педагогической поддержки, что может влиять как на будущее физическое здоровье, так и на учебную успешность. Обучение и конкретный учебный результат ребенка начинает страдать в связи с тем, что ребенку даются стимулы к развитию не в зоне ближайшего развития (по Выготскому), а в зонах, которые ребенок неспособен освоить. Обесценивание психофизиологических ресурсов и наличия у детей ограничений, связанных со здоровьем, приводит в частности к усилению симптоматики, трудностей в поведении и снижению учебной успешности Обесценивание или непринятие в расчет индивидуальности ребенка также не дает ему возможности реализовать свои сильные стороны, которые в данном случае обесцениваются. Концепция обесценивания была разработана в транзактном анализе Эриком Шиффом и Кеном Меллором [3 ].Транзактный анализ в настоящее время широко В рамках данной концепции рассматривается, что обесценивание может Рассмотрим это на примере агрессивности ребенка, как одного из симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Особенности работы на каждом уровне. 1.На первом уровне обесценивания могут помочь результаты объективных психологических обследований. Привлечение других компетентных лиц к 2.На втором уровне обесценивания важна работа с «о-кейностью» семьи и ребенка. Поддержанный уровень позитивного признания родителем себя и ребенка дает ему личностный ресурс иметь дело с наличием проблемы, ее значимостью, с фактом упущенных возможностей помощи ребенку и возможно имеющимися предыдущими ошибками в воспитании. (« Да, он никого не убил, но он страдает от агрессивности и плохих отношений в классе») 3.На третьем уровне возможна работа через информирование о возможностях и выборах – например, к каким специалистам и где можно обратиться за консультацией, за диагностическим обследованием, какие методы лечения можно использовать или какие педагогические подходы будут в данном случае полезны для ребенка. 4.На четвертом уровне важны поддержка и поглаживания [2] родителям Для того, чтобы последовательно построить эффективную работу с обесцениваниями, необходимо прояснить, на каком уровне обесценивания «находится» родитель. Нужно начинать прояснение с верхнего уровня, идя сверху вниз, пока не обнаружите уровень с обесцениванием, используемом родителем для оправдания своей пассивности в поддержке ребенка. Необходимо также иметь в виду, что в каждом «квадрате» родителю может потребоваться углубленная помощь в личностном развитии, так как пассивность в поведении и решении проблем поддерживается всей сформированной системой мировоззрения взрослого человека, и изменение системы мировоззрения не является делом одного дня. Важные аспекты работы с родителями.
Литература: 1. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и 2. Ян Стюарт, Вэнн Джойс. Современный транзактный анализ. Издательство «Социально-психологический центр», Санкт-Петербург, 1996. 3. Ken Mellor and Eric Schiff "Discounting". Transactional Analysis Journal 5, 3, 1975 Аннотация: В данной статье рассматривается проблема обесценивания родителями ограничений в развитии и обучении ребенка, связанных как с индивидуальностью ребенка, его возрастом или наличием хронических заболеваний. Описываются методы психологической и психотерапевтической работы с родителями, имеющими детей с ограничениями подобного типа. В частности, используются концепция пассивности и концепция обесценивания, разработанные в транзактном анализе, и соответствующие им методы личностной работы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|