|
Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростковАвтор статьи: Масаева Алина Хасановна
159.22 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ Школьный психолог осуществляет систематическую, комплексную работу на базе образовательного учреждения по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая направлена на помощь в социализации, развитии и самоопределении личности, выработку навыков воздействия с окружающими, умения выражать свои чувства и эмоции словами и т.д. Для успешного осуществления своей деятельности психологу необходимо быть компетентным, конкурентоспособным специалистом, владеющим диагностическими, коррекционными и консультативными навыками и умениями. Основными направлениями деятельности психолога являются психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование [1,с.133]. Раскроем данные направления в контексте проблемы развития межличностных отношений подростков, поскольку проблема развития межличностных отношений обучающихся приобретает особую актуальность в рамках реализации системно-деятельностного подхода, поскольку от умения выстраивать учащимися межличностные отношения с окружающими зависит не только психологический комфорт и психологическая безопасность личности, но и успешность ее обучения при организации взаимодействия на уроке. Психодиагностическое направление включает в себя изучение индивидуальных особенностей, выявление причин нарушений в развитии. Для определения развития межличностных отношений подростков мы использовали такие диагностические методики как: методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, социометрическая методика Дж.Морено [2]. Психопрофилактическое направление формирует как у педагогов, так и у детей психологические знания, создает условия для полноценного развития, включает в себя своевременное предупреждение возможных нарушений. С целью профилактики конфликтов, деструктивных форм воздействия мы разработали буклеты для педагогов и родителей содержащие советы для родителей и педагогов, особенности развития межличностных отношений подростков, пути разрешения конфликтных ситуаций. Развивающее и коррекционное направление деятельности опирается на активное участие психолога в развитии личности и индивидуальности ребенка, оказание помощи педагогическому коллективу в выборе форм и методов воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей. На основе данного направления мы провели ряд мероприятий тренингового характера, целью которых было сплочение классного коллектива и развитие коммуникативных навыков подростков. В процессе выполнения упражнений подростки демонстрировали свои лидерские качества, организовывали взаимодействие в своей социокультурной среде, учились выражать свои мысли словами, жестами, проявляли себя как уравновешенные, адекватные, активные, не брали правило «стоп». С целью выявления динамики развития межличностных отношений подростков, при реализации указанных выше направлений деятельности психолога, были проведены диагностические методики: «Методика межличностных отношений» Т.Лири и социометрическая методика Дж.Морено. Обратимся к полученным результатам исследования, которое осуществлялось в 2015 и 2016 гг. с подростками 9 класса. Сравнительный анализ результатов двух проведенных методик показывает, что ученики, которые занимают позицию лидера, проявляют такие типы отношений к окружающим как авторитарный и альтруистический, а отверженные - зависимый и дружелюбный тип отношений. Рассматривая более подробно проявленные типы отношений к окружающим, можно отметить, что авторитарный тип характеризуется как личность, обладающая такими качествами как уверенность в себе, доминирование. Альтруистический тип, гиперотвественный, стремится помочь, сострадать всем. Неуверенные в себе, боязливые и мягкие это зависимый тип отношений к окружающим. Дружелюбный тип склонен к сотрудничеству, кооперации, ищущий компромисс. После проведения тренинговых занятий была проведена повторная диагностики (2016 г.). Результаты по методике изучения межличностных отношений Т.Лири показали снижение показателей по таким типам отношений к окружающим как: эгоистический и агрессивный тип, а так же увеличение выраженности дружелюбного типа отношений к окружающим у 3 человек (см. таблицу 1). Таблица 1 Результаты диагностики за 2015-2016 г. по методике изучения межличностных отношений Т.Лири
Также, по повторному проведению социометрической методики результаты показали, что детей находящихся в группе риска не наблюдается, учитывая то, что в предыдущем году был один отверженный ребенок. Таким образом, работа психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков включается в основные направления его деятельности и носит целенаправленный, системный характер. Список использованных источников
Масаева Алина Хасановна masaeva.alya@mail.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|