Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков

159.22

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Школьный психолог осуществляет систематическую, комплексную работу на базе образовательного учреждения по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая направлена на помощь в социализации, развитии и самоопределении личности, выработку навыков воздействия с окружающими, умения выражать свои чувства и эмоции словами и т.д. Для успешного осуществления своей деятельности психологу необходимо быть компетентным, конкурентоспособным специалистом, владеющим диагностическими, коррекционными и консультативными навыками и умениями.

Основными направлениями деятельности психолога являются психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование [1,с.133]. Раскроем данные направления в контексте проблемы развития межличностных отношений подростков, поскольку проблема развития межличностных отношений обучающихся приобретает особую актуальность в рамках реализации системно-деятельностного подхода, поскольку от умения выстраивать учащимися межличностные отношения с окружающими зависит не только психологический комфорт и психологическая безопасность личности, но и успешность ее обучения при организации взаимодействия на уроке.

Психодиагностическое направление включает в себя изучение индивидуальных особенностей, выявление  причин нарушений в развитии. Для определения развития межличностных отношений подростков мы использовали такие диагностические методики как: методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, социометрическая методика Дж.Морено [2].

Психопрофилактическое направление  формирует  как у педагогов, так и у детей психологические знания, создает условия для полноценного развития, включает в себя своевременное предупреждение возможных нарушений. С целью профилактики конфликтов, деструктивных форм воздействия мы разработали буклеты для педагогов и родителей содержащие советы для родителей и педагогов, особенности развития межличностных отношений подростков, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Развивающее и коррекционное направление деятельности опирается на  активное участие психолога в  развитии личности и индивидуальности ре­бенка, оказание помощи педагогическому коллективу в выборе форм и методов воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей. На основе данного направления мы провели ряд мероприятий тренингового характера, целью которых было сплочение классного коллектива и развитие коммуникативных навыков подростков. В процессе выполнения упражнений подростки демонстрировали свои лидерские качества, организовывали взаимодействие в своей социокультурной среде, учились выражать свои мысли словами, жестами, проявляли себя как уравновешенные, адекватные, активные, не брали правило «стоп».

С целью выявления динамики развития межличностных отношений подростков, при реализации указанных выше направлений деятельности психолога, были проведены диагностические методики: «Методика межличностных отношений» Т.Лири и социометрическая методика Дж.Морено. Обратимся к полученным результатам исследования, которое осуществлялось в 2015 и 2016 гг. с подростками 9 класса.

Сравнительный анализ результатов двух проведенных методик показывает, что ученики, которые занимают позицию лидера, проявляют такие типы отношений к окружающим как авторитарный и альтруистический, а отверженные - зависимый и дружелюбный тип отношений.

Рассматривая более подробно проявленные типы отношений к окружающим, можно отметить, что авторитарный тип характеризуется как личность, обладающая такими качествами как уверенность в себе, доминирование. Альтруистический тип, гиперотвественный, стремится помочь, сострадать всем. Неуверенные в себе, боязливые и мягкие это зависимый тип отношений к окружающим. Дружелюбный тип склонен к сотрудничеству, кооперации, ищущий компромисс.

После проведения тренинговых занятий была проведена повторная диагностики (2016 г.). Результаты по методике изучения межличностных отношений Т.Лири показали снижение показателей по таким типам отношений к окружающим как: эгоистический и агрессивный тип, а так же увеличение выраженности дружелюбного типа отношений к окружающим у 3 человек (см. таблицу 1).

Таблица 1

Результаты диагностики за 2015-2016 г.  по методике изучения межличностных отношений Т.Лири

Типы отношений к окружающим

Наиболее выраженный тип отношения к окружающим по числу человек, исходя из высоких показателей

2015

2016

Авторитарный

9 человек

9 человек

Эгоистический

3 человека

1 человек

Агрессивный

5 человек

3 человека

Подозрительный

2 человека

2 человека

Подчиняемый

1 человек

1 человек

Зависимый

2 человека

2 человека

Дружелюбный

9 человек

12 человек

Альтруистический

11 человек

11 человек

Также, по повторному проведению социометрической методики результаты показали, что детей находящихся в группе риска не наблюдается, учитывая то, что в предыдущем году был один отверженный ребенок.

Таким образом, работа психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков включается в основные направления его деятельности и носит целенаправленный, системный характер.

Список использованных источников

  1. Овчарова Р. В.Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
  2. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллектива. - Ростов-на-Дону «Феникс» 2006.- 209с.

Масаева Алина Хасановна

masaeva.alya@mail.ru



Просмотров: 606
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современные подходы к теории развития эго и оптимизации межличностных отношений в группах
  • Взаимоотношения и уверенность в себе. Психология межличностных отношений.
  • Взаимоотношения и уверенность в себе. Психология межличностных отношений.
  • Психотерапия нарушений межличностных отношений в паре при сексуальных комплексах: основные критерии
  • Что важно знать при построении межличностных отношений
  • Отличие функциональных и межличностных отношений.
  • Особенности межличностных отношений в гомогенных и гетерогенных социальных группах
  • Основы этики и тактики построения глубоких межличностных отношений
  • Формирование межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии
  • Пассивно-зависимый тип отношений
  • Избегающий тип личности. Контрзависимость. Страх отношений.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Конфликты в семье как ресурс для развития отношений.
  • Доверительный контакт с внутренним ребенком как основа здоровых отношений с окружающим миром.
  • Основополагающий тип отношений
  • Нарциссическое расширение. Еще один тип зависимых отношений.
  • Перспектива отношений. Как понять перспективность ваших отношений?
  • Предсказания от психолога. Если жена=мама, варианты развития отношений.
  • Женщина. Путь отношений, часть вторая. Развитие отношений.
  • Как выйти замуж? Как повысить готовность? Устраняем страхи. «Боюсь отношений, и хочу отношений»
  • Мужчина и женщина психология отношений. Создание крепких отношений.
  • Психологические Особенности Внутрисемейных Отношений У Девиантных Подростков
  • Конец отношений? Пора расстаться? Психология отношений.
  • Признаки нездоровых отношений. Психология отношений.
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Психотехнология для диагностики отношений
  • Этапы развития отношений: как «взрослеют» чувства супружеской пары
  • О влиянии моделей отношений в родительской семье на конструирование семейных отношений в паре
  • Чувства как ресурс для качества отношений.
  • Механизм развития любовной зависимости. Психология отношений.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь