|
Современные подходы к теории развития эго и оптимизации межличностных отношений в группахАвтор статьи: Куркова Наталья Михайловна
Термин «развитие эго» используется психологами в разных значениях в зависимости от контекста. В англоязычной психологической литературе под «развитием эго» зачастую подразумевают развитие характера и морального сознания. Психоаналитики пользуются термином «развитие эго», чтобы обозначить самый ранний период развития личности – первые два или три года жизни. Джейн Ловингер, автор теории «развития эго» возражает против психоаналитического использования данного термина, так как в этом случае «не остаётся названия для описания драматического характера развития в ранней юности». Она употребляет «развитие эго» в значении континуума, представляющего собой одновременно «последовательность развития и средство измерения индивидуальных различий между людьми каждого возраста» [1; 111]. Самая первая стадия развития эго – импульсивная. Это – норма для раннего детства, но она встречается даже в старшей школе и не бросается в глаза как нечто ненормальное. Личность на этой стадии потакает всем своим желаниям, движима прихотями и капризами и поглощена удовлетворением физических потребностей. Любые правила воспринимаются как проявление деспотической власти. Мир человеческих отношений выступает в сверхупрощённых терминах: люди делятся на хороших (для меня) и плохих (для меня). Моральные качества легко путаются с внешней опрятностью. Деньги, внешняя привлекательность, благоприятное окружение, выдающийся талант или наглость могут помочь этим людям выжить в обществе. Большинство людей перерастают эту стадию, самое позднее, в старших классах школы. Следующий уровень называется «стадия собственной безопасности». Люди на этой стадии способны сдерживать собственные желания и откладывать удовлетворение потребностей. Однако они всё ещё сконцентрированы на сиюминутном удовлетворении и избегании затруднений. Правила воспринимаются и понимаются, но используются в основном для собственной выгоды. Взрослые и старшие юноши, оставшиеся на этой стадии, могут быть враждебными, манипулятивными, эксплуатирующими, озабоченными тем, чтобы не быть обманутыми. Насмешки распространены среди них. Стадия конформизма распространена в средней и старшей школе. Конформисты считаются с окружающими в силу своей обеспокоенности социальным принятием и одобрением. Они пытаются подражать членам своей группы и ищут их одобрения. Их мышление включает упрощённые клише и стереотипы, они поверхностны и озабочены внешним видом. Сознательно-конформистская стадия является переходным звеном. Иногда её называют стадией самоосознавания. Прежний акцент на групповых нормах и принятии уступает дорогу вниманию к собственным ценностям. Личность на этой стадии видит более, чем одно решение проблемы и распознаёт исключения из правил. Сознательная стадия. Появляется более сложное представление о межличностном мире: люди имеют различные потребности и множество индивидуальных особенностей. Развивается самокритичность, человек ставит перед собой долговременные цели и берёт на себя обязательства. Этот уровень эго-развития распространён в поздней юности. Индивидуалистическая стадия. На этом переходном уровне возрастают уважение к индивидуальности и терпимость к различиям среди людей (иногда в парадоксальном сочетании с нетерпимостью к предубеждённым людям). Этот уровень эго-развития встречается у наиболее зрелых представителей периода поздней юности. Автономная стадия. Автономные личности мыслят в терминах психологических последствий и проявляют возрастающую толерантность к тем, кто отличается от них. Они сами управляют своим поведением, способны выдерживать неопределённость и справляться с внутренним конфликтом. Интегрированная стадия редко встречается даже среди взрослых людей, характерна для самоактуализирующихся личностей. Они имеют устойчивую идентичность и способны интегрировать личные потребности с социальной реальностью [3; 89]. В отличие от других теорий развития, прохождение этих стадий в теории Дж.Ловингер не связывается с конкретным возрастом. Так, например, юношеский возраст может охватывать широкий спектр стадий – от стадии собственной безопасности до индивидуалистической. Импульсивная, автономная и интегрированная стадии достаточно редки в этом возрастном промежутке. Большинство людей в период юности проходят этапы от конформизма к подлинной интернализации ценностей на сознательной стадии. Они начинают принимать независимые решения, воспринимать себя как авторов собственных поступков и принимать ответственность за своё поведение [3]. Практическое применение теории развития эго Существуют теоретические и эмпирические доказательства того, что люди с трудом понимают аргументы и взгляды, находящиеся на более высоком уровне, чем их собственный текущий уровень развития эго (Blasi, 1976; Rest, 1979; Rest, Turiel & Kohlberg, 1969) (Цит. по [1]). Утверждение, характерное для более высокой стадии развития, чем их собственная, люди, скорее всего, неправильно поймут и истолкуют с помощью объяснений, характерных для их собственного или более низкого уровня развития. Этот феномен распространяется и на учёных и теоретиков. Чтобы помочь личностному прогрессу человека, нужно знать, на какой стадии он сейчас находится и как измерить малейшие продвижения вперёд. Для эмпирического изучения уровня развития эго используют тест незаконченных предложений Дж.Ловингер [2] и интервью о моральных дилеммах. Следует помнить, что тот, кто представляет точку зрения автономного уровня в группе, состоящей из представителей сознательно-конформистской стадии, рискует быть непонятым и отвергнутым. Однако, представляя точку зрения более низкого уровня – скажем, конформистскую в группе с преобладанием сознательного уровня – также не следует рассчитывать на нечто большее, чем снисхождение и более или менее скрытое отвержение. Очень трудно произвести изменения в эго-уровне. Тем не менее, работы Кольберга, в тюрьмах и в высших школах, показали эффективность «справедливой общины» - системы самоуправления и подчинения разработанной самими членами группы конституции. По теории Кольберга, в процессе самоуправления неизбежно возникают моральные дилеммы, и их свободное обсуждение и предоставление молодым людям аргументированной позиции следующего за их собственным уровня будет способствовать их личностному росту. Уоррен и её сотрудники разрабатывали концепцию, согласно которой психологическая коррекция и тот, кто её осуществляет (например, воспитатель в колонии) должны подбираться таким образом, чтобы соответствовать эго-уровню и, возможно, некоторым другим характеристикам делинквента [1]. Таким образом, теория развития эго Дж.Ловингер может быть использована для оптимизации взаимоотношений в группе. Она может служить основой для диагностики и коррекции развития эго, как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Литература: 1. Loevinger, J. Ego development in adolescence. In: Adolescent Behavior and Society. A Book of Readings: McGraw-Hill Publishing Company, 1990. – p.111. 2. Loevinger, J. Revision of the sentence completion test for ego development// Journal of Personality and Social Psychology, 48, 420-427. 3. Muus Rolf E. Moral judgment and ego development. In: Adolescent Behavior and Society. A Book of Readings: McGraw-Hill Publishing Company, 1990. – p.87.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|