Современные подходы к теории развития эго и оптимизации межличностных отношений в группах

Термин «развитие эго» используется психологами в разных значениях в зависимости от контекста. В англоязычной психологической литературе под «развитием эго» зачастую подразумевают развитие характера и морального сознания. Психоаналитики пользуются термином «развитие эго», чтобы обозначить самый ранний период развития личности – первые два или три года жизни. Джейн Ловингер, автор теории «развития эго» возражает против психоаналитического использования данного термина, так как в этом случае «не остаётся названия для описания драматического характера развития в ранней юности». Она употребляет «развитие эго» в значении континуума, представляющего собой одновременно «последовательность развития и средство измерения индивидуальных различий между людьми каждого возраста» [1; 111].

Самая первая стадия развития эго – импульсивная. Это – норма для раннего детства, но она встречается даже в старшей школе и не бросается в глаза как нечто ненормальное. Личность на этой стадии потакает всем своим желаниям, движима прихотями и капризами и поглощена удовлетворением физических потребностей. Любые правила воспринимаются как проявление деспотической власти. Мир человеческих отношений выступает в сверхупрощённых терминах: люди делятся на хороших (для меня) и плохих (для меня). Моральные качества легко путаются с внешней опрятностью. Деньги, внешняя привлекательность, благоприятное окружение, выдающийся талант или наглость могут помочь этим людям выжить в обществе. Большинство людей перерастают эту стадию, самое позднее, в старших классах школы.

Следующий уровень называется «стадия собственной безопасности». Люди на этой стадии способны сдерживать собственные желания и откладывать удовлетворение потребностей. Однако они всё ещё сконцентрированы на сиюминутном удовлетворении и избегании затруднений. Правила воспринимаются и понимаются, но используются в основном для собственной выгоды. Взрослые и старшие юноши, оставшиеся на этой стадии, могут быть враждебными, манипулятивными, эксплуатирующими, озабоченными тем, чтобы не быть обманутыми. Насмешки распространены среди них.

Стадия конформизма распространена в средней и старшей школе. Конформисты считаются с окружающими в силу своей обеспокоенности социальным принятием и одобрением. Они пытаются подражать членам своей группы и ищут их одобрения. Их мышление включает упрощённые клише и стереотипы, они поверхностны и озабочены внешним видом.

Сознательно-конформистская стадия является переходным звеном. Иногда её называют стадией самоосознавания. Прежний акцент на групповых нормах и принятии уступает дорогу вниманию к собственным ценностям. Личность на этой стадии видит более, чем одно решение проблемы и распознаёт исключения из правил.

Сознательная стадия. Появляется более сложное представление о межличностном мире: люди имеют различные потребности и множество индивидуальных особенностей. Развивается самокритичность, человек ставит перед собой долговременные цели и берёт на себя обязательства. Этот уровень эго-развития распространён в поздней юности.

Индивидуалистическая стадия. На этом переходном уровне возрастают уважение к индивидуальности и терпимость к различиям среди людей (иногда в парадоксальном сочетании с нетерпимостью к предубеждённым людям). Этот уровень эго-развития встречается у наиболее зрелых представителей периода поздней юности.

Автономная стадия. Автономные личности мыслят в терминах психологических последствий и проявляют возрастающую толерантность к тем, кто отличается от них. Они сами управляют своим поведением, способны выдерживать неопределённость и справляться с внутренним конфликтом.

Интегрированная стадия редко встречается даже среди взрослых людей, характерна для самоактуализирующихся личностей. Они имеют устойчивую идентичность и способны интегрировать личные потребности с социальной реальностью [3; 89].

В отличие от других теорий развития, прохождение этих стадий в теории Дж.Ловингер не связывается с конкретным возрастом. Так, например, юношеский возраст может охватывать широкий спектр стадий – от стадии собственной безопасности до индивидуалистической. Импульсивная, автономная и интегрированная стадии достаточно редки в этом возрастном промежутке. Большинство людей в период юности проходят этапы от конформизма к подлинной интернализации ценностей на сознательной стадии. Они начинают принимать независимые решения, воспринимать себя как авторов собственных поступков и принимать ответственность за своё поведение [3].

Практическое применение теории развития эго Существуют теоретические и эмпирические доказательства того, что люди с трудом понимают аргументы и взгляды, находящиеся на более высоком уровне, чем их собственный текущий уровень развития эго (Blasi, 1976; Rest, 1979; Rest, Turiel & Kohlberg, 1969) (Цит. по [1]). Утверждение, характерное для более высокой стадии развития, чем их собственная, люди, скорее всего, неправильно поймут и истолкуют с помощью объяснений, характерных для их собственного или более низкого уровня развития. Этот феномен распространяется и на учёных и теоретиков.

Чтобы помочь личностному прогрессу человека, нужно знать, на какой стадии он сейчас находится и как измерить малейшие продвижения вперёд. Для эмпирического изучения уровня развития эго используют тест незаконченных предложений Дж.Ловингер [2] и интервью о моральных дилеммах.

Следует помнить, что тот, кто представляет точку зрения автономного уровня в группе, состоящей из представителей сознательно-конформистской стадии, рискует быть непонятым и отвергнутым. Однако, представляя точку зрения более низкого уровня – скажем, конформистскую в группе с преобладанием сознательного уровня – также не следует рассчитывать на нечто большее, чем снисхождение и более или менее скрытое отвержение.

Очень трудно произвести изменения в эго-уровне. Тем не менее, работы Кольберга, в тюрьмах и в высших школах, показали эффективность «справедливой общины» - системы самоуправления и подчинения разработанной самими членами группы конституции. По теории Кольберга, в процессе самоуправления неизбежно возникают моральные дилеммы, и их свободное обсуждение и предоставление молодым людям аргументированной позиции следующего за их собственным уровня будет способствовать их личностному росту. Уоррен и её сотрудники разрабатывали концепцию, согласно которой психологическая коррекция и тот, кто её осуществляет (например, воспитатель в колонии) должны подбираться таким образом, чтобы соответствовать эго-уровню и, возможно, некоторым другим характеристикам делинквента [1]. Таким образом, теория развития эго Дж.Ловингер может быть использована для оптимизации взаимоотношений в группе. Она может служить основой для диагностики и коррекции развития эго, как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Литература: 1. Loevinger, J. Ego development in adolescence. In: Adolescent Behavior and Society. A Book of Readings: McGraw-Hill Publishing Company, 1990. – p.111. 2. Loevinger, J. Revision of the sentence completion test for ego development// Journal of Personality and Social Psychology, 48, 420-427. 3. Muus Rolf E. Moral judgment and ego development. In: Adolescent Behavior and Society. A Book of Readings: McGraw-Hill Publishing Company, 1990. – p.87.

 



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития любви, или первая любовь
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Критерии и стадии развития зависимости: алкоголизм и наркомания
  • Стадии психосексуального развития
  • Стадии психосексуального развития
  • Стадии развития Любви
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • О назальной стадии развития либидо
  • Стадии развития травматической реакции-2
  • Стадии развития начинающего аналитика.
  • Стадии развития женщины и женского Анимуса
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь