|
4 стадии развития нарушений учебных навыковАвтор статьи: Гончарова Виктория Викторовна
Эта модель, разработана в Германии в 80-х годах. Терапия учебных навыков - это психолого-педагогическая помощь детям, подросткам, родителям, учителям и другим специалистам. Это не репетиторство и не логопедия в понятии лечебной логопедии. Как чувствует себя ребенок с легастенией (дислексией, дисграфией), когда его просят прочитать текст? Попробуйте прочесть в течение 1 минуты. Oпдехчдв даоге деражитых бедетьнй, дуташеетваннижи отдфезилиер падбше. Еа фекой лестноетр стеле бееелее. Даявиличр тениотье роци и эелёньа дужайжи. Ререз пва днж дутиики вешди в опромньй дее. Удалось прочитать? Так примерно видит текст любой ребенок с дислексией. Вот оригинал. Отдохнув после пережитых бедствий, путешественники отправились дальше. За рекой местность стала веселее. Появились тенистые рощи и зелёные лужайки. Через два дня путники вошли в огромный лес. Какие причины возникновения нарушений учебных навыков. В разных научных областях рассматриваются следующие основные причины возникновения нарушений учебных навыков: → генетические (нарушения определенных генов на хромосомном уровне, отвечающих за раннее развитие отдельных центров головного мозга) → нейробиологические (когнитивные нарушения переработки и сохранения информации: включают в себя особенности функций головного мозга в переработке визуальных и аудитивных восприятий и языковой информации): → нейропсихологические, включая: фонологическое осознание как базис приобретения навыков письменного языка, процессы в головном мозге, отвечающие за переработку числовой информации и др. Неблагоприятные факторы, которые усугубляют процесс: · взаимодействие и отношения между родителями и ребенком; · взаимодействие и отношение между учителем и ребенком; · взаимодействие и отношение между сверстниками и ребенком; · неправильно подобранная методика преподавания. 4 стадии, которые проходит ребенок с нарушениями учебных навыков Модель проф. Бетц и Бройнингер 1 стадия «Дефицит начинает действовать» О- окружение ребенка Ш- школьник (в частности не личности школьника а его самооценки) У - это успеваемость ребенка
Дети с нарушениями замечают, что другие ребята быстрее читают, лучше передают текст, больше понимают. Они прикладывают усилия, но не получают того же результата. В этот моменты снижается самооценка, появляются первые ошибки. Ребенок начинает думать и пытается найти первые заключения о своих способностях. Это внутренний психический круг, который отвечает только за внутренний мир ребенка. Но эти ошибки влияют и на окружение ребенка, у них появляется разочарование. Как действует окружение? Применяет воспитательные меры (пока ты не сделаешь уроки, ты не пойдешь гулять, давай еще раз повторим, давай еще раз сделаем и т.д.). Ребенок с дефицитом переходит во вторую стадию. 2 стадия = «Период компенсаций»
Дефицита продолжает действовать. Окружение начинает контактировать между собой: родители обращаются в школу и наоборот. Все ищут причины, проблемы, действия. Ребенок тоже ищет объяснения: что со мной не так? И радуется, когда ставят диагноз, что у него просто болезнь. Болезнь = освобождение! Но самооценка ребенка продолжает падать, появляются первые защитные реакции. Ребенок пытается привлечь к себе внимание за счет поведенческих компенсаций: уходит в себя, перестаёт разговаривать в школе или дома, становится агрессивным. На этой стадии успеваемость уходит на задний план. После этого мы идем, конечно, в третью стадию, поскольку здесь успеваемость не играет роли и нарушение развивается дальше. 3 стадия = «Нарушения навыков обучения переходит в неуспеваемость»
Школьник пытается найти объяснение для своих школьных неудач. Речь идет уже о пробелах в знаниях, это становится заметным для окружения. Ребенок компенсирует дальше за счет своего поведения, окружение реагируют со своими контрмерами. Это критический момент! У ребёнка появляется страх перед школой, страх рассказать дома, что он получил плохую оценку, страх рассказать, что не понял чего- то и т. д. Защитная реакция ребенка – это уклонение от учебы, прогуливание либо отпрашивание из школы, частые болезни и т. д. Что же происходит между окружением и успеваемостью: разочарование остается и появляется чувство беспомощности, как у педагогов, так и у родителей. 4 стадия = «Неуспеваемость становится установкой»
Все проявления остаются на месте, с неуспеваемостью и нарушением учебных навыков все свыклись и приняли. У ребенка развивается ожидание неудач: зачем прикладывать усилия, если все равно это не смогу. Опасность этой стадии в том, неудачи из школы переносятся на увлечения ребенка, на отношения с другими. Ребенок становится другим и постоянно ожидает неудачи. Окружение тоже защищает себя от разочарования, беспомощности, появляется недоверие к ребенку. Четвертая стадия считается стадией, когда ребенок становится нетерапируемым. Неужели помочь невозможно? Возможно. НО! Необходимо очень много времени и много терпения. И даже в этом случае необходимо понимать, что это ожидание неудачи пожизненно будет появляться в той или иной сфере жизни. Что дальше? Из четвертой стадии развивается стабильная негативная структура обучения: Что это? Школьник и его окружение находятся во враждебном климате. Компенсации и контроль давления остаются. Успеваемость снижается, неудачи в учебе от успеваемости к ребенку вызывает страхи. Опасность состоит в том, что этот страх может генерализоваться и перенестись на остальные сферы жизни. У ребенка появляются блокады. Между окружением и успеваемостью остаются ожидания, требования, разочарования, беспокойство и появляется страх: у ребенка нет будущего, ребенок не справится, ребенок закончит жизнь под мостом. Как прервать эту систему? Самый важный момент – побороть стресс! Что для этого полезно? Это конечно глубокая релаксация. С этого начинается любая терапия. Следующий момент — педагогическая кинезиология – активировать оба полушария головного мозга для того, чтобы в стрессовой ситуации ребенок мог черпать информацию из обоих полушарий головного мозга. Игры. Заниматься с детьми с нарушениями учебных навыков лучше всего в игровой форме, поскольку это не только профилактика, но они тренировка восприятия, концентрации, развитие речи, коммуникации, пространственное мышление, развитие фантазии, креативности, развитие реакций. Мотивация. Необходима мотивация на желание снова учиться, которая идет изнутри, а не для кого-то: для учителей и для мамы с папой. Цель мотивации – это восстановление уверенности в себе, развитие самостоятельности ребенка и умение применять стратегии. Необходимо помогать детям приобретать новые продуктивные стратегии учебы и для этого, естественно, необходимо участие, поддержка со стороны родителей. Тогда формируется Позитивная структура обучения Действия родителя · Определиться, действительно ли это нарушение учебных навыков: провести диагностику дислексии, дисграфии и дискалькулии. · Решить для себя, как действовать! Обратиться к специалисту или попытаться помочь ребенку самому, изучая материалы по теме. Записаться на собеседование к руководителю онлайн-школы https://vk.com/pro_shkola_online
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|