Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ?

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М.). Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).
Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны одноклассников или педагога). В этих ситуациях понятно происхождение состояния тревоги и бесспорно, что ребенку необходима помощь.
Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся событий, так называемого «стресса обыденной жизни» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).
Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).
Постоянная тревога скорее негативно сказывается на качестве обучения и общения ребенка, но в некоторых случаях она может оказывать и мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям» (Прихожан А.М.)
Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Тревожность как качество личности: тревожность как фон жизни присуща ребенку, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких.
Мама неуверенной в себе Кати (7 лет) во время беседы сидит на краешке стула, ломает пальцы, вся напряжена, за все время ни разу не улыбнулась. Такой же вижу девочку каждый раз перед классом: лицо серьезное, даже испуганное, здоровается сухо, никому не улыбается, как будто ждет подвоха.
 Здесь сложно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передается по наследству. Мне кажется, что многое зависит от врожденного типа реагирования нервной системы.

Тревожность возрастная: с этой тревожностью чаще всего сталкиваешься в классах шестилеток. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка, родители пришли за ним на пять минут позже и т.д

Тревожность ситуативная: эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений.                                                                                  
Школьная тревожность является разновидностью ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, отвечать у доски, боится ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у детей, к которым предъявляются завышенные требования и кого постоянно сравнивают с более успешными братьями и сестрами. Тревожные дети быстро устают, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.
 Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ  ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

—Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;
—рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;
—создать ситуацию успешности, компетентности;
—дать выход активности и агрессии ребенка;

Рекомендации для родителей.

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
 Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.

 



Просмотров: 684
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Откуда берется школьная тревожность? Причина шестая – смена или непринятие ребенка классом
  • Ребенок боится ЕГЭ/ОГЭ. Снижаем тревожность перед экзаменом 15 важных пунктов.
  • Агрессия и тревожность ребенка в детском доме... психологу в помощь сенсорная комната
  • Может ли школьная тревожность передаваться по наследству?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Тревожность. Помощь тревожному ребенку
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как помочь ребенку преодолеть страх отвечать у доски
  • Как тревожность мешает ребенку учиться!
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Детский нейропсихолог: кто это такой и чем он может помочь ребенку?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина пятая – повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Как понять причины проблем - спросите внутреннего ребенка. Упражнение №5
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь