Агрессия и тревожность ребенка в детском доме... психологу в помощь сенсорная комната

АГРЕССИЯ И  ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ ДОМЕ...ПРОБЛЕМА СЕГОДНЯ. ПСИХОЛОГУ В ПОМОЩЬ СЕНСОРНАЯ КОМНАТА.

 

Силина Екатерина Владимировна

педагог-психолог КГКОУ Детский дом 6 г. Хабаровск

 

         Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы педагога-психолога детского дома является профилактика и устранение агрессии и тревожности детей.

         Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из семьи и помещения для проживания в интернатное учреждение, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников, и, как правило, делают это довольно агрессивно.

         Ребенок, проживающий в детском доме, находится постоянно в ситуации "вынужденного контроля" окружающей действительности, как следствия уже пережившей травмы утраты семьи. А значит в ситуации беспокойства и проявления тревоги.

          Без определенных условий: материально - технических, подготовленности и компетентности  педагога-психолога, проведение мониторинга уровня агрессии и тревожности, просветительская работа по проблеме среди педагогов, а также непосредственно коррекционная работа по преодолению и профилактики тревожности и агрессии положительного результата в решении данной проблемы не будет.

         В помощь психологу в работе с детской агрессией и тревожностью имеется сенсорная (релаксационная) комната в нашем детском доме. Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между педагогом-психологом и ребенком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и тем самым несут огромную коррекционную функцию. Сенсорная комната используется как мощный инструмент терапии по коррекции тревожности и агрессии, а также повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.

         В коррекционной работе по снятию и профилактики тревожности и агрессии сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия, в том числе и через визуализацию;
  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  • развитие двигательных функций;
  • создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к сознанию успешности ребенка через сказкотерапию.

         При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

         Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, "красивая пища для глаз" - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.

Светотерапия помогает при работе с тревожностью. Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме: - осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; - улучшают состояние иммунной системы; - регулируют функции многих гормонов; - задают и поддерживают ритм суточных колебаний.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало свои результаты.

         Сеансы в сенсорной комнате улучшают сон, растворяют страхи и агрессию, освобождают от лишней информации, ликвидируют последствия стрессовых факторов и просто помогают расслабиться.

Таким образом, для всего волшебства, что творит  сенсорная комната в нашем детском доме, имеется такое пространство, т.к. она организована особым образом, и включает особе  оборудование. Это затемненная комната с принципом зонирования:

Релаксационная зона:

- Пуфик с гранулами - удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

- 4 детских складных кресел - трасформеров - компактные кубики при раскрытии превращается в удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела.

- Аппарат «Горный воздух»

Эффективный немедикоментозный метод лечения и профилактики, тренировки организма,  включение внутренних резервов

-Ионизатор воздуха

Аппарат предназначен для обогащения воздуха жилых и нежилых помещений легкими аэроионами отрицательного знака. Аппарат применяется с целью получения общего оздоровительного эффекта, а также для очистки воздуха от пыли и микроорганизмов. 

Кроме того, для релаксационных занятий с детьми, подростками и взрослыми имеется музыкальный центр. набор CD -дисков для релаксации.

Активизирующий зона - оборудование со светооптическими эффектами:

- Мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна - в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков.

- Сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которую с помощью липучек крепятся мешочки из прочной ткани с разными наполнителями. Ходьба по «кочкам»-мешочкам полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.

- Детское панно «Кривое зеркало»- 4 штуки

Панно «Кривое зеркало» - это изогнутое зеркало вставленное в рамку. Зеркало сделано из небьющегося зеркального пластика. Двигаясь, меняя положение, ребенок видит, как меняются комната и размеры отдельных частей его тела: головы, глаз, рта, рук, туловища и т.д. И если обычное зеркало отражает все как есть, то кривое зеркало искажает порой все вокруг до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент необычности, неожиданности, сказочности.

- Детское панно «Звездное небо»

         В лист черного пластика, обрамленного в рамку, вмонтированы тончайшие фиброволокна. Звёзды и метеориты то загораясь, то затухая, завораживают, привлекают внимание.

- Звездная сеть с контроллером

         Сеть, в которую вплетены лампочки. Она подвешивается вертикально на стене.

- Звездный дождь

         Пучок из светооптических волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна. Изменяющиеся цвета обладают успокаивающим эффектом и в то же время активизируют познавательный опыт детей, концентрируют внимание.

 Занятия в сенсорной комнате проводятся ежедневно, с детьми школьного возраста по длительности составляют около 30 минут. По количеству детей это может быть как групповое занятие (в нашем случае до 4 воспитанников), так и индивидуальное.

Примерная структура занятия:

  1. Орг. момент. Готовность ребенка к занятию. Расположение на кресле, либо на пуфике. Эмоциональный настрой.
  2. Объяснение целей занятия.
  3. Разминка: На фоне расслабляющей музыки осуществляется выполнение релаксационных, дыхательных упражнений для всех частей тела.
  4. Основная часть: визуализация, сказкотерапия.
  5. Свободная расслабляющая звукотерапия.
  6. Рефлексия: обмен чувствами, эмоциями.
  7. Подведение итогов. Уход по сенсорной тропе.

 

 

Примерный комплекс дыхательных упражнений и разминки

         Учеными установлено, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыхания, при котором вдох производится быстро и энергично, а выдох - медленно, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох, напротив, тонизируют нервную систему, повышают уровень активности ее функционирования, создают определенное психическое напряжение. Для того чтобы использовать эту закономерность в целях регуляции психических состояний детей, рекомендуется овладеть соответствующими навыками, выработать которые помогут следующие успокаивающие упражнения. И так, дыхательные упражнения:

" Успокаивающее дыхание"

В исходном положении, стоя или сидя, сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг и медленно выдохните в него. Этот прием повторить четыре раза. Затем подобным же образом дважды выдохните в воображаемый квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступает успокоение.

"Выдыхание усталости"

Лежа на спине, расслабьтесь, установите медленное и ритмичное дыхание. Как можно ярче представьте, что с каждым вдохом легкие наполняет жизненная сила, а с каждым выдохом она распространяется по всему телу.

" Зевок"

Закройте глаза, как можно шире откройте рот, напрягите ротовую полость, как бы произнося низкое растянутое «у-у-у». В это время как можно ярче представьте, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела. Повышению эффективности зевка способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая положительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.

" Пресс"

Представьте внутри себя на уровне груди мощный пресс. Делая короткий энергичный вдох, четко ощутите в груди этот пресс, его тяжесть, мощь. Производя медленный, продолжительный выдох, мысленно «опускайте» пресс вниз, представляя, как он подавляет, вытесняет накопившуюся в теле психическую напряженность, отрицательные эмоции. В конце упражнения «пресс» как бы выстреливает негативные переживания в землю

Психоразминка:

 

  • Мое лицо спокойно.
  • Губы и зубы разжаты.
  • Расслабляются мышцы шеи и затылка.
  • Лицо полностью расслабленное, спокойное, неподвижное.
  • Мое внимание переходит на мои руки. Пальцы и кисти расслабляются
  • Предплечья и локти расслабляются.
  • Мои руки полностью расслаблены, неподвижны.
  • Мое внимание переходит на мое лицо.
  • Мое лицо полностью расслабленное, спокойное, неподвижное.
  • Мое внимание переходит на мои ноги.
  • Мои ноги начинают расслабляться и тяжелеть.
  • Мои подошвы и голеностопы расслабляются и тяжелеют.
  • Мои бедра и таз расслабляются и тяжелеют.
  • Мои ноги полностью расслабленные, неподвижные и тяжелые.
  • Мое внимание на моих расслабленных стопах и пальцах.
  • Они расслабленные, вялые, приятно утомленные.
  • Мое внимание переходит на мое туловище.
  • Мое туловище полностью расслабленное.
  • Мое внимание на моей груди.
  • Мое дыхание спокойное, ритмичное, легкое и свободное.
  • Сердце бьется спокойно, ровно, оно отдыхает.
  • Весь мой организм отдыхает.
  • Я отдыхаю и успокаиваюсь.
  • Мне удобно и спокойно.
  • Я совершенно спокоен.

         Слова произносятся медленно, каждая формула повторяется два и более раз.

         Визуализация для погружения в волшебный мир воображения разнообразная. Мы используем такие визуализации, как "Океан", "На пляжу", "В лесу", "В космос", "Розовый куст", "Мягкость и нежность", "Я капитан своего Я", "Четыре желания и пр."

            Приведу пример визуализации "Пляж".

            Вы пришли на пляж. Ветер развевает ваши волосы, солнечный свет пробивается сквозь окно и падает на ваши ноги. Вы видите людей в купальных костюмах, идущих с пляжными креслами, покрывалами и едой в корзинках для пикников. Идя по пляжу, слышите шелест волны, накатывающейся на берег, вдыхаете соленый воздух. Вы находите тихое местечко на пляже, подальше от людей, и расстилаете покрывало и располагаетесь на нем. Вы устали от вождения и сейчас позволяете своим мышцам расслабиться, нанося солнцезащитный крем. Ваши ноги свободно лежат на песке.

            Вы расслабились. Теперь вы чувствуете запах соли в воздухе. Кажется, будто капельки воды падают на вас со звуком прибоя и так же нежно откатываются назад в море. Вокруг лишь солнце и море. Яркий желтый свет солнца и песка контрастирует с живой синевой моря, но это лишь естественное сочетание природных красок. Вы закрываете глаза и пропускаете через себя все эти ощущения.

            Кажется, что солнечный свет движется по вашему телу. Сначала ваши руки согреваются под лучами солнца. Вы чувствуете, как тепло проходит по ним, это помогает вам расслабиться. Затем солнце начинает ласкать ваши ноги, они тоже становятся теплыми. Затем солнце согревает вашу грудь - область солнечного сплетения расслаблена и согрета. Но солнце не останавливается. Оно движется к вашему животу и заставляет его расслабиться своим теплом. Будто подчиняясь вашему желанию, солнце переходит ко лбу, неся с собой тепло и расслабление. Теперь все ваше тело согрето. Ваши мышцы расслаблены, и вам кажется, будто вы утопаете в песке. Солнечное тепло покалывает ваше тело.

            Расслабившись, вы прислушиваетесь к крику чаек. Они парят над морем. Они свободны, легки и умиротворены. Улетая в море, они уносят с собой все ваши заботы и проблемы. Вы расслаблены, у вас больше нет забот и проблем. Вы думаете только об ощущении тяжести, тепла и покалывания в своем теле и больше ни о чем. Вы полностью расслаблены. Весь день вы провели в таком расслабленном состоянии, и солнце уже садится. Чувствуя, что оно исчезает, вы открываете глаза. Вы расслаблены и довольны.       У вас нет забот, у вас нет проблем. Вы смотрите на чаек, унесших ваши проблемы за море, и благодарите их. Пробудившись, вы встаете и потягиваетесь. Вы чувствуете все еще теплый, но уже остывающий песок под ногами, и вам ужасно хорошо. Вам так хорошо, что вы думаете о том, как приятно будет ехать домой на машине. Вы сворачиваете покрывало и уходите с пляжа, унося с собой ощущение расслабленности и счастья. Вы прощаетесь с пляжем, но знаете, что сможете в любое время вернуться туда.

Особенности, значение проведения сказкотерапии на занятии в сенсорной комнате

         Важной специфической особенностью коррекционно-развивающей работы в сенсорной комнате методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка для усиления воспитательного эффекта, на подсознательные установки и сознательные идеалы личности, а через них – на поведение и деятельность. Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к их восприятию: чтение литературного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и т.д. именно такой подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции.

 Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств – слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния, способствующего реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию. Сказки в нашем репертуаре разнообразные. Это дидактические, художественные, профилактические, медиативные.

Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с ребенком поможет в:

- самопознании ребенка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.

Динамику уровня агрессии и тревожности можно проследить в диаграмме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты психодиагностики личностной тревожности

В. Амен (младшие школьники)

Опросник Спилбергера (старшие школьники)

Сентябрь, 2011

Исследуемых 57 человек

 

 

 

 

 

 

Апрель, 2012

Исследуемых: 55 человек

 

 

 

 

 

 

Результаты психодиагностики агрессии

Тест Вагнера, проективные методики (младшие школьники)

Тест Басса - Дарки (старшие школьники)

Сентябрь, 2011

Апрель, 2012

 

 

         Таким образом, анализируя результаты психодиагностики, а также проводя систематическую коррекционно-развивающую работу по снятию и устранению агрессии и тревожности в особо организованной среде -сенсорной (релаксационной) комнате, необходимо отметить положительную динамику у воспитанников по снижению агрессии и тревожности и значимость релаксационных мероприятий в работе педагога-психолога детского дома.

 



Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Лицо агрессии. Работа через зеркальный образ "я".
  • "Гляжусь в тебя, как в зеркало..." - Какого цвета ваши чувства?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • "Хроники школьного психолога" Упражнение «Кривое зеркало»
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Принять" или "бороться": о психологическом принятии своего тела.
  • О родительской агрессии. Беседа "Благослови зверей и детей"
  • "Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Человек без агрессии". О вреде не присвоенных чувств
  • "Одна комната, за разными дверьми"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь