|
Что должен знать каждый человек о тревожности.Автор статьи: Фёдор Петрович Токарев
Что должен знать каждый человек о тревожности.
Он осторожно разложил столбиками на прилавке медяки, монетки по десять и двадцать пять центов, словно шахматист, что ждет с тревогой — вознесет ли его следующий ход к вершинам торжества или погрузит в бездну отчаянья.
Рэй Брэдбери, «Вино из одуванчиков».
Ежедневно с экранов телевизоров мы наблюдаем за " идеальными" людьми: у них все есть (дом, машина, дача), они успешны на работе и в семье, их дети настоящие вундеркинды, способные поступить в Оксфорд или Гарвард. В социальных сетях мы с восхищением разглядываем девушек и мужчин с красивой фигурой и модной одеждой, смотрим видеоролики с талантливыми людьми. И однажды нам в голову может прийти один вопрос: «а что если у нас все не так, как у них?». Раздумывая над этим, один скажет: «я благодарен своей жизни за все то, что у меня есть», а другой поддастся тревоге и будет мыслить следующим образом : «у меня нет способностей, у меня ничего не получится, моя карьера пойдет ко дну, у меня никогда не будет теплых отношений с мужем.....». И так замкнутый круг. На сегодняшний день избыточный уровень тревоги стал довольно распространенным явлением. Кастинг на рынке труда, который отсеивает слабых и оставляет лишь активных, способных и коммуникабельных, необходимость соответствовать негласным стандартам, шум, спешка прохожих....Механизм нашей жизни настолько запущен и автоматизирован, что мы находим время на отдых, на занятие своими любимыми делами лишь изредка. Все это приводит к накоплению волнения и чувства опасности за свою будущую жизнь. Подобное человек переживает, когда испытывает угрозу своему " Я". Однако тревога может вызываться объективными и актуальными угрозами. В том случае, когда она пропорциональна степени вероятной опасности, ее можно считать нормальным явлением.
Таким образом, психологи выделяют два основных вида тревожности: • Ситуативная тревожность. Появляется в ответ на ситуативную угрозу и продолжается до завершения угрожающей ситуации. Адекватный уровень беспокойства, соответствующий степени опасности, не только является вполне нормальным, но и играет положительную роль. Это состояние позволяет мобилизировать необходимые ресурсы, которые позволяют человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Стоит отметить, что чрезмерно низкий уровень ситуативной тревожности может привести к плохим последствиям. Например, когда человек перед лицом серьезной опасности демонстрирует безответственность и безалаберность. • Личностная или хроническая тревожность. Ее можно определить как повышенную склонность к переживанию тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, внутренней готовностью воспринимать любое событие как опасное и неблагоприятное. Люди с высокими показателями личностной тревожности насторожены, испытывают внутреннее напряжение и воспринимают объективно безопасные ситуации и предметы в качестве угрожающих. Первые признаки повышенной тревожности: 1) Частое проявление беспокойства и тревоги 2) Большое количество страхов в тех ситуациях, когда, казалось бы, ничего не грозит (" вдруг что-нибудь случится") 3) Острые реакции на неудачи 4) Отказ от деятельности, в которой встречаются затруднения 4) Склонность к вредным привычкам (грызть ногти, сосать палец, теребить предметы)
Причины появления и развития тревожности. На данный момент преобладает точка зрения, что тревожность формируется прижизненно, накладываясь на особенности нервной системы. В дошкольном и младшем школьном возрасте главным фактором развития тревожности выступают детско-родительские отношения, в более взрослом она способна порождаться внутриличностными конфликтами, преимущественно самооценочного характера. Так как на формирование тревожности сильное влияние оказывают взаимоотношения в семье, то далее перечислим некоторые негативные варианты развития. Отвержение и непринятие матерью ребенка вызывает рост тревожности из-за невозможности удовлетворения потребности в любви и защите. У ребенка возникает ощущение условности материнской любви («если я сделаю плохо, то меня не будут любить»). Симбиотические отношения с матерью, которая стремится оградить ребенка от трудностей и неприятностей жизни, так же могут влиять на рост тревожности. Мать «привязывает» к себе ребенка, ограждая от воображаемых и несуществующих опасностей. У ребенка появляется чрезмерное беспокойство, когда он остается без матери, так как не научился самостоятельно оценивать и справляться с трудностями. Завышенные требования к себе и к ребенку также продуцируют рост тревоги, так как возникает боязнь не справиться, сделать не так как нужно. Склонность родителей к постоянным опасениям и беспокойству влияет на ребенка, формируя сходную модель поведения. Ребенок «впитывает» настроения взрослых и перенимает способы реагирования на внешний мир.
Рекомендации. Чтобы помочь своему ребенку избежать формирования высокой личностной тревожности, необходимо руководствоваться некоторыми правилами. - Будьте более эмоциональны в присутствии ребенка, ясно и четко выражать свое отношение ко всему, что может быть объектом его восприятия. Это необходимо для формирования собственной системы оценок ребенка окружающего мира. - Давайте ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий. Даже если он действует неверно, по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить результат, а не одергивать по ходу дела. - Старайтесь быть максимально ласковыми с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на психическое развитие, способствует формированию уверенности в себе, чувства защищенности. Ваши требования должны быть постоянными и строиться с учетом реальных возможностей. -Не стоит уберегать свое чадо от всех трудностей, появляющихся на его пути, этим доказывая свою любовь. -Постарайтесь помочь ребенку найти дело, которое его заинтересует. Мы познакомились с различными видами тревожности, и теперь можем отличить ситуативную тревожность от личностной. Очень важно хоть иногда замедлять темп своей жизни, обращаться к самому себе и слушать свой внутренний голос, общаться с родителями, близкими друзьями, детьми. Ведь чем ближе мы будем друг к другу, чем больше поддержки будем давать и получать, тем увереннее и спокойнее будем двигаться по жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|