Развею все твои тревоги…О нетипичных проявлениях детской тревожности.

Развею все твои тревоги О нетипичных проявлениях детской тревожности

Прежде всего-о  тревоге и тревожности.  Тревога –чувство. А чувство  является закономерным ответом  на вызов среды. Чувство тревоги, например, являясь ответом  на  угрозу , внешнюю или эндогенную,  включает механизмы ее преодоления .Запускаются необходимые психофизиологические реакции, моделируются  поведенческие сценарии . Уходит  ситуация угрозы-уходит и реакция. То же –и со страхом,  мощным катализатором   инстинктивных  программ самосохранения.  Страх   также  иррационален  в  отсутствие опасности.

Но оказывается, и тревоги, и страхи считают себя вполне уместными даже тогда, когда  нет реальной угрозы для нашей жизни)))  Иногда они воспроизводятся там, где опасность существует лишь в нашем воображении. Причем  приходят эти чувства  в полном боевом обмундировании - с выбросом  кортизола в кровь, учащенным сердцебиением , спазмами в желудке, «медвежьей»болезнью и прочими симптомами  реагирования на стресс. В этом случае мы говорим об устойчивом психологическом  синдроме –тревожности.

Конечно,  трансформация тревоги в тревожность происходит при непосредственном участии человека. Как бы ни атаковали нас чувства ,  они никогда не интегрируются в наше  психическое пространство без приглашения. Помню цитату, но не помню автора : «Наши чувства подобны птицам, залетающим в крону деревьев. Едва ли мы можем с этим что-то сделать. Но мы можем не позволить им свить там гнезда».

Итак, если птицы все-таки свили гнезда…

Почему мы так охотно откликаемся на плохие эмоции, даже  предполагаемые? Они целесообразнее для нашего инстинкта самосохранения. . А от радости и удовольствия-никакого прока)

Но  случается и так, что  беспокойства и страхи  оберегают нас не от жизненных опасностей, а от самой жизни.

Пример. В  прошлом году я  работала с подростком, у которого были вроде бы замечательные родители - заботливые, любящие. Они никогда не сгружали его на бабушек, все время проводили с ним, вкладывали в него душевные силы и материальные средства. Но боже! Как он их ненавидел! Особенно маму! Она была основным транслятором страхов. Мальчик,  желая обрести мужественность , брутальность,  записался на тайский бокс. Мама запретила: «Ты что , тебе ж мозги отобьют».  Ему было , между прочим, 16 лет.

Хотел общаться со сверстниками, но в 9 вечера нужно было возвращаться домой. Ведь «на улице полно  хулиганья».

   Ложиться спать за полночь -  «Боже упаси! Завтра будет болеть голова».

И все вроде бы правильно, но приторно, невкусно, как картонный торт.

Так всегда происходит, когда подавляются чувства.

Мама ведь была уверена , что именно так должна проявляться материнская забота. На самом деле- транслировала жизнебоязнь.  Мальчик слышал : окружающий мир – очень опасное место ; жить в нем страшно. Лучше вообще не жить. У мальчика была попытка суицида. И только осознав эту угрозу, родители со скрипом стали менять свои деструктивные программы.

Многим известна анкета по выявлению тревожного ребенка(по Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко). Но она не охватывает всех возможных признаков тревожности.. Иногда они маскируются под что-то иное.

Мише 5 лет , посещает детский сад, охотно, без принуждения . Обычно тихий и послушный, он  превратился в маленького агрессора  и тирана.  В ответ на невинное требование  взрослого   начинает кричать , а может даже   замахнуться на него, или швырнуть  в папу или маму каким-нибудь  предметом .   Родители стали «ставить его в рамки», применяя наказание в ответ на психическую атаку ребенка. Но  - внимание!- в случае с Мишей эта стратегия  крайне опасна. Ведь речь идет о  детской тревожности.  Да-да , она может звучать как агрессия! 

Но как распознать , что лежит в основе гнева- упрямство и желание проверить  взрослого на прочность  или страх  и отчаяние?

Как понять  – это поведение  тирана  и агрессора или поведение робкого , стеснительного ребенка?

В случае с Мишей- второе.

 Конечно, важно рассматривать любой симптом в совокупности с другими.

Однако,  есть четкий критерий разграничения. Это качество злости. Агрессивный ребенок как бы расширяет себя в пространстве, он пытается раздвинуть свои границы.  Замечали, как напыживается, нахохливается воробей перед дракой? Как ощетинивается кот перед тем,  как напасть? Агрессивный ребенок тоже

 « нахохливается».

Ведь его злость обеспечена силой. Он упорствует, настаивает на своем, не уступает ни пяди, не слабеет в схватках с родителями. Может, конечно, и расплакаться, но это будут злые и упрямые слезы. И такому ребенку  нужна демонстрация ваших границ, ваших чувств в связи с его поведением.

 

А вот если речь о тревожном ребенке, то на его психическую атаку нужно отвечать иначе. Тревожный ребенок злится не от избытка силы, а ,напротив , от бессилия, от беспокойства.

 Если на тревожного ребенка повышают  голос, он «схлопывается» и теряет остатки сил.

В  отличие от агрессора , он не расширяет , а  как  бы утесняет себя в пространстве («стесняться», тоже означает «утесняться», «уменьшаться»).  Иногда до такой степени, что сводит себя в точку.

И это не преувеличение .Мне приходилось немало работать со взрослыми людьми , чей принцип «Извините за то, что я вообще есть». Почему так получилось? Родители не заметили вовремя, что тревожность – устойчивый синдром, не помогли, не защитили, не дали ресурса.

Исходя из сказанного , агрессивного  ребенка нужно «сузить», ставя его в рамки, а тревожного-«расширить», признавая его право на плохие эмоции, обеспечивая извне ресурсом и силой.

 

А вот еще нетипичное проявление тревожности.

Пятилетний Сережа –   спокойный,  немножко медлительный, скуповатый на эмоции. Настроение –ровное, внешне безмятежное. Он –отчаянный домосед. Саботирует любые попытки  родителей куда-то вытащить его –на кружки, развивающие занятия. А дома может часами складывать Лего ,  или играть на планшете.

Запрос мамы: что сделать , чтобы он хоть чего-то хотел? Ведь все из-под палки.

Отсутствие мотивации к деятельности – распространенное явление в среде , например, подростков. И на это есть иные, не связанные с тревожностью , причины.

Но пофигизм  у пятилетнего ребенка? Когда природа инвестировала в него огромный кредит энергии, любознательности! Когда ж он успел это все растратить? И на что, если мало двигается, мало чувствует?

 А вот в этом и скрыта проблема. Мальчик на самом деле сенсорный, ранимый. Но в семье  перманентные войны  между родителями-с угрозами, оскорблениями, взаимными унижениями.  И  это так больно, так тревожно,  что  если позволить себе чувствовать, то можно перегореть как утюг без терморегулятора.

Поэтому-долой все чувства! Ничего не хочу, ничего не буду! Отстаньте все от меня!

Ответ на запрос родителей   «что делать?» : перестаньте выяснять отношения при ребенке; проявляйте взаимное уважение, поддерживайте авторитет друг друга в глазах ребенка,  не отменяйте собственных запретов или поощрений!

И тогда , возможно, пространство боли заменится пространством  наслаждения, азарта и  увлечения!  Тогда проявится снова щенячий восторг перед жизнью, который так естественен для ребенка!

Есть тревожность как тревожность, а есть тревожность как выбранная стратегия поведения, как способ манипулирования взрослыми.

Танюше  уже 10 лет , но она испытывает ночные мистические   страхи.  Девочка боится засыпать одна и  требует , чтобы  мама  была с ней в комнате. И так продолжается …уже  год.

В процессе работы выяснилось, что девочка тяжело пережила развод родителей. Она не приняла отчима, и таким образом пытается разлучить маму с этим чужим дядей. Надеясь, что тогда родители будут снова вместе.

 

Как распознать , когда ребенок придуривается , а когда действительно боится?

Манипулятор всегда имеет четкую цель. Наша маленькая обманщица хотела , чтобы спала с ней только мама. Иногда приезжали родственники, и мама пыталась их подселить  к дочери. Но это всегда отвергалась девочкой, только мама-и точка!.

Но если бы ребенок действительно боялся какого-нибудь  Бабая, то ему было все равно , кто рядом –мама или, например,  бабушка. Важно, что это человек, способный защитить или успокоить.

Мне бесконечно интересна тема детской тревожности.  Интересно , какие наработки в этой области есть у моих коллег. Хотелось бы рассказать еще о применяемых мною психотехниках по преодолению тревожных состояний, но формат одной статьи тесен для этого. Так что об этом-в следующей статье.

Буду рада обратной связи))

 



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Я ведь тоже твой сын, мама! Я имею право!
  • Материнская депривация (то есть, когда мама игнорирует)
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Лайфхаки: как не сорваться на ребенка, если мама на грани?
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Ребенок боится ЕГЭ/ОГЭ. Снижаем тревожность перед экзаменом 15 важных пунктов.
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Моя мама хотела, чтобы я была ее крыльями...
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Родители. Как на самом деле вы относитесь к ним? Почему важно гармонизировать отношения с родителями?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь