|
Развею все твои тревоги…О нетипичных проявлениях детской тревожности.Автор статьи: Джандар Зарема Зауровна
Прежде всего-о тревоге и тревожности. Тревога –чувство. А чувство является закономерным ответом на вызов среды. Чувство тревоги, например, являясь ответом на угрозу , внешнюю или эндогенную, включает механизмы ее преодоления .Запускаются необходимые психофизиологические реакции, моделируются поведенческие сценарии . Уходит ситуация угрозы-уходит и реакция. То же –и со страхом, мощным катализатором инстинктивных программ самосохранения. Страх также иррационален в отсутствие опасности. Но оказывается, и тревоги, и страхи считают себя вполне уместными даже тогда, когда нет реальной угрозы для нашей жизни))) Иногда они воспроизводятся там, где опасность существует лишь в нашем воображении. Причем приходят эти чувства в полном боевом обмундировании - с выбросом кортизола в кровь, учащенным сердцебиением , спазмами в желудке, «медвежьей»болезнью и прочими симптомами реагирования на стресс. В этом случае мы говорим об устойчивом психологическом синдроме –тревожности. Конечно, трансформация тревоги в тревожность происходит при непосредственном участии человека. Как бы ни атаковали нас чувства , они никогда не интегрируются в наше психическое пространство без приглашения. Помню цитату, но не помню автора : «Наши чувства подобны птицам, залетающим в крону деревьев. Едва ли мы можем с этим что-то сделать. Но мы можем не позволить им свить там гнезда». Итак, если птицы все-таки свили гнезда… Почему мы так охотно откликаемся на плохие эмоции, даже предполагаемые? Они целесообразнее для нашего инстинкта самосохранения. . А от радости и удовольствия-никакого прока) Но случается и так, что беспокойства и страхи оберегают нас не от жизненных опасностей, а от самой жизни. Пример. В прошлом году я работала с подростком, у которого были вроде бы замечательные родители - заботливые, любящие. Они никогда не сгружали его на бабушек, все время проводили с ним, вкладывали в него душевные силы и материальные средства. Но боже! Как он их ненавидел! Особенно маму! Она была основным транслятором страхов. Мальчик, желая обрести мужественность , брутальность, записался на тайский бокс. Мама запретила: «Ты что , тебе ж мозги отобьют». Ему было , между прочим, 16 лет. Хотел общаться со сверстниками, но в 9 вечера нужно было возвращаться домой. Ведь «на улице полно хулиганья». Ложиться спать за полночь - «Боже упаси! Завтра будет болеть голова». И все вроде бы правильно, но приторно, невкусно, как картонный торт. Так всегда происходит, когда подавляются чувства. Мама ведь была уверена , что именно так должна проявляться материнская забота. На самом деле- транслировала жизнебоязнь. Мальчик слышал : окружающий мир – очень опасное место ; жить в нем страшно. Лучше вообще не жить. У мальчика была попытка суицида. И только осознав эту угрозу, родители со скрипом стали менять свои деструктивные программы. Многим известна анкета по выявлению тревожного ребенка(по Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко). Но она не охватывает всех возможных признаков тревожности.. Иногда они маскируются под что-то иное. Мише 5 лет , посещает детский сад, охотно, без принуждения . Обычно тихий и послушный, он превратился в маленького агрессора и тирана. В ответ на невинное требование взрослого начинает кричать , а может даже замахнуться на него, или швырнуть в папу или маму каким-нибудь предметом . Родители стали «ставить его в рамки», применяя наказание в ответ на психическую атаку ребенка. Но - внимание!- в случае с Мишей эта стратегия крайне опасна. Ведь речь идет о детской тревожности. Да-да , она может звучать как агрессия! Но как распознать , что лежит в основе гнева- упрямство и желание проверить взрослого на прочность или страх и отчаяние? Как понять – это поведение тирана и агрессора или поведение робкого , стеснительного ребенка? В случае с Мишей- второе. Конечно, важно рассматривать любой симптом в совокупности с другими. Однако, есть четкий критерий разграничения. Это качество злости. Агрессивный ребенок как бы расширяет себя в пространстве, он пытается раздвинуть свои границы. Замечали, как напыживается, нахохливается воробей перед дракой? Как ощетинивается кот перед тем, как напасть? Агрессивный ребенок тоже « нахохливается». Ведь его злость обеспечена силой. Он упорствует, настаивает на своем, не уступает ни пяди, не слабеет в схватках с родителями. Может, конечно, и расплакаться, но это будут злые и упрямые слезы. И такому ребенку нужна демонстрация ваших границ, ваших чувств в связи с его поведением.
А вот если речь о тревожном ребенке, то на его психическую атаку нужно отвечать иначе. Тревожный ребенок злится не от избытка силы, а ,напротив , от бессилия, от беспокойства. Если на тревожного ребенка повышают голос, он «схлопывается» и теряет остатки сил. В отличие от агрессора , он не расширяет , а как бы утесняет себя в пространстве («стесняться», тоже означает «утесняться», «уменьшаться»). Иногда до такой степени, что сводит себя в точку. И это не преувеличение .Мне приходилось немало работать со взрослыми людьми , чей принцип «Извините за то, что я вообще есть». Почему так получилось? Родители не заметили вовремя, что тревожность – устойчивый синдром, не помогли, не защитили, не дали ресурса. Исходя из сказанного , агрессивного ребенка нужно «сузить», ставя его в рамки, а тревожного-«расширить», признавая его право на плохие эмоции, обеспечивая извне ресурсом и силой.
А вот еще нетипичное проявление тревожности. Пятилетний Сережа – спокойный, немножко медлительный, скуповатый на эмоции. Настроение –ровное, внешне безмятежное. Он –отчаянный домосед. Саботирует любые попытки родителей куда-то вытащить его –на кружки, развивающие занятия. А дома может часами складывать Лего , или играть на планшете. Запрос мамы: что сделать , чтобы он хоть чего-то хотел? Ведь все из-под палки. Отсутствие мотивации к деятельности – распространенное явление в среде , например, подростков. И на это есть иные, не связанные с тревожностью , причины. Но пофигизм у пятилетнего ребенка? Когда природа инвестировала в него огромный кредит энергии, любознательности! Когда ж он успел это все растратить? И на что, если мало двигается, мало чувствует? А вот в этом и скрыта проблема. Мальчик на самом деле сенсорный, ранимый. Но в семье перманентные войны между родителями-с угрозами, оскорблениями, взаимными унижениями. И это так больно, так тревожно, что если позволить себе чувствовать, то можно перегореть как утюг без терморегулятора. Поэтому-долой все чувства! Ничего не хочу, ничего не буду! Отстаньте все от меня! Ответ на запрос родителей «что делать?» : перестаньте выяснять отношения при ребенке; проявляйте взаимное уважение, поддерживайте авторитет друг друга в глазах ребенка, не отменяйте собственных запретов или поощрений! И тогда , возможно, пространство боли заменится пространством наслаждения, азарта и увлечения! Тогда проявится снова щенячий восторг перед жизнью, который так естественен для ребенка! Есть тревожность как тревожность, а есть тревожность как выбранная стратегия поведения, как способ манипулирования взрослыми. Танюше уже 10 лет , но она испытывает ночные мистические страхи. Девочка боится засыпать одна и требует , чтобы мама была с ней в комнате. И так продолжается …уже год. В процессе работы выяснилось, что девочка тяжело пережила развод родителей. Она не приняла отчима, и таким образом пытается разлучить маму с этим чужим дядей. Надеясь, что тогда родители будут снова вместе.
Как распознать , когда ребенок придуривается , а когда действительно боится? Манипулятор всегда имеет четкую цель. Наша маленькая обманщица хотела , чтобы спала с ней только мама. Иногда приезжали родственники, и мама пыталась их подселить к дочери. Но это всегда отвергалась девочкой, только мама-и точка!. Но если бы ребенок действительно боялся какого-нибудь Бабая, то ему было все равно , кто рядом –мама или, например, бабушка. Важно, что это человек, способный защитить или успокоить. Мне бесконечно интересна тема детской тревожности. Интересно , какие наработки в этой области есть у моих коллег. Хотелось бы рассказать еще о применяемых мною психотехниках по преодолению тревожных состояний, но формат одной статьи тесен для этого. Так что об этом-в следующей статье. Буду рада обратной связи))
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|