Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения

Профессиональная психологическая деятельность включает в себя пять важных направлений – просвещение, диагностика, профилактика, консультирование и коррекция. Единство всех пяти компонентов представляет собой психологическое сопровождение психологического процесса, что способствует гармоничному развитию личности студентов, обучающихся в высшей школе.

В данной статье будут рассмотрены значимость психологического сопровождения во время обучения студентов, значение психологического просвещения и консультирования, а также возможности применения этих сфер деятельности в рамках ВУЗа.

Вопрос формирования в ВУЗе психологического сопровождения, под которым мы понимаем «систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития» [6], чрезвычайно важен и актуален на настоящем этапе развития высшего образования в Российской Федерации. Система образования на протяжении нескольких лет заявляется как личностно-ориентированная, то есть в основе обучения должна лежать главная ценность – развитие личности студента, вся система высшего образования должна быть направлена не только на передачу знаний, выработку профессиональных умений и навыков, но и на развитие личностных качеств. На наш взгляд, подобное развитие невозможно без применения психологических средств, так как образовательный процесс включает в себя две психологических составляющие – личность обучающегося и личность обучающего, существует объективная потребность в профессиональной психологической помощи в ВУЗе, так как «значительная часть детей ежедневно и ежечасно вынуждена обращаться за помощью к психологу». [5] В данной статье мы хотим уделить внимание таким психологическим явлениям как личностная тревожность и аутоагрессивное (самоповреждающее) поведение. К сожалению, в рамках высшей школы наблюдаются случаи аутоагрессии вследствие сложностей в обучении, которые могут быть связаны с различными причинами (конфликт с группой, преподавателем, неудачная сдача сессии и т.п.). Важность данного вопроса и необходимость использования профессиональной психологии связана с тем, что крайним вариантом аутоагрессивного поведения является самоубийство как последняя возможность выхода из психотравмирующей ситуации.

Однако существуют определенные ограничения в применении психологических средств в ВУЗе, например, невозможность провести психодиагностическое исследование всех студентов. Но, тем не менее, возможно и более того, необходимо развивать такие сферы деятельности психолога как просвещение и консультирование, о которых далее пойдет речь.

В случае наличия в ВУЗе психологической службы, необходимо подчеркнуть значение психопросвещения, которое может осуществляется в различных формах, например,  лекциях, беседах, семинаров, клубов, психологической газеты, разделов на вузовском сайте, сообщений по внутривузовскому радио. При  психологической работе со студентами следует учитывать особенности психического состояние человека, находящегося в кризисе. В частности, «психотравмирующее событие представляется человеку настолько чудовищным, противоречащим самим основам его жизни, что он, как правило, не может и/или не хочет поведать о нем людям из своего окружения и вместе с тем явно не в состоянии справиться с ним в одиночку» [3], При этом в повышенная тревожность может блокировать сознательную оценку ситуации и своего поведения, человек не может давать себе отчет в производимых действиях, то есть ответственность за осуществляемые поступки отсутствует. «Исход кризиса непредсказуем: неизвестно, выйдет ли вообще человек из кризиса, разрушения какой интенсивности и до какого основания предстоит ему пережить, продолжится ли после этого восходящее развитие или начнется падение». [4] В подобном состоянии риск проявления аутоагрессивного поведения повышается в разы, так как, по мнению человека, находящегося в кризисе, остался только один выход – прекращение своего существования. При этом просвещение студентов о существовании психологической службы, особенностях деятельности психолога, возможности получения поддержки и помощи позволит студенту найти выход из ситуации. Психологическое просвещение можно сравнить со светом маяка в темном бушующем море, который пробуждает надежду у моряков.

Не менее важны возможности осуществления психологического консультирования в ВУЗах, то есть оказания конкретной психологической помощи в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями, то есть абсолютно всех сфер жизни человека. Просвещение и консультирование составляют неразрывное единство, посредством информирования студенты узнают о наличии службы в ВУЗе, особенностях ее работы, а также сферы вопросов, с которыми можно обращаться к психологу. Последний аспект наиболее важен на настоящем этапе развития психологической науки, так как, к сожалению, в нашей стране уровень развития психологической культуры низок, люди чаще всего не различают психолога и психиатра, а предложение психологической помощи часто отвергается, сопровождаясь аргументами в виде «Я здоров, я не псих».

Рассматривая проблему повышенного уровня личностной тревожности, следует подчеркнуть важность психологической работы, так как «данные многих исследователей показывают отрицательное влияние неадекватной тревоги на продуктивность деятельности». [2] Под тревогой мы понимаем предчувствие опасности, состояние беспокойства. Подобное рассмотрение тревоги подчеркивает ее связь с другим эмоциональным проявлением, под которым понимаем «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула», то есть страх. [1] Повышение уровня страха и тревоги может негативно сказаться на всех сферах жизни студента.

При наличии квалифицированных психологических кадров возможно создание авторских программ работы со студентами с целью снижения личностной тревожности и аутоагрессии. На наш взгляд, при работе с тревожностью и аутоагрессивным поведением в рамках консультирования следует использовать активные методы работы, в частности, можно применять игры, вербальные и невербальные методы. Мы считаем, что наиболее целесообразно применять перечисленные методы в совокупности, например, включать вербализацию страха и тревоги, рисование в процесс игры, или, наоборот, строить игру на основании созданных страхов и рисунков. Помимо игровых методов и применения сказкотерапии в работе можно использовать разнообразные средства арт-терапии (например, фототерапию), достаточно эффективна песочная терапия, которая способствует не только снижению уровня тревожности, но и  снятию напряжения, релаксации.

Таким образом, систематическая работа психолога со студентами в рамках просвещения и консультирования в форме систематических психологических тренингов, созданных на основе запросов и проблем, которые позволяют получить знания, умения и навыки работы с психологическими проблемами учащихся определенного возраста.

 

Литература:

  1. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.
  2. Габдреева Г. Ш., Пейсахов Н. М. К методике самоуправления психическим состоянием (из опыта работы) //Вопросы психологии. 1982. №5.
  3. Копьёв А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии. //Вопросы психологии .1986. №4.
  4. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с.
  5. Пахальян В. Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. 2002. №6.
  6. Степанова М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы //Вопросы психологии.2004.№4.


Просмотров: 728
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • К проблеме практики психологической помощи в вузе
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Генезис страха у детей младшего школьного, подросткового возрастов и юношей, возможности психологической работы
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Методы психологического сопровождения спортивной деятельности
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • Как работать с жалобами на сексуальные проблемы в рамках психологического консультирования?
  • Логинова О.И. Как выбрать психолога для работы с психологической травмой?
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 3.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 2.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 1.
  • Каким должен быть Закон о психологической помощи в РФ
  • Методы оказания психологической помощи людям в ситуациях тяжёлых переживаний.
  • Комментарии и вопросы к проету ФЗ "О психологической помощи населению в Российской Федерации"
  • Отличие психологического иммунитета от психологической защиты
  • Что можно получить от психологической помощи
  • Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе
  • Теоретические вопросы психологической помощи
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • Возможности психологического консультирования в Интернете
  • Почему может быть трудно обратиться за психологической помощью?
  • Важность психологического консультирования родителей в желании помочь ребенку чувствовать себя любимым
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Мой вклад в развитие психиатрической и психологической помощи онкологическим пациентам
  • Для чего нужен психолог, или несколько слов об особенностях психологической помощи
  • Репетиторство в начальных классах и методы психологической помощи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь