|
Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведенияАвтор статьи: Зиновьева (Прыткова) Евгения Петровна
Профессиональная психологическая деятельность включает в себя пять важных направлений – просвещение, диагностика, профилактика, консультирование и коррекция. Единство всех пяти компонентов представляет собой психологическое сопровождение психологического процесса, что способствует гармоничному развитию личности студентов, обучающихся в высшей школе. В данной статье будут рассмотрены значимость психологического сопровождения во время обучения студентов, значение психологического просвещения и консультирования, а также возможности применения этих сфер деятельности в рамках ВУЗа. Вопрос формирования в ВУЗе психологического сопровождения, под которым мы понимаем «систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития» [6], чрезвычайно важен и актуален на настоящем этапе развития высшего образования в Российской Федерации. Система образования на протяжении нескольких лет заявляется как личностно-ориентированная, то есть в основе обучения должна лежать главная ценность – развитие личности студента, вся система высшего образования должна быть направлена не только на передачу знаний, выработку профессиональных умений и навыков, но и на развитие личностных качеств. На наш взгляд, подобное развитие невозможно без применения психологических средств, так как образовательный процесс включает в себя две психологических составляющие – личность обучающегося и личность обучающего, существует объективная потребность в профессиональной психологической помощи в ВУЗе, так как «значительная часть детей ежедневно и ежечасно вынуждена обращаться за помощью к психологу». [5] В данной статье мы хотим уделить внимание таким психологическим явлениям как личностная тревожность и аутоагрессивное (самоповреждающее) поведение. К сожалению, в рамках высшей школы наблюдаются случаи аутоагрессии вследствие сложностей в обучении, которые могут быть связаны с различными причинами (конфликт с группой, преподавателем, неудачная сдача сессии и т.п.). Важность данного вопроса и необходимость использования профессиональной психологии связана с тем, что крайним вариантом аутоагрессивного поведения является самоубийство как последняя возможность выхода из психотравмирующей ситуации. Однако существуют определенные ограничения в применении психологических средств в ВУЗе, например, невозможность провести психодиагностическое исследование всех студентов. Но, тем не менее, возможно и более того, необходимо развивать такие сферы деятельности психолога как просвещение и консультирование, о которых далее пойдет речь. В случае наличия в ВУЗе психологической службы, необходимо подчеркнуть значение психопросвещения, которое может осуществляется в различных формах, например, лекциях, беседах, семинаров, клубов, психологической газеты, разделов на вузовском сайте, сообщений по внутривузовскому радио. При психологической работе со студентами следует учитывать особенности психического состояние человека, находящегося в кризисе. В частности, «психотравмирующее событие представляется человеку настолько чудовищным, противоречащим самим основам его жизни, что он, как правило, не может и/или не хочет поведать о нем людям из своего окружения и вместе с тем явно не в состоянии справиться с ним в одиночку» [3], При этом в повышенная тревожность может блокировать сознательную оценку ситуации и своего поведения, человек не может давать себе отчет в производимых действиях, то есть ответственность за осуществляемые поступки отсутствует. «Исход кризиса непредсказуем: неизвестно, выйдет ли вообще человек из кризиса, разрушения какой интенсивности и до какого основания предстоит ему пережить, продолжится ли после этого восходящее развитие или начнется падение». [4] В подобном состоянии риск проявления аутоагрессивного поведения повышается в разы, так как, по мнению человека, находящегося в кризисе, остался только один выход – прекращение своего существования. При этом просвещение студентов о существовании психологической службы, особенностях деятельности психолога, возможности получения поддержки и помощи позволит студенту найти выход из ситуации. Психологическое просвещение можно сравнить со светом маяка в темном бушующем море, который пробуждает надежду у моряков. Не менее важны возможности осуществления психологического консультирования в ВУЗах, то есть оказания конкретной психологической помощи в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями, то есть абсолютно всех сфер жизни человека. Просвещение и консультирование составляют неразрывное единство, посредством информирования студенты узнают о наличии службы в ВУЗе, особенностях ее работы, а также сферы вопросов, с которыми можно обращаться к психологу. Последний аспект наиболее важен на настоящем этапе развития психологической науки, так как, к сожалению, в нашей стране уровень развития психологической культуры низок, люди чаще всего не различают психолога и психиатра, а предложение психологической помощи часто отвергается, сопровождаясь аргументами в виде «Я здоров, я не псих». Рассматривая проблему повышенного уровня личностной тревожности, следует подчеркнуть важность психологической работы, так как «данные многих исследователей показывают отрицательное влияние неадекватной тревоги на продуктивность деятельности». [2] Под тревогой мы понимаем предчувствие опасности, состояние беспокойства. Подобное рассмотрение тревоги подчеркивает ее связь с другим эмоциональным проявлением, под которым понимаем «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула», то есть страх. [1] Повышение уровня страха и тревоги может негативно сказаться на всех сферах жизни студента. При наличии квалифицированных психологических кадров возможно создание авторских программ работы со студентами с целью снижения личностной тревожности и аутоагрессии. На наш взгляд, при работе с тревожностью и аутоагрессивным поведением в рамках консультирования следует использовать активные методы работы, в частности, можно применять игры, вербальные и невербальные методы. Мы считаем, что наиболее целесообразно применять перечисленные методы в совокупности, например, включать вербализацию страха и тревоги, рисование в процесс игры, или, наоборот, строить игру на основании созданных страхов и рисунков. Помимо игровых методов и применения сказкотерапии в работе можно использовать разнообразные средства арт-терапии (например, фототерапию), достаточно эффективна песочная терапия, которая способствует не только снижению уровня тревожности, но и снятию напряжения, релаксации. Таким образом, систематическая работа психолога со студентами в рамках просвещения и консультирования в форме систематических психологических тренингов, созданных на основе запросов и проблем, которые позволяют получить знания, умения и навыки работы с психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|