Возможности психологического консультирования в Интернете

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

И ПРАКТИКИ.

ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ,

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В

СТРУКТУРЕ НАХОДКИНСКОГО

ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Итоговая научно-практическая конференция

Находка, 27 июня 2008 г.


Возможности психологического

консультирования
в Интернете

А.В. Догадова

Уссурийский филиал СТА

Консультации через интернет - это новый способ полу­чить квалифицированную психологическую помощь. Одной из первых демонстраций Интернет-консультаций стал сеанс психотерапии между университетом Stanford и Калифорнийс­ким университетом в Лос-Анджелесе в течение Международ­ной Конференции по компьютерной связи в октябре 1972 г. Так началась история «е-терапии» [1J.

Существуют различные обозначения для этого вида пси­хологической помощи, а именно: психологическая помощь on-line, консультирование виртуального психолога, кибертерапия. В настоящий период развития направления психологи­ческих услуг существует много вопросов, проблем и аспектов. Основными из них являются, во-первых, вопрос об акценте именно на консультативной работе психолога и отказе от вир­туальных психотерапевтических сессий. Во-вторых, дискуссии о преимуществах и недостатках виртуальной психологичес­кой помощи. В-третьих, рассматривается проблема этических норм и отношений между психологом и клиентом.

Некоторые профессионалы в области психологических консультаций настойчивы в своем мнении, что взаимодействие в Интернете не является этичным для психологов. Правда, не все психологи имеют способность к проведению консультации и терапии по Интернету, и такое консультирование подходит не каждому клиенту.

Следует отметить, что вопрос об исключительном консуль­тировании и соблюдении этических норм касается в первую очередь профессионализма конкретного психолога и психоте­рапевта. Что же касается вопроса о преимуществах и недостат­ках виртуального консультирования, то ситуация представля­ется следующим образом. Виртуальная помощь психолога ни в коем случае не является заменой непосредственных сессий с клиентом. Прежде всего потому, что виртуальная психологи­ческая помощь существует всего несколько лет, в то время как психотерапии уже более ста лет [2].

Виртуальную практическую деятельность психолога на данном этапе ее развития полезно воспринимать как альтер­нативу реальным консультациям. Если психолог в своей прак­тической деятельности полностью уходит в виртуальность, то встает вопрос о его адаптивности и успешности как специа­листа. Специалист же способен эффективно работать на тер­ритории обеих реальностей. Именно по этой причине профес­сиональные психологи создают Интернет-кабинеты [3].

В интернет-консультировании встреча клиента и психо­лога-консультанта происходит перед компьютером с выходом в Интернет, средством обмена информацией являются всевоз­можные программы.

Исходя из этого, выделяют ряд форм консультирования. По результатам исследования Новичковой А. «Оценка акту­ального состояния психологического консультирования в русскоязычной сети...» отмечается, что форм консультирова­ния существует столько, сколько существует форм общения в сети. Следовательно, психолог, планирующий или ведущий консультации в Интернет, может отдавать предпочтение той или иной форме общения и, таким образом, регламентирует целевую аудиторию по сходной форме.

В исследовании Новичкова А. перечисляет распростра­ненность форм консультирования в порядке убывания: воп­рос-ответ, переписка по электронной почте (e-mail), обмен короткими сообщениями (ICQ) «на связи» (on-line), консуль­тирование в форуме. Консультации в чате, видео- и аудио-об­щение встречаются редко [4].

Имеются многочисленные свидетельства посетителей «вир­туальных кабинетов» психолога о том, что такого рода обще­ние может быть весьма полезно [5]. Преимущества психоло­гического консультирования в Интернет можно рассмотреть с ряда позиций.

С позиции клиента: возможность в любое время задать вопрос; возможность получения ответа не от одного, а сразу от нескольких психологов (включая и представителей иных психологических школ и направлений); значительно меньшая персонификация; письменное «выражение своих мыслей и чувств» позволяет клиенту выполнить самостоятельный пер­вичный анализ своей проблемы; полученная от психолога от­ветная информация может обдумываться неоднократно и при нахождении в самых разных состояниях.

С позиции психолога: возможность работать в удобное время; сокращение расходов на аренду и оборудование поме­щения, что позволяет ему снижать стоимость своих услуг, а значит повысить «доступность» для разных слоев населения; регламентация посетителей виртуального кабинета; объеди­нение клиентов в группы по проблемным темам; после кон­сультации всегда есть готовый протокол для анализа беседы; повышение профполезности, так как для многих людей кон­сультация в Интернете - это единственная возможность пооб­щаться с психотерапевтом [6]; повышение уровня некоторой психологической культуры пользователей.

Сложности, возникающие в консультациях через Ин­тернет, проявляются в ряде признаков: Интернет как осо­бая реальность обладает очень большой силой воздействия, поэтому консультации - большая ответственность. В этом сходство и с непосредственными консультациями психо­логов; среди консультантов-психологов немало студентов, в чьей квалификации есть основания сомневаться, и обы­вателю сложно отличить одного от другого; при общении в сети нередко теряется «живой контакт», с помощью кото­рого привыкли работать большинство психологов (нет воз­можности наблюдать за мимикой, жестами, рефлекторными и иными реакциями клиента) [7]; Интернет-консультиро­вание не подходит для работы с людьми, находящимися в серьезном кризисе [7]; изложенная клиентом письменно си­туация очень приблизительно отражает реальную картину (порой вообще в таком изложении перепутаны реальность и фантазия) [6]; пока нет каких-либо научных данных, под­тверждающих эффективность виртуальной психологичес­кой помощи [2].

Далее уместно задаться вопросом о восприятии возмож­ностей психологического консультирования с точки зрения пользователя Интернет. Психолог О.Маховская в своем ин­тервью «Радио свобода» сообщала, что по результатам опроса в 2003 г. 70% населения уверены, что они получают грамотную психологическую помощь и очень благодарны тем людям, ко­торые готовы оказать психологическую поддержку. При этом опрос тех же самых людей о факте обращения за реальной психологической помощью показал, что это 7-10% [8]. Други­ми словами, у пользователей заочная высокая готовность об­ратиться к психологу и высокая уверенность, что будет оказа­на нужная помощь.

В упомянутом выше исследовании А. Новичковой были предложены размышления о категориях клиентов, обращаю­щихся к психологу через Интернет, выделены группы мотивов обращения клиентов: проблема невелика, нужно только посо­ветоваться, узнать информацию; живет в населенном пункте, где почти нет практикующих психологов, но на работе есть Ин­тернет; нет времени, возможности (из-за болезни) обратиться к очному психологу; чувствует себя в большей безопасности, общаясь через «сеть» [4].

Кроме того, перечисленные мотивы, помимо личностных ас­пектов пользователя, отражают его социально-территориальные условия жизни. Основываясь на этом, предполагаем, что целевая аудитория Интернета, интересующаяся услугами виртуальных психологических консультаций, будет сохранять свою активность.

Для молодых специалистов, прошедших профпереподготовку по курсу «психологическое консультирование в Интер­нет», открываются возможности работать в удаленных от мега­полисов населенных пунктах, откуда они сами когда-то уехали учиться. А это еще один довод в пользу потенциала развития профессиональной консультативной работы в Интернет для практических психологов и пользователей [9].

Таким образом, консультирование в Интернете является на данном этапе своего становления альтернативным спосо­бом получения скорой психологической помощи. Пространс­тво Интернета - это благоприятная среда для возможности профессионального развития специалистов-психологов.

Литература

1.  Психолог on-line // История Е-терапии [Электронный ресурс]. http://www.prof-consultant.ru/index.php?option=com__content&task=view&id=10&Itemid=18

2. Ягнкж К.В. Психологическая помощь: информация для потенциального пользователя // Журнал практической пси­хологии и психоанализа. 2005. №3. http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20050309#3

3.  О пользе психологической помощи интернет-психоло­га. - http://vozrogdenie5.narod.ru/psihelp.html

4. Новичкова А. Психологическое консультирование в ICQ: «за» и «против» - http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=130&Itemid=56.

5.  Интернет-консультации клуба КРОС // Литвак М.Ф., Литвак Б.М. http://www.cross-club.ru/RuConsult.html

6.  Нарицын Н. Помощь на расстоянии. О психологичес­ком консультировании в Сети // Психологическая газета. 2001, февраль. - http://www.naritsyn.ru/read/all/interes/pg.htm

7.Микнова А. Консультация психолога по Интернету http://www.consulty.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=5&Itemid=27

8. Маховская О., Костинский А.Психологические консуль­тации до и после Интернета - http://www.svoboda.org/programs/sc/2003/sc.l20203.asp

9.  Программа профессиональной переподготовки «Пси­хологическое консультирование,  психокоррекция,  психоте­рапия» по выходным дням / Практикум по психологичес­кому   консультированию   в   Интернете.   http://www.psychol. ru/education/specialization/ppppkv.php



Просмотров: 676
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Приветственное письмо для новичка http://www.b17.ru/
  • Знакомства через Интернет: 5 правил успешных Знакомств через Интернет (для девушек и женщин)
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Интернет и новые технологии для психолога и клиента
  • Почему люди хотят получать психологическую помощь через интернет?
  • Психологическое консультирование в сети Интернет
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Интернет для современного психолога. Почему сайт НЕ нужен?
  • Психологическая помощь и Интернет-технологии
  • Соглашение о стандартах консультирования между психологом и клиентом. Информация для клиентов.
  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Работа психолога, психотерапевта в сети интернет | Грамотно составляем резюме, публикуем на сайтах
  • Клиент Интернет-консультирования
  • Плюсы и минусы интернет-консультирования
  • Работа через интернет удаленно – лучший выход для мамы в декрете
  • Интернет - переписка с мужчиной. Для тех, кто в поиске серьезных отношений.
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Что нужно для первой консультации у психолога?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Психологические проблемы пользователей Интернет и ответы специалиста
  • Личный бренд в интернете. Типичные ошибки или как не стать интернет-планктоном.
  • Что не так с интернет-знакомствами
  • Как выбрать площадку для проведения Вебинара или Интернет-тренинга
  • Интервью для интернет-портала для родителей «Особенности подростковой любви»
  • Лайфхак: как получить психологическую помощь, если нет денег на психолога
  • Где познакомиться с мужчиной или как найти свою половину через интернет
  • Интернет - как площадка для взращивания ложной личности
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Помощь психолога, что это?
  • Интернет для пользы или во вред?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь