Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 1.

   После трагического события люди, иногда, ведут себя не совсем адекватно (с точки зрения наблюдателя), и нам важно понимать, что любое поведение в период трагического события - это нормальная реакция на не нормальную ситуацию. Всё естественно, и любое не стандартное поведение важное для человека, пережившего трагедию, такой реакцией организм человека помогает ему эффективно справиться с тем стрессом, с которым он встретился лицом к лицу. Некоторые ситуации могут нести разрушительные последствия для самого человека, и поэтому, эффективная психологическая помощь (или самопомощь) в ближайшее время, просто необходима. 

Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события Часть 1

   Почему важно оказать помощь в кратчайшие сроки после трагедии? Можно предположить, что всё "перевариться"/со временем нормализуется/ устаканется/ пройдёт само/ и не такое переживали. Вроде бы всё логично, ведь жили же люди раньше без психологической помощи и нормально, что тут такого особенного-то. НО! Ни одна драматическая/трагическая ситуация не проходит мимо, всё оставляет след, остаётся в жизни человека и продолжает развиваться, и в какую форму развития перерастёт та или иная реакция - мы не знаем, в какую форму или сферу жизнедеятельности человека она поселится и будет своими "щупальцами" проникать всё глубже и глубже в самого человека, мешая ему спать/есть/жить/являться во снах/повышая раздражительность, а может и "застревание" в стрессе произойти, или человек будет всё время "прокручивать" ситуацию и тщётно пытаться вырваться из этого замкнутого круга, который постоянно возвращает его в то событие. У деструкции имеется одна непримечательная особенность - если разрушение началось, то она начинает жить в человеке "по своим законам" и медленно и методично "пожирать" и разрушать человека. И чтобы многие последствия избежать - достаточно во время и эффективно провести ряд мероприятий, с помощью которых, реально минимизировать негативные последствия после трагических событий. И чем раньше это сделать, тем больше шансов, что эта помощь будет эффективна, и отрицательные последствия будут минимизированы.

   Важно понимать, что, если Вы находитесь рядом с человеком, пережившим неблагоприятные события (теракт/авария/потеря близких/насилие и т.д.) - особенно важно сохранять самообладание! Не пугайтесь и Не удивляйтесь, т.к. напоминаю - это поведение - НОРМАЛЬНАЯ реакция на НЕ НОРМАЛЬНУЮ ситуацию. И первое, что Вы должны сделать - это позаботиться о СВОЕЙ собственной психологической и физической безопасности! Звучит немного эгоистично, но только в состоянии собственной безопасности Ваша помощь будет эффективна. Если Вы замечаете, что Вам не приятно, возможно, поведение других людей вызывает чувство отвращения, и Вы не хотите (или не можете по каким-то причинам) оказать помощь пострадавшим, то и не делайте этого. Не делайте то, в пользе чего Вы не уверены. Достаточно ограничиться лишь сочувствием, и при возможности, в кратчайшие сроки обратиться к специалистам. Найдите того, кто им поможет. Основной принцип в оказании помощи - "не навреди!"

   В первой части мы рассмотрим следующие реакции человека -

Бред, галлюцинации 

Попытка самоубийства

Апатия

Ступор

Двигательное возбуждение

Агрессия

Страх

Нервная дрожь

Плач

Истерика

 

БРЕД, ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

   Трагическая ситуация может вызвать у человека сильнейший стресс, провоцирует нервное перенапряжение и может обострить уже имеющееся у него психическое заболевание.

   Признаки бреда - это ложные умозаключения, в ошибочности которых отсутствует возможность разубедить человека.

   Признаки галлюцинации - восприятие объектов (раздражителей), которых в данный момент нет. Объекты отсутствуют по факту, а человек их видит/слышит/чувствует.

   И первое, что необходимо сделать - это вызвать скорую психиатрическую помощь! Исключительно врач-психиатр способен оказать помощь этому человеку! В процессе ожидания врача будьте бдительны, следите за тем, чтобы пострадавший не навредил Вам, себе и другим окружающим. Уберите колюще-режующие/острые и опасные предметы. Отведите его в спокойное (по возможности) и уединенное место, НО не оставляйте его одного. Будьте рядом, разговаривайте с ним спокойным голосом, соглашайтесь с ним. И ни в коем случае не старайтесь его в чём-либо переубедить! Это не реально и не возможно, помните об этом!

ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА

   Важно помнить - все хотят жить!!! И, чтобы человек не говорил, он в любой ситуации хочет жить! И он будет цепляться за любую "соломинку", чтобы жить! Мы сейчас не рассматриваем ценность самой жизни, мы думаем о человеке - который хочет покончить жизнь самоубийством.

   В моей практике было несколько случаев изучения ситуации после факта самоубийства (в составе комиссии), и по результатам изученного материала обращает на себя внимание тот факт - что все погибшие оставляли информацию о намерении своих действий. Они хотели, чтобы их услышали, чтобы окружающие увидели их намерения. Оставляли записки, намёки, проговаривали фразы из серии - "ну, с вами хорошо, а я пошел вешаться". Они цеплялись за любую возможность - лишь бы их услышали, НО делали это НЕ в открытой форме, а в завуалированной. Можно предположить, что они хотели - чтобы их остановили.

   Один клиент как-то рассказал, что стоял на краю моста только с одной целью - дождаться попутно ветра в спину, чтобы он (ветер) опрокинул его в холодную воду. Но ветер дул в лицо, в грудь, и как бы отговаривал и выталкивал его с этого моста. Когда он сделал вторую попытку, и ветер благополучно дул в спину, он готов был уже к броску вперед, как чья-то рука схватила его за плечо и кто-то сказал: "э, брат, тебе еще рано!" Эти был проходящий мимо человек, но со слов клиента, он среагировал на эту руку и на эти слова, как на действия свыше, т.е. сам БОГ хочет, чтобы он жил.  

   Что именно побуждает/подталкивает человека к такому поступку, не всегда известно. Но нам важно обратить внимание на признаки, которые свойственны человеку в такой ситуации: 

- совершаются конкретные действия, направленные на лишение себя жизни (попытки выбросится из окна, пьёт таблетки), или говорит о своих намерениях - "я устал жить", "так жить больше не могу";

- подавленное состояние или наоборот - перевозбуждение;

   Причин для данного поведения ОЧЕНЬ много, и какая именно из них будет ведущей, мы не знаем. 

   В ситуациях детского и подросткового самоубийства следует ОСОБОЕ внимание обратить на следующие ситуации: 

1. На ребенка навалилось множество мелких про­блем, при этом взрослые не могут или не хотят протянуть руку помощи. В смерти ребенок ищет возможность найти временное (ведь ребенок еще не понимает, что такое смерть) убежище. Ребенок хочет отомстить кому-либо, привлечь к себе внимание или напугать родителей. («Вы не купили мне роликовые коньки. Вот я умру, и вы узнаете как были не правы»);

2. Ребенок очень боится наказания за какой-то проступок;

3. Недавно самоубийство совершил известный че­ловек и/или о чьем-то самоубийстве много го­ворили по телевизору, писали в газетах. Подросток переживает из-за этого. Иногда подростки совершают самоубийство, подражая кумиру.   Обращаю внимание - дети воспринимают смерть как нечто временное, в своих фантазиях они рассказывают: "вот умру я, а родители на похоронах будут плакать, и тут я встану и скажу им - ну что, пожалели денег на новый телефон, вот Вам, получите!"

 Важно понимать, что детские и подростковые самоубийства могут быть абсолютно беспочвенными (с точки зрения взрослых)! Поэтому ВАЖНО СЛЫШАТЬ, СЛУШАТЬ  ребенка и РЕАГИРОВАТЬ на высказывания ребенка о "плохой жизни".

   В ситуации, когда человек собирается покончить жизнь самоубийством, имеется реальная возможность его остановить, и мы можем ему оказать следующую помощь:

1. Важно понимать, что человек находится в состоянии конфликта с окружающим миром, соответственно он нуждается в том, чтобы кто-то проявил к нему сочувствие!

2. Слушайте его! Соглашайтесь с ним! Вы можете для него стать "своим", быть на его "стороне".

3. Во время разговора попытайтесь найти хоть что-то положительное в его жизни, хоть малейшую "соломинку", за которую он возможно "зацепится".

4. Расскажите о его уникальном жизненном опыте.

5. Попросите его о помощи.

6. Ведите разговор на том расстоянии, которое удобно для него. Если замечаете, что он откланяется, то делайте шаг назад. И постепенно и аккуратно, в процессе диалога, приближайтесь к нему.

   И конечно же, при первой же возможности, обратитесь за помощью к специалистам.

   Особое внимание, хотелось бы обратить, на ошибочное (мифическое) представление  о самоубийстве. В этой теме важно придерживаться научных фактов, а не ложных представлений:

1. Ложное суждение: говоря о желании по­кончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание.

Люди, которые говорят о самоубийстве или со­вершают суицидальную попытку, испытывают силь­ную душевную боль. Они стараются поставить дру­гих людей в известность об этом. Никогда не игнори­руйте угрозу совершения самоубийства и не избегай­те возможности обсудить возникшие трудности.

2. Ложное суждение: человек совершает самоубийство без предупреждения.

Исследования показали, что человек дает мно­го предупреждающих знаков и «ключей» к разгад­ке его плана. Приблизительно 8 из 10 задумавших самоубийство намекают окружающим на это.

3. Ложное суждение: склонность к само­убийству наследуется.

Склонность к самоубийству не передается генетически. По наследству передается ПРИМЕР поведения - как следует реагировать на сложные жизненные ситуации. Например - "твой отец покончил жизнь самоубийством, и ты так же закончишь".

4. Ложное суждение: самоубийства проис­ходят только на верхних уровнях общества - сре­ди политиков, писателей, артистов и т.п.

Известно, что суицид совершают люди всех со­циальных групп. Количество самоубийств на всех уровнях общества одинаково.

5. Ложное суждение: все суицидальные личности страдают психическими расстрой­ствами.

Не все люди, совершающие суицид, психичес­ки больны. Человек, задумавший самоубийство, чувствует безнадежность и беспомощность, не видит выхода из возникших трудностей, из болез­ненного эмоционального состояния. Это совсем не значит, что он страдает каким-то психическим рас­стройством.

6. Ложное суждение: разговор о самоубий­стве может усилить желание человека уйти из жизни.

Разговор о самоубийстве НЕ может быть причи­ной его совершения. Если не поговорить на эту тему, то невозможно будет определить, является ли опасность суицида реальной. Часто откровен­ная, душевная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.

7. Ложное суждение: если человек совер­шил суицидальную попытку, значит он всегда будет суицидальной личностью, и в дальней­шем это обязательно повторится.

Суицидальный кризис обычно носит времен­ный характер, не длится всю жизнь. Если чело­век получает помощь (психологическую и дру­гую), то он, вероятнее всего, сможет решить возникшие проблемы и избавиться от мыслей о самоубийстве.

8. Ложное суждение: люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить.

Подавляющее большинство людей с суицидаль­ными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся изба­виться от непереносимой душевной боли, нежели действительно хотят умереть.

9. Ложное суждение: мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины.

Женщины совершают суицидальные по­пытки приблизительно в 3 раза чаще, чем муж­чины. Однако мужчины убивают себя приблизи­тельно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные способы, оставля­ющие мало возможностей для их спасения.

10. Ложное суждение: все действия во вре­мя суицидальной попытки являются импульсив­ными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана.

Не всегда так происходит. Большинство пыта­ющихся уйти из жизни предварительно обдумы­вают свои действия. Они часто намекают о сво­их намерениях окружающим, прежде чем убить себя.

11. Ложное суждение: человек может по­кончить с собой под воздействием обстоя­тельств даже в хорошем расположении духа.

В хорошем настроении с жизнью не расста­ются, зато депрессивное состояние, как прави­ло, рождает мысли о самоубийстве.

12. Ложное суждение: не существует зна­чимой связи между суицидом и наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

Зависимость от алкоголя, наркотиков, токси­ческих веществ является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоя­нии, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это мо­жет привести к импульсивному поведению, так как все эти вещества искажают восприятие действи­тельности и значительно снижают способность критически мыслить.

АПАТИЯ

   Ничего не хочется/ничего "не можется". Ощущение усталости, нет сил и желания двигаться и что-либо делать. Элементарные движения или слова "даются" с большим трудом. Внутри пустота, безразличие, чувства не проявляются, т.к. просто нет сил. Важно! Если человека в таком состоянии оставить без поддержки, то вероятен шанс, что это состояние "перерастет" в депрессию. И в итоге человек встретится с другой реальностью - где нет никаких сил и полная беспомощность перед лицом самых простых жизненных ситуаций. Это состояние мучительно, болезненно, сопровождается ярким чувством вины, и конечно же - полная бесперспективность.

   В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель. Обращаем внимание на признаки:

1. безразличное отношение к окружающему;

2. вялость, заторможенность;

3. речь медленная, с большими паузами.

   Мы можем оказать следующую помощь:

  1. Поговорить с ним. Спрашивать о самых простых вещах - хочешь есть; как твоё имя; что ты сейчас чувствуешь; какой день недели. 
  2. Обеспечить (найти) место отдыха, помочь удобно устроиться, и ОБЯЗАТЕЛЬНО снять обувь. 
  3. Взять аккуратно за руку или положить свою руку ему на лоб. 
  4. Дать возможность поспать или просто полежать.

Если по каким-то причинам нет возможности для него поспать/полежать, то желательно больше говорить с ним и вовлекать в какую-либо совместную деятельность (попить чай вместе, прогуляться, или помочь окружающим). Но конечно же лучше - найти возможность к покою и просто быть рядом. 

СТУПОР

    Мы помним, что любое состояние, в котором находится человек - важно для него, в том числе и ступор. Всё, он остановился и не может двигаться. В этом состоянии он может находиться как короткое время, так и длительное. Если человек будет в таком состоянии Очень долго, то это приведет его к физическому истощению. Т.к. в этом состоянии отсутствует контакт с миром, то высока вероятность, что он не заметит опасности и не предпримет соответствующих действий. Человека из этого состояния НАДО выводить, для обеспечения его жизнеспособности! Признаки данного состояния:

1. резкое снижение или отсутствие произволь­ных движений и речи;

2. отсутствие реакций на внешние раздражите­ли (шум, свет, прикосновения, щипки);

3. «застывание» в определенной позе, оцепене­ние, состояние полной неподвижности;

4. возможно напряжение отдельных групп мышц. 

    По возможности оказываем следующую помощь:

   Согнуть пострадавшему пальцы на обеих руках и прижать их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу! Кончиками большого и указа­тельного пальцев массируем по­страдавшему точки, расположен­ные на лбу, над глазами, ровно посередине между линией роста волос и бровями, четко над зрач­ками. Ладонь свободной руки положи­м на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть!!!

 Поэтому говорите ему на ухо тихо, мед­ленно и чётко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные!). 

    Важно понимать, что любыми средствами нам надо добиться реакции и вывести его из оцепенения!!!

ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

   В этом состоянии не возможно понять/определить - что/где/куда! Куда бежать, где опасность, где спасение. Теряется способность логически мыслить и принимать решения!   В этом состоянии человек напоминает зверя, мечущегося в клетке. Он куда-то бежит, а когда приходит в себя, не понимает где он и как тут оказался, он что-то делает, с кем-то разговаривает, но ничего не может вспомнить. Обращаем внимание на следующие признаки: 

1. резкие движения, часто бесцельные и бессмыс­ленные действия;

2. ненормально громкая речь или повышенная ре­чевая активность (человек говорит без останов­ки, иногда абсолютно бессмысленно);

3. часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

   САМОЕ ГЛАВНОЕ - мы должны понимать, что в этом состоянии человек реально может причинить бред себе и окружающим! 

   По возможности оказываем следующую помощь:

1. Используем прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя;

2. Изолируем пострадавшего от окружающих;3. Говорим спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»);

4.  Не спорим с пострадавшим, не задаём воп­росов, в разговоре избегаем фраз с частицей «НЕ», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

   Двигательное возбуждение обычно длит­ся не долго и может смениться нервной дро­жью, плачем, а также агрессивным поведе­нием.

 АГРЕССИЯ

   Помним основную функцию агрессии - защитная реакция. Таким образом человек пытается снизить внутреннее напряжение. Злоба и агрессия может сохраняться относительное длительное время, и может быть не безопасна как для окружающих, так и для самого человека. Поэтому обращаем внимание на признаки: 

1. раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже не значительному поводу);

2. нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

3. словесное оскорбление, брань;

4. мышечное напряжение;

5. повышение кровяного давления.

   Важно понимать - последствия такого поведения могут быть опасными, не обдуманными, спонтанными, вследствии чего наблюдается высокая вероятность увечья, физической травмированности как для себя, так и для окружения!

   Мы можем оказать следующую помощь:

1.Свести к минимуму количество окружающих;

2. Дать возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» какой-либо предмет, желательно мягкий);

3. Поручить работу, связанную с высокой физи­ческой нагрузкой;

4. Демонстрировать благожелательность. Даже если Вы не согласны с пострадавшим, не об­виняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное по­ведение будет направлено на Вас. Нельзя гово­рить: «Что же ты за человек!» Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти вы­ход из этой ситуации».

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Агрессия может быть погашена страхом наказания:

  • если нет цели получить выгоду от агрес­сивного поведения;
  • если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

 СТРАХ

Страх парализует волю. Обращаем внимание на признаки: 

 1. напряжение мышц (особенно лицевых);

2. сильное сердцебиение;

3. учащенное поверхностное дыхание;

4. сниженный контроль собственного поведения.

   Панический страх, ужас может побудить к бег­ству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуж­дение, поведение может стать агрессивным. При этом человек плохо контролирует себя, он не осознает, что  де­лает и что происходит вокруг.

    В этом случае мы можем оказать следующую помощь:

1. Положите его руку себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс. Это бу­дет для него сигналом: «Я  РЯДОМ, ТЫ СЕЙЧАС НЕ ОДИН»;

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте постра­давшего дышать в одном с Вами ритме;

3. Если он говорит, слушайте его внимательно, показывайте заинтересованность, понимание, сочувствие;

4. Сделайте ему лег­кий массаж наиболее напря­женных мышц тела.

   Нам важно понимать, что страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности. И поэтому, если он НЕ мешает нормальной жизни человеку, то внимание особое не акцентируем, а если проявляется реальная опасность для жизнедеятельности человека, тогда предпринимаем необходимые действия. 

НЕРВНАЯ ДРОЖЬ

    Внешне это выглядит, как будто человек замерз, всё его тело трясется (иногда части тела), и он не может по собственному желанию остановить эту реакцию. И это нормально, т.к. организм "сбрасывает" повышенное напряжение. Если эту дрожь принудительно остановить, то напряжение внутри усиливается и плавно перетекает в соматическое нарушение организма. Признаки: 

1. дрожь началась внезапно - сразу после определенной ситуации или спустя какое-то время;

2. возникает сильное дрожание всего тела или от­дельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

   Такая реакция может продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов), далее человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

   Наша помощь заключается в том, чтобы усилить эту дрожь!  Взять человека за плечи и сильно, резко потрясти его в течении 10-15 минут (или попросить его самостоятельно усилить дрожь, потряхивая всё тело одновременно). При этом продолжаем с ним разговаривать, иначе он может рассмотреть наше поведение - как нападение. После завершения этой реакции, найти возможность отдохнуть человеку, и желательно уложить его спать. 

   НЕЛЬЗЯ!!! в таком состоянии (когда его трясёт) человека обнимать, прижимать к себе, укрывать/укутывать чем-то тёплым, успокаивать, и говорить, чтобы он взял себя в руки!!!

 ПЛАЧ

   Это естественный физиологический процесс, и когда человек плачет, у него внутри выделяется вещество, обладающее успокаивающими свойствами. Если Вы замечаете признаки:

1. человек уже плачет или готов разрыдаться;

2. подрагивают губы;

3. наблюдается ощущение подавленности;

4. в отличие от истерики -  нет возбуждения в поведении.

   Позвольте ему поплакать! Если человек сдерживает слезы - то он просто повышает своё напряжение, а это не безопасно!

   Вы можете оказать следующую помощь:

1. Не оставляйте пострадавшего одного;

2.  Установите физический контакт с пострадав­шим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом;

3. И слушайте его! Внимательно и с участием слушайте! Разрешите ему ВЫПЛЕСНУТЬ своё горе. Говорите "ага", "да", повторяйте за ним обрывки его фраз. 

4. Не говорите - "успокойся", а просто разрешите ему поплакать и говорить/говорить/говорить... НЕ задавайте вопросов! Не давайте советов, а просто будьте рядом и слушайте. 

   Ваша основная задача – выслушать.

 ИСТЕРИКА 

   Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов. Обращаю внимание - истерика - это спектакль! Яркий, эмоциональный, звонкий.  Признаки: 

1. сохраняется сознание;

2. чрезмерное возбуждение, множество движе­ний, театральные позы;

3. речь эмоционально насыщенная, быстрая;

4. крики, рыдания.

    Наша помощь заключается в следующем: 

1. Удалить зрителей!!!

2. По возможности создать спокойную обста­новку;

3. Остаться с человеком наедине, при условии, если это безопасно для Вас;

4. Неожиданно совершить не предсказуемое действие, которое удивит человека (облить водой, шумно уронить предмет, резко крикнуть);

5. Говорить короткими фразами, уверенным тоном, например - "выпей воды", "умойся";

6. Уложить спать (после истерики наступает упадок сил), и присутствовать рядом до прибытия специалиста. 

7. Не потакайте желаниям человека, находящегося в состоянии истерики!!!

  И в заключении первой части, хочу отметить, что Ваши самые лучшие помощники в эти периоды жизни окружающих - это ВОДА (желательно побольше пить простой воды в подобных ситуациях), и по возможности - свободные ноги (снять обувь).

   Берегите себя и своих близких!



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Краткий тезаурус по работе Р. Кайуа: "Миф и человек. Человек и сакральное"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • "Где человек прощает человеку любую боль, которая бывает..."
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Поиск себя настоящего. "Человек-оркестр"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Тревожный человек , "убивает" себя !
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Люди "Жадюги" или человек, как ресурс!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь