|
Генезис страха у детей младшего школьного, подросткового возрастов и юношей, возможности психологической работыАвтор статьи: Зиновьева (Прыткова) Евгения Петровна
Вопрос страхов достаточно часто появляется в рамках очного и телефонного психологического консультирования, его могут поднимать родители, воспитатели и сами дети. Отсюда, специалисту необходимо владеть информации о страхе, чтобы он мог оказать компетентную психологическую помощь клиентам.
Целью нашей статьи является рассмотрение понятия «страх», проявления страхов у детей младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, возможностей психологической работы со страхом.Страх относится к классу базовых эмоций, характерных и для человека, и для животных. В психологической науке до сих пор нет единого подхода к определению страха, возрастным особенностям, существуют лишь представления отдельных направлений, при этом степень изучения вопросов страха в рамках психологических теорий различно. В частности, «психоаналитическая теория аффекта опирается на исследования эмоциональной экспрессии и ассоциированных с ней нейроэндокринных, периферических и центральных процессов нервной системы, а также на работы по изучению когнитивных, поведенческих и лингвистических параметров аффекта.» [5]В своей работе под страхом мы понимаем «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула» [1], которое складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. При этом мы рассматриваем эмоциональные проявления, которые являются социально-обусловленными, то есть мы уделяем внимание и страху (как инстинктивной форме реакции), так и тревоге, которая с большей степенью связана с социумом. В своей работе мы уделяем внимание и тревоге, и страху в совокупности, не проводя между ними границы, что может встречаться у других авторов, так как тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства, что также характерно и для страха.Мы считаем, что необходимо разделять нормальный и невротический страх. Что касается нормального страха, здесь учитывается возрастная норма, то есть наличие определение возрастных границ появления и исчезновения страхов. В случае повышенного беспокойства, навязчивости, непроизвольности, то есть отсутствие контроля со стороны сознания, негативного влияния на повседневную жизнь, межличностные отношения и т.п. проявляется невротический страх.А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития страхов. При этом он также исследовал возрастные границы появления тех или иных страхов. В частности, было выделено двадцать десять основных страхов, характерных для детей от трех до двенадцати лет. Как отмечалось выше, наличие определенных страхов является возрастной нормой, но если перечисленные страхи присутствуют у подростков и юношей, возможны невротические тенденции.При рассмотрении страха у детей необходимо обращать внимание на причины и обстоятельства, сопровождающие его появление. «Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий». [2] Таким образом, на развитие страха в первую очередь влияет именно окружение ребенка.Поднимая вопрос возрастных границ проявления тех или иных страхов, необходимо отметить, что эмоциональная сфера детей (особенно в подростковом возрасте) характеризуется нестабильностью, что может быть дополнительным фактором, влияющим на развитие страхов. Именно на основе повышенной эмоциональной чувствительности у детей высока вероятность появления и закрепления страхов, вызванных следующими причинами [3]:- наличие страхов у родителей и других близких родственников;- тревожность в отношении с ребенком (которая может выражаться в виде гиперопеки, запрета на общение со сверстниками, занятие определенными видами деятельности и т.д.);- эмоциональное непринятие ребенка;- непоследовательность воспитания;- отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола (что влияет на уверенность в межличностных отношениях со сверстниками);- конфликтные отношения между родителями в семье;- психические травмы в прошлом (как говорилось выше, страх тесно связан с физиологическими реакциями, что может закрепляться в виде условных рефлексов, мешая повседневной жизни);- психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми (на наш взгляд, следует ответить влияние и СМИ). Таким образом, из перечисленных причин видно, что генезис страхов у детей связан с их социальным окружением (семья, сверстники). На основании социальной обусловленности страхов у ребенка наблюдается преобладание чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. При этом в сознании ребенка преобладает страх неодобрения, то есть если он не будет вести себя так, как от него ждут, то его не будут любить и уважать, то есть у ребенка будет фрустрироваться важная потребность в любви и уважении, что в свою очередь, может способствовать большей невротизации. Наряду со страхом неодобрения могут проявляться такие объекты страха, как смерть, болезнь (6-7 лет), природных катаклизмов, войн, транспорта (8-10 лет), внешняя привлекательность (после 11), сексуальные отношения (14-18 лет) [2]. Это далеко не полный перечень страхов, которые чаще всего встречаются у детей младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, однако учитывая процессы развития личности в этих возрастных периодах, возможно построение эффективной программы психологической работы. На наш взгляд, при работе со страхами следует использовать активные методы работы, в частности, можно применять игры, вербальные и невербальные методы. Мы считаем, что наиболее целесообразно применять перечисленные методы в совокупности, например, включать вербализацию страха, рисование в процесс игры, или, наоборот, строить игру на основании созданных страхов и рисунком. При этом сюжет для игры может строиться с учетом конкретной ситуации, объектов страха и возрастных особенностей клиентов. При работе с младшими школьниками, а наш взгляд, необходимо проводить работу и с родителями, что может осуществляться в рамках индивидуального или семейного консультирования (выбор формы работы зависит от потребностей и предпочтений клиентов, а также профессиональной позиции и компетенции психолога). Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и в некотором роде на коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания. Главная цель работы с родителями – обучение эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.Таким образом, мы рассмотрели понятие «страх», под которым мы понимаем отрицательное эмоциональное состояние, беспокойство, связанные с реальной или воображаемой опасностью. Страхи, характерные для детей, начиная со школьного возраста, в большей степени являются социальными, например, даже биологический страх смерти становится социально-обусловленным, то есть ребенок начинает бояться смерти родителей, друзей и других людей. Учитывая этот факт, целесообразно проводить психологическую работу не только с самим ребенком, но и семьей в целом, используя при этом не только беседу, но и активные методы работы (игры, сказкотерапию, рисование страха и другие способы, которые могут быть применимы в каждом конкретном случае). Однако в случае использования различных методик (особенно, если психолог проводит психолог проводил профилактические занятия), необходимо учитывать особенность конкретного возраста и набор страхов, характерных для данного возраста. Такая информация необходима для отделения нормальных и невротических страхов с целью выбора дальнейшего направления работы. Литература: 1. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с. 2. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. М.: Медицина, 1988. – 248 с. 3. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 464 с. 4. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 384 с. 5. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург: "Деловая Книга", 1998. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|