Детские страхи – как помочь ребенку с ними справиться? Одна из лучших психологических защит против страхов, надежный щит – это смех. Боимся ли мы того, что стало смешным? Нет. Но и здесь есть свои подводные камни, которые нужно знать.
Сделать страх смешным – задача не такая простая, как может показаться. Простое высмеивание «с места в карьер» не подойдет: страх для ребенка заведомо, заранее нечто значимое, и если взрослый начнет смеяться первым, не подготовив ребенка, не вызвав сперва улыбку у него, это с легкостью может быть расценено как насмешка, как непонимание серьезности детского страха. По сути, как непонимание самого ребенка, неприятие и немного унижение (мол, что ты как глупенький, это же не страшно, а смешно). Обесценивание страха действует только тогда, когда сам ребенок первым обесценивает страх – и не себя боящегося, а именно предмет страха. Здесь есть существенная разница, так как можно смеяться из стыда за свой страх, а можно искренне увидеть страх несущественным и посмеяться над ним.
Те, кому знакома серия книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер» могут вспомнить, как в третьей книге преподаватель по защите от темных искусств Римус Люпин познакомил детей с таким «монстриком из шкафа», боггартом. Боггарт питался страхом людей, самой эмоцией, и поэтому принимал вид того, чего боится человек, открывающий шкаф. Но секрет «укрощения» боггартов, победы над ними был в том, что боггарты менялись от людской фантазии, и стоило человеку не оцепенеть от своего ужаса, а дофантазировать к видению перед ним что-то смешное, как страх исчезал и сам боггарт с позором отступал, не получив желанной эмоции.
Именно так выглядит хорошая, слаженная работа со страхом как у взрослых, так и у детей. План работы выглядит следующим образом: 1. Выйти из оцепенения (подойдут приемы заземления, обращение внимания на настоящий момент, обстановку вокруг, дыхательные упражнения, поиск опоры в реальности). 2. Взглянуть на свой страх под другим углом, отстраненно, как-будто он не твой. Для детей здесь можно со стороны родителей рассказать сказку о ком-то, кто имел похожий страх. Для взрослых может сработать самостоятельная настройка на «взгляд со стороны», но все же стоит помнить, что при работе с любыми болезненными чувствами важно наличие человека рядом, который в случае чего знает, как вывести из шока или воронки травмы. 3. Найти новые способы общения с предметом страха, испытать новые эмоции. Самая простая эмоция, возникающая вместо страха – гнев, злость, стремление уничтожить то, что нас напугало. Но это, во-первых, может быть нереалистично, во-вторых, деструктивные желания очень редко целесообразны (иногда да, но это скорее исключение). Более сложно, но тем не менее возможно переориентировать себя со страха на другие чувства, на жалость или на сочувствие, или вызвать смех (легкое презрение и радость). Зато такой путь поможет ребенку ощутить сразу способность контролировать свой страх, быть над ним, ощутить созидательные тенденции, развить воображение и поработать с самоконтролем.
Итак, какие же игры могут помочь ребенку наилучшим образом обойтись со страхом?
Монстр у стилиста. Страх нужно сперва представить как монстра, можно описать или нарисовать. Затем вместе с родителями разыгрывается сценка, где этот монстр приглашен на какой-то очень важный праздник, и ему надо выбрать костюм покрасивее, причесаться и т.д. А ребенок – консультант, стилист монстра. Эта игра заранее меняет страх и ребенка ролями, возвращает контроль: уже не эмоция владеет разумом вашего малыша, а он управляет ей, он подбирает монстру одежку, прическу и т.д. Страх перестает быть таким страшным.
Монстр у доктора. Схожая вариация игры в стилиста, только тут еще достигается цель вызвать у ребенка сочувствие к воплощению страха, можно даже отыграть, как у бедного монстрика болит зуб. Стоит привнести сюда элемент договора – предложить ребенку оказать помощь монстру только в обмен на обещание, что монстр перестанет быть злым, например, или больше никому не будет вредить, а вместо этого (и придумать, что же может монстр делать вместо плохих и пугающих дел).
Монстроцирк. Нарисованного монстрика нужно подготовить для поступления в цирковое училище (или к стенд-ап выступлению) и сделать его максимально смешным. Можно придумать смешную одежду, изменить внешность монстра, оговорить, как он будет изображать смешной голос или походку (а лучше даже изобразить) и т.д.
Работа с воплощением страха в виде монстра хороша тем, что многие страхи основанные на реальности не поддаются быстрой игровой коррекции. Если ребенок не может перевести свой реалистичный страх в область фантазии и сказки, другим хорошим способом помочь ему будет поиск не менее реалистичных путей совладания со страхом. Например, выработка плана действий. Если, допустим, ребенок боится пожара, полезно вместе с родителями проговорить, прописать и прорисовать пошаговый план действий при пожаре, где все обязательно хорошо заканчивается – и повесить на видном месте или оставить в доступе для ребенка. Такой метод вселит в вашего малыша уверенность, что ему есть на что опереться, что он не растеряется и не забудет правильные действия, а значит, сможет контролировать страх.
Самое важное – всегда возвращать контроль над страхом самому ребенку, помочь ему прочувствовать, что в любой ситуации он может что-то сделать, он не беспомощен. В сказках при совладании со страхами важно спрашивать, что может сделать главный герой, подсказывая ребенку очень мягко, давая ему возможность самому придумать решения, важно так же упоминать, что главный герой не один (а если мы говорим не в сказке, то прямо заявлять, что у ребенка всегда есть поддержка), что рядом друзья, семья.
Еще один арт-терапевтический прием работы со страхами для детей – создание «оберега». Пусть это будет любая поделка, созданная вместе с вашим ребенком, в которую вы при создании вкладываете особый смысл, например, говорите ребенку, что это будет волшебная вещь – и пусть он сам придумает, в чем ее волшебство, как именно она может помочь ему против его страхов, будет ли она их отгонять, или выступать оружием, или все рядом с этой вещицей будут добреть и превращаться в друзей, бабочек, летающие пончики с разноцветной посыпкой. Фантазия вашего ребенка – это отличный способ для него не только развить мышление, но и пережить позитивные эмоции, и снова же вернуть себе контроль над страхами, потому что в творчестве тот, кто творит, всегда находится над предметом своего воображения, а не наоборот.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.