|
Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІ часть)Автор статьи: Бутова Вера Николаевна
АФФЕКТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ РЕБЕНКА «Петушиный бой». Психолог и ребенок — петушки. Они, стоя на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш. «Покажи страшного». Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает их и старается изобразить страшного персонажа с помощью движений и голоса. «Кто больше?». На полу расставляются маленькие пластмассовые игрушки. Психолог и ребенок по очереди бросают мяч так, чтобы он сбил как можно больше игрушек. Побеждает тот, кому удается сбить за один раз большее количество игрушек. На данном этапе я советую родителям дома использовать игры, предложенные А.И. Захаровым. «Пятнашки». Цель: профилактика боязни нападения, уколов и физических наказаний. Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь "пятнать" детей (или ребенка) не просто символически, а ощутимо хлопнув. В процессе игровой погони полезно (а кроме того, еще и весело) ведущему выкрикивать фразы типа: "Ну, погоди!", "Ты у меня получишь!", "Догоню и съем!" - и тому подобные угрозы, которые, конечно, шуточные, но помогут ребенку избавиться от страха неожиданного воздействия и боязни наказания в реальной жизни. «Жмурки». Цель: коррекция страхов темноты и замкнутого пространства. Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: "Замри!" - им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего - найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом: все не пойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. «Прятки». Цель: коррекция страхов темноты и замкнутого пространства, страха одиночества. Можно выключить (или хотя бы поначалу притушить) свет в комнате, оставить его только в коридоре, где нет удобных "потайных" мест. Объясните это тем, что найти человека в полутемном помещении гораздо труднее, чем в ярко освещенном. Если водит ребенок, постарайтесь спрятаться в темной комнате, чтобы он был вынужден заглянуть туда в поисках игрока. Если же водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате. Для этого, когда направитесь на поиски ребенка, загляните в темную часть квартиры и изобразите страх и ужас, что вы боитесь и ни за что туда не пойдете. Продолжайте размышлять вслух, что и ребёнок конечно же никогда не осмелится там спрятаться, в общем, не нужно преодолевать свой страх. Когда вы в роли водящего обнаружите ребенка, то не забудьте выразить бурную радость по поводу найденной пропажи. Это эмоциональное подкрепление будет как раз кстати и вознаградит ребёнка за те усилия в контроле собственных чувств, которые он приложил. Все три вышеописанные игры подходят как для детей от двух лет, так и для более старших. Интерес к ним угасает только к концу младшего школьного возраста, то есть они на редкость универсальны. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВА СТРАХА «Маленькие человечки». Для проведения упражнения психолог заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребенку предлагается раскрасить их, придумать имена, а затем разыграть какую-нибудь историю. «Дом ужасов». Ребенку предлагается нарисовать дом ужасов и его обитателей. «Лабиринт страхов». Ребенку дается рисунок пустого лабиринта и предлагается его «заселить» страшными персонажами. «Чужие рисунки». Ребенку показывают рисунки «страха» других детей, предлагают придумать, чего боялись эти дети, и как им можно было бы помочь. «Куклы». Ребёнку предлагается создать куклы из бумаги, фольги, глины, ниток (кукла-мотанка), куклу-марионетку (используются кусочки ткани, нитки, отрезки капроновых чулок, пуговицы, бусины, вата, контейнер от игрушки из киндер-сюрприза) затем разыграть спектакль с участием всех кукол. Это может происходить в течение нескольких занятий. Алгоритм создания куклы: 1) Демонстрирование образца 2) Создание куклы 3) Дать кукле имя 4) Взаимодействие с куклой: кто твоя кукла?; где живёт?; сколько ей лет?; чего боится? В процессе создания куклы-мотанки ребёнку рассказывается, что такие куклы наши предки создавали для защиты своего дома, это кукла-обрег. «Теперь выбери и пришей к кукле красивую бусинку или страз, это будет «душа» куклы. Эта кукла - твой талисман, который будет тебя охранять». Создавая куклу марионетку, ей в голову ребёнок вкладывает красивую пуговицу или бусину – символ своего заветного желания, затем «оживляет» куклу – продевает нитки через ручки и голову. Пример. Алина (5 лет) – страх идти в садик, оставаться без мамы дома. В анамнезе – слишком раннее начало посещения ДОУ (1 год 7 месяцев). Прослушала сказку «Бесстрашный Ничегонебойся» из книги «Сказки от слёз» Кутовой М.С., вырезала и раскрасила рисунок мальчика Ничегонебойся, но на предложение брать его с собой в страшных ситуациях, ответила: «Чем же он может помочь, это же просто бумажка?» Изготовив куклу-мотанку, приклеила ей в районе груди блестящую бабочку; из фольги сделала цветок (было предложено сделать символ храбрости), а из глины – девочку. Был разыгран сюжет, в котором глиняная девочка и лялька-мотанка с помощью волшебного цветка спасали мальчика Ничегонебойся от злой воспитательницы. Алине также вручили ключ «от квартиры», без которого родители не смогут попасть домой, поэтому обязательно должны будут зайти за ней и забрать из садика (для снижения страха, что родители могут забыть дочь в саду). Родителям даны рекомендации поговорить с воспитателями с просьбой акцентировать внимание на позитивных сторонах садика, чаще хвалить девочку. В результате коррекционной работы Алина начала охотно ходить в садик, поначалу только в сопровождении ляльки-мотанки. «Фоторобот страха». Спросите у ребенка, знает ли он, что такое фоторобот. Наверняка он слышал, что это нарисованный художником (или созданный на компьютере) портрет какого-нибудь человека. Особенность его в том, что сам художник никогда не видел свой персонаж, а рисовал портрет со слов очевидцев. Зачем нужны такие портреты? Ребенок может догадаться (или точно знать), что они используются, как правило, для того, чтобы найти преступника. Страх ребенка тоже можно назвать преступником, так как он помешал его спокойной жизни (или сладкому сну), например, вчера вечером (или вспомните другую дату). Но потом возмутитель спокойствия исчез (ведь ребенок не испытывает в настоящий момент острого страха). Нужно его найти и обезвредить! Для этого представьте, что ребенок приходит в милицию и пишет заявление о пропавшем негоднике. Его спрашивают подробно о всех приметах страха. По ходу рассказа взрослый (то есть милиционер) рисует фоторобот. Периодически спрашивайте у ребенка что-нибудь вроде: "А не было ли у этого страха рыжих усов?" - и параллельно подрисовывайте усы на рисунке. Когда ребенок объяснит вам, что таких примет не было, то сотрите усы. «Страх и скульптор». Цель: отреагирование страхов, связанных со злостью и гневом, эмоциональная разрядка. Расскажите ребенку небольшую историю, которую потом вы будете инсценировать. Например, такую: «Жил в одном городе скульптор Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в скульптуре все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы - и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался воплотить его в камне или гипсе. Но таких образов становилось все меньше. И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. Сумерки все сгущались. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни был груз сомнений и тревог. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел было убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее. Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза страшного чудища. «Кто ты?» - едва выдохнул испуганный Денни. В тишине раздался страшный хохот. Потом послышался ответ: «Я твой страх, великий и непобедимый!» Скульптор онемел от ужаса. Казалось, что он вот-вот потеряет сознание. Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль - может быть, вылепить из глины этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: «Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?» Страх совершенно растерялся. «Чего?»- переспросил он. «Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все», - предложил мастер. Чудовище не ожидало такого поворота событий и промямлило: «Ну ладно, валяй, только быстро!» Началась работа. Денни взял глину и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен. Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть монстра. Это был даже не монстр, а, скорее, маленький монстрик, щупленъкий, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: «Не дергайся, а то скульптура кривой выйдет!» Страх повиновался. Наконец скульптура была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого чудища, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол монстрика и спросил: «Ну, чего делать-то будем?» Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: «Да пойду я, наверное». «А чего приходил-то?» - поинтересовался Денни. «Да скучно одному стало!» - отвечал монстрик. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной скульптурой. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с такими ужасами». После того как вы расскажете эту легенду, побеседуйте с ребенком, узнайте, понравилась ли она ему, что его удивило, порадовало, огорчило? Если ребенок после этого еще не слишком устал, то можно сразу перейти ко второму этапу работы - разыгрыванию истории. Если чувствуется утомление, то лучше сделать это на следующий день. Пусть ребенок будет мастером. Начните читать заново эту сказку (можно с сокращениями), а ребенок постарается изобразить все, о чем слышит. Когда вы дойдете до появления в мастерской монстра, попробуйте притушить свет. Затем, когда работа над скульптурой начнется, вы снова его включите, а ребенок вылепит из пластилина образ страха, как он его представляет. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|