|
Если Финист не вполне ясный сокол. Темная сторона женских страхов и желаний.Автор статьи: Михайлова Анна Валерьевна
«Сказка — это сон, приснившийся нации» И. Ильин Каждый раз, прикасаясь к информационным кодам, содержащимся в сказках, удивляюсь их многослойности и мудрости. Конечно сказка, в которой есть герой и героиня - о любви и доверии. О мужчине, которого выбирает женщина. О смелости, мудрости, страхах и заблуждениях. О том, что разрушает близкие отношения и о пути их создания. Начинается сказка совершенно обычно для сказок о повзрослевших дочерях-сыновьях. Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки. Так сказка сообщает, что речь пойдет о такой девушке, которая уже решает для себя, какой будет ее жизнь. И не просто о девушке, а невероятно мудро, о трех различных соперничающих образах жизни, способах существования: Иметь, Казаться и Быть. В каждом, как три сестры, уживаются и конкурируют эти стремления. Философы и мудрецы прошлого очень научного века писали о трех модусах бытия, трех способах человеческого существования (по Э. Фромму). Два из них связаны с желанием обладать, как будто без этого Жизнь и ты сам теряете смысл и целостность. Обладать вещами или властью, материальными ценностями, которые помогут понравиться, быть заметными, весомыми. А сестры ее завидущие да жаднющие, из себя-то они некрасивые, а модницы-перемодницы — весь день сидят да белятся, да румянятся, да в обновки наряжаются, платья им — не платья, сапожки — не сапожки, платок — не платок. Поехал отец на базар и спрашивает дочек: — Что вам, дочки, купить, чем порадовать? И говорят старшая и средняя дочки: — Купи по полушалку, да такому, чтоб цветы покрупнее, золотом расписанные. — Купи нам по сапожкам с серебряными подковками. — Купи нам по платью. В этом мировоззрении мир выглядит как Я и Другие, Я и Они. Поэтому, получив подарки, сестры бросаются к зеркалу – имеем ли, кажемся ли? Из этой позиции Другие рассматриваются лишь как способ возвыситься, получить, использовать в своих целях. Взаимное использование – подешевле получить то, что есть у другого, подороже продать себя. Что же младшая? Она младшая потому, что первый способ изначален, требовать мы умеем от рождения, а этот способ формируется в течение жизни и является признаком зрелости человека. Хотел старик нанять работницу — в хозяйстве помогать. Но меньшая дочь, Марьюшка, сказала: — Не надо, батюшка, нанимать работницу, сама я буду хозяйство вести. Ладно. Стала дочка Марьюшка хозяйство вести. Все-то она умеет, все-то у нее ладится. Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растет. Из себя-то Марьюшка красавица писаная. А Марьюшка стоит да молчит. Спрашивает ее отец: — А что тебе, доченька, купить? — Купи мне, батюшка, перышко Финиста — ясна сокола. Именно отказ от обладания, эгоцентризма и себялюбия Э. Фромм накрепко связывает с вступлением в сферу подлинного, не призрачного бытия. Именно модус БЫТЬ (Марьюшка) определяет истинные ценности человека и уровень близких отношений, которые он может выстроить с другими. С подарком для третьей сестры к зеркалу не побежишь, он не добавляет крутости. С ним в руках выглядишь «дурочкой» в глазах сестер. Едет крестьянин и думает: "Что в нем Марьюшка нашла хорошего?" Привез старик подарки дочкам, старшая и средняя наряжаются да над Марьюшкой смеются: — Как была ты дурочка, так и есть. Нацепи свое перышко в волоса да красуйся! Именно этот модус связан с мотивацией служения людям, служения из позиции настоящей любви. Поэтому и перышко ЗАВЕТНОЕ, бесЦенное, предназначено только хорошему человеку. Вот бы в ЗАГС нужно было не платье и сапожки, а перышко…))) Вот, что нужно, чтобы на ночь (т.е. для самого интимного близкого общения) настоящий Жених жданный явился. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу. В отношениях истинной, а не собственнической любви партнер очень важен и при этом свободен. Его воля принимается легко. Баланс близости и отдельности выстроен в партнерстве, нет эмоциональной зависимости, есть доверие и открытость принятия. Три дня Марьюшка привечала к себе молодца; днем он летает соколом по синему поднебесью, а к ночи прилетает к Марьюшке и делается добрым молодцем. Все идеальное так же идеально, так и нереально. Незрелая, эгоистичная часть нас, носительница наших страхов, обид, негативных сценариев и требований к миру не дремлет. Стоит услышать от кого-то: «А что твоего-то дома так поздно нет?» и изнутри поднимается горячая волна негативных безотчетных эмоций. В христианской проповеди можно встретить название этой невидимой сущности - ее называют бесами. Если мы позволили им говорить от нашего имени с даже дорогим для нас человеком, он услышит много грубых слов и обвинений и отпрянет, израненный ножами. Так уж мы устроены, что когда действуют в нас Старшие сестры – Марьюшка спит непробудным сном. Таковы законы нейрофизиологии: когда мы охвачены эмоциями, наше сознание становится спутанным, непослушным, отключается. Восприятие партнера, как того, кто должен удовлетворить ожидания, сделать мою жизнь осмысленной и счастливой действительно может натворить много бед. И даже в не самых близких отношениях, но и в повседневном общении с людьми. Если вы ожидаете приветливости, а вас встречает нахмуренный взгляд, ожидали похвалы, а в ответ прозвучала критика и пр. "Ладно, — думают сестры, — посмотрим, как будет дальше". Натыкали они в раму острых ножей, а сами притаились, смотрят. Вот летит ясный сокол. Долетел до окна и не может попасть в комнату Марьюшки. Бился, бился, всю грудь изрезал, а Марьюшка спит и не слышит. И сказал тогда сокол: — Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь. Уходит не мужчина – уходит счастье и любовь. Пара может остаться и долго пребывать в системе взаимных манипуляций, подозрений, упреков, угроз и обид. В хрустальном замке за тридевять земель, в тридевятом государстве продолжают жить твой ясный сокол и царица-волшебница, которая опоила его зельем и женила на себе. И только если в нас сильна наша зрелая часть, наша Марьюшка, мы способны изменить отношения, совершив внутренний подвиг. Услышала это Марьюшка, вскочила с кровати, посмотрела в окно, а сокола нет, и только кровавый след на окне остался. Заплакала Марьюшка горькими слезами — смыла слезками кровавый след и стала еще краше. Для этого похода необходимо очень хорошо понимать, что отношения любви для Вас важнее Вашей жизни и поддержки родительской семьи. Пошла она к отцу и проговорила: — Не брани меня, батюшка, отпусти в путь-дорогу дальнюю. Жива буду — свидимся, умру — так, знать, на роду написано. Жалко было отцу отпускать любимую дочку, но отпустил. Это решение должно быть «железным». Очень часто можно встретить метафору: «Жизнь, как эскалатор идущий вниз, и чтобы добиться желаемого, нужно бежать против движения». В сказках часто встречаются железные посохи, сапоги и колпаки, как символы истинного терпения и готовности к трудностям Путника. Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста — ясна сокола. Шла она чистым полем, шла темным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали. И никто не мог Марьюшку тронуть; волки серые, медведи, лисицы — все звери к ней сбегались. Износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала. В сказках молодому, ищущему пути трансформации обязательно встречается кто-нибудь очень древний, ведающий, стоящий на грани двух Миров: Жизни и Смерти. Не даром избушку Бабы Яги приходится разворачивать к себе. Тот, кто хочет не бренного от жизни, кому нужен не приз, покупка, скидка, бонус, а тот, кто желает нетленного, вечного. Истинные ценности действительно можно разглядеть, если в своем путешествии встретится с собственной смертью и заглянуть за ее пределы. Ведь любовь, к которой стремиться наша Марьюшка – это не прихоть, не блажь. Это непременное условие для продолжения Жизни. Что пара передает своим потомкам? Дворцы и машины, за которые они будут драться или умение стремиться к цели и создавать честные отношения? Какой Род обогатится ресурсом близости и поддержки, а какой заболеет не семь поколений страхами и ложью, а может быть и вовсе прервется? Непростые дары получаем мы, задумываясь честно о своей жизни, - золотые. — О красавица, долго тебе искать! Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придешь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу — бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать. — Ладно, красавица, помогу тебе. Бери серебряные пяльцы, золотую иголочку. Иголочка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать. — Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. — Спасибо тебе, бабушка. — Ладно, спасибо после скажешь, а теперь слушай, что тебе накажу: будут золотое веретенце покупать — не продавай, а просись Финиста — ясна сокола повидать. Золото и серебро самые неизменяемые и дорогие природные вещества. Они меньше всего подвержены времени и не вступают в контакт с живым. Они Мертвые максимально. Это символ мечты о телесном бессмертии. Именно над ними Царь Кащей Бессмертный чахнет. Что за символы кроются в этих дарах? Это символы власти, желание контролировать и управлять, подчинять своим желаниям, символы зависимых отношений. От них нужно отказаться Марьюшке. На них позарилась волшебница царевна. - Блюдечко с яблочком – желание видеть в любой момент, быть постоянно на связи, контролировать каждый шаг. Отказаться, значит доверять, принять, все проявления и действия партнера. - Пяльцы с иголочкой – древний элемент ритуала приворота, присушивания. Подарить личную вещь с особым значением, пришить таким образом эмоционально. Отказаться, значит уважать его выбор, не претендовать на свободу и принимать отдельность. - Донце и веретенце – символы нитей судьбы, желание управлять действиями, влиять на решения, заставлять делать по-своему, ожидание, что он должен принести только удовольствие и комфорт. Отказаться, значит осознать хрупкость и непредсказуемость человеческой жизни и научится принимать все события с благодарностью: «в горе и в радости, богатстве и бедности, болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас». Быть нежной, как кот, Прыгнул к Марьюшке и замурлыкал: — Не бойся, Марьюшка, иди вперед. Будет еще страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся. Потерся кот спинкой и был таков, а Марьюшка пошла дальше преданной, как пес, Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит: — Ав, ав, Марьюшка, не бойся, родная, иди. Будет еще страшнее, не оглядывайся. Сказала и была такова. свободной, мудрой, решительной и сильной, как волк. — Не горюй, — говорит он, — а садись на меня и не оглядывайся. В эти моменты нужно уметь довериться своей природной злости и не боятся уйти, не оглядываясь, осознав собственные ограничения. Не побоятся перестать мнить себя царицей, а стать честной работницей в Ваших отношениях. Поклонилась Марьюшка царице и говорит: — Не знаю, как вас звать, как величать, а не нужна ли вам будет работница? Позволить себе искренность и быть готовой к Любому ответу. Будила, будила — никак не может добудиться, а рассвет близко. Заплакала Марьюшка: — Любезный ты мой Финист — ясный сокол, встань, пробудись, на Марьюшку свою погляди, к сердцу своему ее прижми! Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал: — Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала и меня нашла? Поедем же теперь на родину. Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить. Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать. Тогда Финист — ясный сокол говорит: — Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает? Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка. И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят. Это трудно, но это возможно. Нужно только очень отчаяться и захотеть. Любить – «лю»- принятие энергии, объединение, установление глубинной связи– с-лу-чай, от-лу-чить, лу-ч, лу-чистый, по-лу-чить, «бить» - желать. Убить – «у»- насильно – ужать, угнать, усидеть, устыдить, удешевить, усыновить, «бить» - желать. Быть или Иметь. Выбирать вам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|