Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога

Храмкова Ю.А.

Изучение некоторых когнитивных параметров                                 страха и тревожности  у детей при посещении стоматолога

Карагандинская областная школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

 

Введение. Тревожность, страх, боль – это известные причины в стоматологии, по которым многие пациенты откладывают визит к стоматологу или отказываются от лечения. Боль (а как следствие боли - возникновение тревожности и страха) в рамках психоаналитического подхода рассматривается как «актуальный невроз», в рамках бихевиорального - исследуется как болевое поведение. Страх же является биологически обусловленным механизмом защиты. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть, то, насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность - как реакцию на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (по Ю. Л. Ханину). Даже если пациент в действительности не страдает фобией, тревожность может появиться, становясь помехой в стоматологическом лечении.                 

  Статистическая оценка страха перед стоматологом у детей была исследована разными авторами (Weistein 1980, Stricker and Howitt 1965, Cohen 1973). Филлевич Н. И. и его коллеги (1981) исследовали влияние сильного страха и тревожности на эффективность работы стоматологической клиники [2]. В первую группу вошли пациенты с высоким уровнем тревожности и страха, во вторую  - с более низкими показателями страха. Результаты этих исследований показали, что стоматологу в работе с первой группой требуется примерно на 20% больше времени. Хотя период препарирования полости (измеренный по времени сверления) был в основном одинаковым для обеих групп, у лиц из группы с высокой степенью страха приходилось часто прерывать процесс препарирования, что свидетельствует о том, что страх пациента мешает эффективности лечения.    
        Такие нарастающие по напряжению состояния, как эпизодическая тревожность, волнение,  страх, имеют специфические    поведенческие     признаки [1]. Когда чувство тревожности становится неадаптивным с проявлением соответствующих реакций в поведении, пациент даже может полностью отказаться от лечения.   
        Состояние тревожности и страха можно классифицировать по следующим параметрам – когнитивные (познавательные), психофизиологические и поведенческие. Это проявляется как  частое сердцебиение, потливость, подергивание, непроизвольные движения.  В литературе описаны исследования тревожности и страха с помощью проективных тестов и опросников: Шкала проявления тревожности, Шкала тревожности по Спилбергеру – Трайту, тест рисования фигуры человека, Тест дентальной тревожности Кора (CDAS). Однако применение данных тестов у детей не всегда возможно.
         У. Айер описывает следующий прием оценки тревожности у детей: ребенку дается лист бумаги размером 9х11см с просьбой нарисовать человека того же пола, что и он сам. В данном случае  рисунок выражает степень страха своим размером.  Маленький, сжатый  рисунок выражает высокую степень тревожности и страха.  Однажды возникнув, состояние высокой тревожности может сопровождать ребенка в подобных ситуациях достаточно длительное время. Обязательным условием смягчения страха, тревожности и профилактикой их возникновения является создание и поддержка щадящего сенсорного режима в жизни малыша, понимание его эмоционального состояния. Вместе с тем важно помочь пережить уже сложившиеся жизненные стереотипы с помощью проработанных и проговоренных ребенком  тревожных ситуаций[3, 5, 6]. Исследование психологических проблем детской стоматологии позволяет проецировать вероятность более высокой тревожности у взрослых пациентов с негативными воспоминаниями о лечении зубов в детстве. Соответственно, если знать причины дискомфорта и корректировать их, работа врача стоматолога  может стать более эффективной.       
         Целью данного психодиагностического исследования явилось изучение проективными методами выраженности тревожности и страха у детей в возрасте  3-9-ти лет на амбулаторном приеме у врача стоматолога.  Гипотезой исследования явилось выявление взаимосвязи уровня страха пациента с особенностями выполнения рисуночного теста – использование цвета и заполняемости пространства рисунка.     

Если вас интересует вся статья, оставьте заявку для ее получения.


         РЕЗЮМЕ

Храмкова Ю.А.

Изучение некоторых когнитивных параметров                                 страха и тревожности  у детей при посещении стоматолога

Карагандинская областная школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В статье описано выявление взаимосвязи уровня страха, тревожности  пациента с особенностями выполнения рисуночного теста – использование цвета и заполняемости пространства рисунка.         Психокоррекционные приёмы, применённые в исследовании, могут применяться в работе стоматологической клиники  стоматологами или медицинским психологом.

Ключевые слова: страх, тревожность, кататимное переживание, когнитивные параметры.

 

 

 



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как избавиться от страха и тревожности быстро, комфортно, легко?
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Гипноз эффективен в лечении хронических болей в животе, тревожности и СРК у детей
  • Психокоррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии
  • Избавится от тревожности с помощью рисунка
  • Что делать с высоким уровнем тревожности?
  • Когнитивные методы терапии повышенной тревожности
  • Причины тревожности
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
  • Сказка о потерянном времени и тревожности
  • Причины тревожности – амбивалентная привязанность
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Освобождение от стресса и тревожности с помощью Седона-метода
  • Что нужно знать о тревожности.
  • Упражнения для снижения детской тревожности
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • О тревожности...
  • Век тревожности
  • О тревожности
  • Что должен знать каждый человек о тревожности.
  • Профилактика тревожности
  • Как избавиться от тревожности
  • Самопомощь при тревожности
  • О тревоге и тревожности
  • средство от тревожности
  • Противоядие от тревожности
  • Первичная артериальная гипертензия, как следствие сдерживания агрессии и тревожности
  • Первичная артериальная гипертензия, как следствие сдерживания агрессии и тревожности
  • Развею все твои тревоги…О нетипичных проявлениях детской тревожности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь