|
Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренингаАвтор статьи: Гаркуша Рура Сергеевна
Особенности переходного возраста, сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, в частности, нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности. Это диктует необходимость принятия специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Актуальность и новизна темы обусловлена тем, что подростковый кризис характеризуется заметным снижением успеваемости, работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности школьника. К 13 годам у детей возобновляются застенчивость, тревожность, страхи, эмоциональные расстройства, проявляющиеся в социуме. Вследствие этого, необходима своевременная коррекция школьной тревожности для успешной адаптации учащегося к происходящим с ним изменениям в этом возрасте. Одной из целей нашей работы явилась разработка программы социально-психологического тренинга для коррекции тревожности у подростков. Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение психологическими знаниями, развитие способности познания себя и других людей, повышение представлений о собственной значимости, развитие различных способностей, навыков и умений. Его основная задача – развитие личности участника, умения слушать и слышать других, говорить и убеждать, открыто высказывать свою позицию. Социально-психологический тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы, эффективный и широко используемый в настоящее время метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего-психолога. Его главной задачей является помощь участникам в выражении себя собственными индивидуальными средствами, в обучении воспринимать и понимать себя. Во время тренинговых занятий подростки овладевают различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения, что особенно важно для этого возраста, так как у учащихся часто наблюдается недостаток коммуникативных навыков. Создаются необходимые условия, в которых школьник может почувствовать себя комфортно, развить рефлексивный анализ, научиться думать и говорить о себе, сформировать положительную самооценку. Происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Школьники становятся более компетентными в сфере общения. Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе. Эмоциональный – касается усвоения полученной информации, новых знаний о себе и других, принятия своих неуспехов и недостатков, проживания снижения своей самооценки. Поведенческий – проявляется в расширении репертуара реакций, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения. Социально-психологические тренинги направлены на овладение участниками определенных коммуникативных и поведенческих умений и навыков с целью повышения компетентности в общении. Работая в группе, подростки имеют возможность получения обратной связи и поддержки от одноклассников, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Тренинг для учащихся направлен на решение психологических задач этого возраста. Таким образом, происходит воздействие на все уровни личности школьника. С декабря 2011 по май 2013 года проводили диагностико-коррекционную работу на базе ГБОУ гимназии №343 Невского района г. Санкт-Петербурга. В экспериментальном исследовании приняли участие 85 учащихся седьмых классов в возрасте 12-15 лет: 37 мальчиков и 52 девочки. Практическое исследование включало первичную и вторичную диагностику до и после коррекционной работы следующими методами: 1. Методики констатирующего эксперимента. 1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. 2) «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филлипса. 3) «САН – самочувствие, активность, настроение». 4) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е.Уэссманна – Д.Ф. Рикса. 5) «Методика определения темперамента» Г. Айзенка (EPI, форма А и B). 2. Методики формирующего эксперимента. 1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (сокращённый вариант оценки ситуативной тревоги); 2) «Восьмицветовой личностный тест» М. Люшера; 3) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е.Уэссманна – Д.Ф. Рикса (шкала XI «Спокойствие – тревожность»); 4) БОС – биологическая обратная связь А.А. Сметанкина, с использованием аппаратурно-программного комплекса «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 10-12 сеансов, 2-3 раза в неделю. 5) Социально-психологический тренинг для развития индивидуальных коммуникативных навыков учащихся, общим количеством 10 занятий по 40 минут, 2-3 раза в неделю. Каждое групповое занятие состояло из трех частей и преследовало определенные цели и задачи: 1. Вводная часть (разминка). 2. Основная часть (рабочая). 3. Завершение. Цели: 1) совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции; 2) снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия; 3) повышение сплоченности группы. Задачи: 1) развитие интересов к себе, стремление разобраться в своих поступках, способностях; 2) формирование первичных навыков самоанализа; 3) развитие чувства собственного достоинства; 4) развитие навыков личностного общения со сверстниками и способов взаимопонимания; 5) формирование интереса к другому человеку как к личности. Выделены следующие 8 этапов для проведения социально-психологического тренинга:
Первичное диагностическое исследование показало, что 24 школьника (28%), 15 девочек и 9 мальчиков, входят в группу риска по показателям ситуативной тревоги и личностной тревожности, что позволило объединить их в экспериментальную группу. В контрольную – вошел 61 человек (72%), 37 девочек и 24 мальчика, со средними показателями ситуативной тревоги и личностной тревожности. В результате проведенной диагностико-коррекционной работы выявлено, что после социально-психологического тренинга в экспериментальной группе наблюдается достоверное снижение уровня общей тревожности в школе (P≤0,05) и уровня страха ситуации проверки знаний (P≤0,01). Полученные результаты в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга представлены в таблице 1, в таблице 2 приведены данные изменений в контрольной группы по результатам констатирующего эксперимента. Расчет достоверности изменений проводили с использованием критерия Стьюдента для зависимых выборок. Таблица 1. Средние значения результатов теста Филлипса в экспериментальной группе
Примечания: В этой таблице и далее x – среднее арифметическое, s – среднее квадратическое отклонение; * - различия между двумя группами достоверны по критерию Стьюдента. Таблица 2. Средние значения показателей теста Филлипса в контрольной группе
Выявлено, что в контрольной группе наблюдается тенденция к повышению уровня всех показателей по тесту Филлипса, за исключением уровня общей тревожности в школе, страха самовыражения и низкой физиологической сопротивляемости стрессу. Повысились показатели фрустрации потребности в достижении успеха (P≤0,01), проблем и страхов в отношениях с учителями (P≤0,05). Наблюдается снижение уровня общей школьной тревожности (p≤0,05) и тревоги в ситуации проверки знаний (p≤0,01) в экспериментальной группе и усиление фрустрации потребности в достижении успеха (p≤0,01) и усиление напряженности в отношениях с учителями в контрольной группе (p≤0,05). Таким образом, задача снижения уровня школьной тревожности успешно решается методом социально-психологического тренинга.
* Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростков [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога [Текст] : материалы V Рег. науч.-практ. конф., 16-17 сент. 2013 г. / Союз педиатров России. – СПб., 2013. – С. 93-99 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|