Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга

Особенности переходного возраста, сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, в частности, нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности. Это диктует необходимость принятия специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Актуальность и новизна темы обусловлена тем, что подростковый кризис характеризуется заметным снижением успеваемости, работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности школьника. К 13 годам у детей возобновляются застенчивость, тревожность, страхи, эмоциональные расстройства, проявляющиеся в социуме. Вследствие этого, необходима своевременная коррекция школьной тревожности для успешной адаптации учащегося к происходящим с ним изменениям в этом возрасте.

Одной из целей нашей работы явилась разработка программы социально-психологического тренинга для коррекции тревожности у подростков.

Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение психологическими знаниями, развитие способности познания себя и других людей, повышение представлений о собственной значимости, развитие различных способностей, навыков и умений. Его основная задача – развитие личности участника, умения слушать и слышать других, говорить и убеждать, открыто высказывать свою  позицию.

Социально-психологический тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы, эффективный и широко используемый в настоящее время метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего-психолога. Его главной задачей является помощь участникам в выражении себя собственными индивидуальными средствами, в обучении воспринимать и понимать себя.

Во время тренинговых занятий подростки овладевают различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения, что особенно важно для этого возраста, так как у учащихся часто наблюдается недостаток коммуникативных навыков. Создаются необходимые условия, в которых школьник может почувствовать себя комфортно, развить рефлексивный анализ, научиться думать и говорить о себе, сформировать положительную самооценку. Происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Школьники становятся более компетентными в сфере общения.

Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности – когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе.

Эмоциональный – касается усвоения полученной информации, новых знаний о себе и других, принятия своих неуспехов и недостатков, проживания снижения своей самооценки.

Поведенческий – проявляется в расширении репертуара реакций, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

Социально-психологические тренинги направлены на овладение участниками определенных коммуникативных и поведенческих умений и навыков с целью повышения компетентности в общении. Работая в группе, подростки имеют возможность получения обратной связи и поддержки от одноклассников, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Тренинг для учащихся направлен на решение психологических задач этого возраста. Таким образом, происходит воздействие на все уровни личности школьника.

С декабря 2011 по май 2013 года проводили диагностико-коррекционную работу на базе ГБОУ гимназии №343 Невского района г. Санкт-Петербурга. В экспериментальном исследовании приняли участие 85 учащихся седьмых классов в возрасте 12-15 лет: 37 мальчиков и 52 девочки.

Практическое исследование включало первичную и вторичную диагностику до и после коррекционной работы следующими методами:

1. Методики констатирующего эксперимента.

1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.

2) «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филлипса.

3) «САН – самочувствие, активность, настроение».

4) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е.Уэссманна – Д.Ф. Рикса.

5) «Методика определения темперамента» Г. Айзенка (EPI, форма А и B).

2. Методики формирующего эксперимента.

1)    «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (сокращённый вариант оценки ситуативной тревоги);

2)    «Восьмицветовой личностный тест» М. Люшера;

3)    «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е.Уэссманна – Д.Ф. Рикса (шкала XI «Спокойствие – тревожность»);

4)    БОС – биологическая обратная связь А.А. Сметанкина, с использованием аппаратурно-программного комплекса «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 10-12 сеансов, 2-3 раза в неделю.

5)    Социально-психологический тренинг для развития индивидуальных коммуникативных навыков учащихся, общим количеством 10 занятий по 40  минут, 2-3 раза в неделю.

Каждое групповое занятие состояло из трех частей и преследовало определенные цели и задачи:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение.

Цели: 1) совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции; 2) снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия; 3) повышение сплоченности группы.

Задачи: 1) развитие интересов к себе, стремление разобраться в своих поступках, способностях; 2) формирование первичных навыков самоанализа; 3) развитие чувства собственного достоинства; 4) развитие навыков личностного общения со сверстниками и способов взаимопонимания; 5) формирование интереса к другому человеку как к личности.

Выделены следующие 8 этапов для проведения социально-психологического тренинга:

  • На первом этапе «На старте» происходит знакомство и установление контакта ведущего и группы, снятие барьеров, создание атмосферы доверия и сплочение группы.
  • На втором – «В мире людей» происходит дальнейшее сплочение группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучение навыкам конструктивного общения и умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
  • «Я среди других» посвящен обучению конструктивному выражению своих чувств и адекватному восприятию поведения другого.
  • «Мы очень разные и этим интересны друг другу» – позволяет повысить уверенность в сфере межличностного общения.
  • «В море эмоций» – расширяет знания участников о чувствах и эмоциях, развивает способности их безоценочного принятия, обучает навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
  • «В глубине души» создает условия для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
  • «Прошлое, настоящее, будущее» дает осознание своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
  • «Финал» – подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы, выход из контакта.

Первичное диагностическое исследование показало, что 24 школьника (28%), 15 девочек и 9 мальчиков, входят в группу риска по показателям ситуативной тревоги и личностной тревожности, что позволило объединить их в экспериментальную группу. В контрольную – вошел 61 человек (72%), 37 девочек и 24 мальчика, со средними показателями ситуативной тревоги и личностной тревожности.

В результате проведенной диагностико-коррекционной работы выявлено, что после социально-психологического тренинга в экспериментальной группе наблюдается достоверное снижение уровня общей тревожности в школе (P≤0,05) и уровня страха ситуации проверки знаний (P≤0,01).

Полученные результаты в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга представлены в таблице 1, в таблице 2 приведены данные изменений в контрольной группы по результатам констатирующего эксперимента. Расчет достоверности изменений проводили с использованием критерия Стьюдента для зависимых выборок.

Таблица 1.

Средние значения результатов теста Филлипса

в экспериментальной группе

 

                                    Показатели

 

До (x±s)

 

После (x±s)

Общая тревожность в школе

47,1±18,337,6±19,9*

Переживание социального стресса

36,4±20,540,0±19,0

Фрустрация потребности в достижении успеха

42,2±14,939,4±17,1

Страх самовыражения

39,3±28,041,3±31,2

Страх ситуации проверки знаний

61,3±16,544,7±27,1*

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

59,2±31,948,8±24,6

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

35,2±27,323,2±20,6

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

55,0±16,650,0±18,0

Примечания:

В этой таблице и далее x – среднее арифметическое, s – среднее квадратическое отклонение; * - различия между двумя группами достоверны по критерию Стьюдента.

Таблица 2.

Средние значения показателей теста Филлипса

в контрольной группе

 

                                    Показатели

 

До (x±s)

 

После (x±s)

Общая тревожность в школе

25,91±15,0524,47±16,63

Переживание социального стресса

32,42±18,8233,94±17,06

Фрустрация потребности в достижении успеха

28,97±14,8134,23±14,40*

Страх самовыражения

46,11±28,5242,50±25,20

Страх ситуации проверки знаний

30,00±17,3030,56±21,73

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

36,67±25,0238,67±25,21

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

19,00±23,7015,33±20,29

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

38,96±16,2944,38±15,51*

 

Выявлено, что в контрольной группе наблюдается тенденция к повышению уровня всех показателей по тесту Филлипса, за исключением уровня общей тревожности в школе, страха самовыражения и низкой физиологической сопротивляемости стрессу. Повысились показатели фрустрации потребности в достижении успеха (P≤0,01), проблем и страхов в отношениях с учителями (P≤0,05).

Наблюдается снижение уровня общей школьной тревожности (p≤0,05) и тревоги в ситуации проверки знаний (p≤0,01) в экспериментальной группе и усиление фрустрации потребности в достижении успеха (p≤0,01) и усиление напряженности в отношениях с учителями  в контрольной группе (p≤0,05).

Таким образом, задача снижения уровня школьной тревожности успешно решается методом социально-психологического тренинга.

 

* Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростков [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога [Текст] : материалы V Рег. науч.-практ. конф., 16-17 сент. 2013 г. / Союз педиатров России. – СПб., 2013. – С. 93-99



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Психокоррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Исследование социально-психологических аспектов уверенности и ассертивности личности
  • "Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Изменение агрессивности и тревожности в процессе групповой психотерапии
  • Повышение уровня уверенности в себе через занятие спотром
  • Подростковые игры на развитие коммуникативных навыков
  • Опыт становления творческой личности. Клиническая и социально-психологическая парадигма (научная статья)
  • Рекомендации школьному психологу, родителям и учителям по снижению школьной тревожности пятиклассников
  • Исследование характеристик социально-психологического климата
  • Развею все твои тревоги…О нетипичных проявлениях детской тревожности.
  • Особенности религиозного настроения среди некоторых социально активных подростков и молодежи
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • социально-психологические особенности людей пожилого возраста
  • Развитие навыков лидера для оптимизации работы организации
  • "Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих химической зависимостью"
  • Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей
  • Панические Атаки, Клаустрофобия и другие друзья Общей Тревожности
  • Стабильность vs Развитие: условия формирования успешной личности.
  • Профилактика и коррекция тревожности
  • О пользе формирования правильных навыков общения.
  • Техника снижения тревожности в трех уровнях
  • Особенности стыда и тревожности в созависимых отношениях
  • Коррекция тревожности у младших школьников
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Снижение уровня тревоги и депрессии за 3 недели. Исследования в Первом МГМУ им.Сеченова



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь