|
социально-психологические особенности людей пожилого возрастаАвтор статьи: Овчарова Елена Владимировна
Интерес к феномену старости вызван увеличившейся продолжительностью жизни, особенно в развитых странах. Большое внимание психологов уделяется тому, от чего именно зависит старость, что влияет на её протекание, каково влияние общества и общественных стереотипов на характер старения, перспективы включенности пожилого человека в разные сферы общественной жизни. От решения этих вопросов зависит разработка стратегических направлений социальной политики в отношении пожилых, а также конкретные формы её реализации. В отечественной и зарубежной литературе выделяется множество теорий и подходов к проблеме старения и старости. Их можно разделить на те, которые акцентируют лишь одну из сторон старения (биологическую, социальную или когнитивную) и комплексные, с точки зрения которых, на старость влияют несколько взаимосвязанных процессов. Также можно говорить и о множестве классификаций психических изменений в старости и типов психологического старения. Все они делятся по разным основаниям. В общем виде выделяются два типа старости [Гизе Ф., 1988; Кон И.С., 1987]: позитивная (пожилой человек уравновешен и спокойно смотрит в будущее; участвует в общественной жизни) и негативная (разочарование; изоляция от общества по собственной воле; острое переживание процесса старения). В литературе выделяется две основные жизненные позиции человека: пассивная (конформистская) и активная. Первая направлена на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам, вторая - на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Говоря о жизненной позиции пожилых людей, в литературе выделяется пять основных ее видов: конструктивная, зависимая, защитная, позиция враждебности миру, позиция враждебности к себе и своей жизни [Грмек М.Д., 1964]. Данная типология позволяет объективно подходить к оценке действий пожилого человека, к выбору форм и методов общения с ним. Для выявления психологических особенностей людей пожилого возраста с активной жизненной позицией нами было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие 30 человек в возрасте от 60 до 81 года. Из них 15 человек являются членами различных общественных организаций («Дети военного Сталинграда», «Общество малолетних узников фашистских концлагерей» и др.). Эти люди получают дополнительную материальную компенсацию от государства, участвуют в городских социальных программах, а также имеют возможность дополнительного обучения. Нами были использованы следующие методики: «Шкала самооценки и оценки тревожности» Ч. Спилбергера; методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян, М. Ш. Магомед-Эминов); методика «Склонность к одиночеству» (А. Е. Личко); методика определения индекса жизненной удовлетворённости; экспресс-методика Айзенка, направленная на изучение психодинамических особенностей; анкета «Степень активности человека» (авторская); методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова). В результате исследования были выявлены различия в уровне удовлетворённости жизнью. Пожилые люди с активной жизненной позицией имеют средний уровень удовлетворённости жизнью. Такие люди общительны, позитивны, жизнерадостны. У пожилых людей с пассивной жизненной позицией преобладает низкий уровень удовлетворённости жизнью. Также выявлены различия в уровне дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Пожилые люди с активной жизненной позицией (86,8%) и со средним ее показателем (81,8%) имеют низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Это говорит о гармонии внутреннего и внешнего мира, гармонии желаемого и имеемого. Люди с таким показателем более успешны, у них высокая степень самореализации Пожилые люди с пассивной позицией (50%) имеют средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Однако у пожилых людей с активной жизненной позицией ярче выражен страх отвержения. Страх заставляет человека избегать ситуаций, в которых он может оказаться отверженным и вынуждает слишком охотно соглашаться с другими людьми, отказываясь от себя. Это может привести к потере собственного «Я». В связи с этим таким людям необходима поддержка и осознание ценности и значимости своей деятельности со стороны социума. В стремлении к одиночеству также проявляются различия. Так, у пожилых людей с активной жизненной позицией эта тенденция слабо выражена. Такие люди общительны, идут на контакт и сближение с другими людьми. Они рады помочь, если их об этом попросят. К тому же, активные пожилые люди характеризуются эмоциональной стабильностью, они более спокойны, уверенны в себе, проявляют устойчивость к стрессовым ситуациям. Независимо от выбранной жизненной позиции пожилого человека, у него преобладает низкая реактивная и личностная тревожность. Так же не влияет жизненная позиция и на степень сниженного настроения. Было выявлено, что у всех испытуемых настроение не снижено. Это характеризует активную психическую деятельность, повышенную социальную активность и общение человека. С помощью метода U – критерий Манна – Уитни выявлено, что активное участие пожилых людей в социальной жизни позитивно влияет на удовлетворенность жизнью (0,66), сниженное стремление к одиночеству (0,55), эмоциональную стабильность (0,63) и стремление к аффилиации (0,57). Так же с помощью метода Пирсона выявили, что существует связь между эмоциональной стабильностью пожилого человека и его удовлетворенностью жизнью (R = 0,48). Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологические особенности людей пожилого возраста напрямую зависят от занимаемой ими жизненной позиции. Чем выше активность людей пожилого возраста, тем позитивнее и легче ими воспринимается старость. Изучение данной проблемы дают основания сформулировать следующие рекомендации - активнее внедрять эффективные социальные программы, направленные на организацию деятельности пожилых людей, а именно: создание и курирование общественных организаций для лиц пожилого возраста, мини-клубов с целью расширения круга их общения; обучение новым технологиям (работа с компьютером, интернетом, содействие дистанционному обучению); привлечение волонтеров в работе с пожилыми людьми; создание альбома жизнеописания клиентов (запись впечатлений от прожитой жизни, наиболее ярких воспоминаний, описание событий, происходящих в настоящее время, организация фотовыставок) и др.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|