Особенности гериатрической работы с людьми среднего и пожилого возраста

Лечебно-профилактическая работа с этими пациентами имеет свои особенности. И эти особенности определяются не столько клиническими критериями, сколько психологическими и организационными факторами (в смысле вовлечения больных в лечебную орбиту). В своих жалобах и в осознании субъективной картины заболевания они меньше всего фиксированы на психологической (психопатологической) составляющей. Их внимание устремлено на соматические болезненные ощущения. Они не осознают опасности того деструктивного процесса, который приводит к снижению уровня эмоциональных и интеллектуальных возможностей личности. Приходится констатировать и такой факт: наплыва таких людей в кабинет психотерапии и гериатрии нет. Участковые терапевты и неврологи проводят определенный объем лекарственной терапии на соматическом уровне, но в целом процесс деструкции продолжается. 
У врачей-интернистов не всегда имеются установки и понимание необходимости направлять такого рода пациентов в кабинет психотерапии и гериатрии.
Психотерапевту-геронтологу в буквальном смысле слова приходится "вылавливать" в процедурном кабинете или коридорах поликлиники тех больных, которым он может существенно помочь.
Иллюстрацией сказанного может служить следующий клинический случай. Больная Ш., 84-х лет. Ориентация в своей личности, месте и времени сохранена. Озабочена одним: у нее трофическая, незаживающая язва на коже левой голени. По назначению невропатолога ей делают инъекции актовегина, по совету хирурга применяет какую-то очень дорогую мазь. Но трофическая язва не заживает. В процессе общения с больной выясняется, что у нее "нет аппетита", что она в последнее время похудела. У нее головокружения, шум в голове, головные боли сжимающего характера. Стала "забывчивой". Плохо спит. И лишь, в конце концов, отметила, что у нее подавленное настроение. О необходимости и возможности обратиться к психотерапевту она даже не догадывалась. Курирующие ее врачи также ей ничего не подсказали. Одним словом, развитие событий приобретало хронизирующий характер. Увядание происходило по типу мумификации: сухость кожи, кожный зуд, снижение веса тела и т.д. Страдает также катарактой, более выраженной в правом глазе. Стояла проблема оперативного вмешательства.
Лечебно-оздоровительный процесс, примененный в данном случае, включал в себя следующие воздействия: а) рациональную и суггестивную психотерапию; б) для улучшения мозгового кровообращения были назначены ноотропил по 1 капсуле утром и днем, кавинтон форте по 1 таблетке днем и вечером. Обязательным условием была рекомендация принимать эти ноотропные препараты на фоне питьевого режима (зеленый чай с лимоном, с коричневым тростниковым сахаром). Дело в том, что само по себе такое регулярное питье улучшает мозговое кровообращение, создает благоприятную почву для более полного проявления лечебного потенциала ноотропов; в) и, самое главное, был введен интенсивный курс активирующей, стимулирующей неспецифической терапии.
Проведен курс пирогенала в дозировке от 10 до 25 мкг в сочетании с рибофлавином мононуклеатом. Инъекции делались через день. Курсовое лечение состояло из 30 инъекций. После первоначальной инъекции лишь одного пирогенала в дозировке 10 мкг у больной поднялась температура тела до 37, 8 градусов по Цельсию. Последующие инъекции пирогенала в дозе 10 мкг даже в сочетании с рибофлавином мононуклеатом по 1,0 мл внутримышечно вызывали менее интенсивную реакцию.
В результате столь активной комплексной терапии в состоянии больной наступил очень благоприятный сдвиг. Самое главное, что стало очевидным для самой больной, - это заживление трофической язвы на коже левой голени. Потом она заметила, что конечности стали меньше мерзнуть (о том, что у нее мерзли ноги даже летом, она в своих жалобах первоначально даже не упоминала). Наблюдался благоприятный сдвиг и в других сферах. Исчезли головные боли, уменьшились головокружения и шум в голове. Стимулировался аппетит, несколько прибавила в весе. Отметила у себя также улучшение настроения и самочувствия. Наметился благоприятный сдвиг и в офтальмологическом аспекте. Более эффективным стало консервативное воздействие.
Анализ случая. У женщины, с неотягощенной наследственностью и генетической склонностью к долголетию, к 84 годам жизни проявились определенные болезненные расстройства сосудистого и обменного характера. Шел процесс увядания во всех сферах жизненно важных отправлений организма. Особенно внимание больной было фиксировано на наличии незаживающей трофической язвы. Это ее побуждало активно обращаться к интернистам. Чувствовалось, что с другими, явно болезненными нарушениями в мнестической и эмоционально-волевой сфере она как-то "свыклась", примирилась. Или их не замечала. Помочь в данном случае мог только активный курс комплексной терапии. Что касается приоритетов, то ведущую роль сыграла неспецифическая терапия (интенсивный курс пирогенала в сочетании с рибофлавином мононуклеатом).
Разумеется, свою лепту внесли и ноотропы, а также адекватное питание. Что касается психотерапии - рациональной и суггестивной, - то именно ей мы обязаны тем, что удалось эффективно провести описанный выше лечебно-профилактический процесс.
В целом нами были проанализированы 68 амбулаторных карт больных в возрасте от 60 до 85 лет. Мужчин было 22 человека, женщин - 46 человек.
Это сведения за период с 2005 по 2008 годы. В этиологическом и патофизиологическом плане это были люди, страдающие сосудистыми заболеваниями головного мозга или перенесшие инсульты, не приведшие к параличу конечностей или афазии. В житейской обстановке они были вполне адекватны, хотя и имелось определенное снижение уровня интеллектуально-мнестических данных. В эмоциональном плане преобладали гиподинамические и субдепрессивные проявления. Поводом для обращения к участковому терапевту или невропатологу были жалобы и соматические ощущения, идентичные описанным выше. Индивидуально пациенты различались преморбидными и морбидными психологическими особенностями. В лечебном плане они отличались различной степенью активности в динамике лечебного процесса. Часть пациентов останавливалась на полпути. Поэтому решающим фактором в достижении поставленной цели были не столько квалификация геронтолога и эффективность лечебно-профилактического комплекса, сколько уровень сохранности и степень активности пациента.
Ремиссии типа "Б" наблюдалась лишь у одной трети. У другой трети можно было констатировать ремиссию уровня "С". У остальных пациентов, недостаточно активных или не завершивших курс лечения, терапевтический эффект, разумеется, был минимальным.
 Краткое резюме. В арсенале врача-психотерапевта-геронтолога имеется целый набор лечебно-профилактических средств, способный предотвратить или приостановить течение деструктивного процесса сосудистого и обменного генеза у людей среднего и пожилого возраста. Речь идет об интенсивно проводимой психотерапии в сочетании с ноотропными средствами и неспецифической терапией (применение пирогенала в сочетании с витаминами). Эта терапия обладает определенной степенью активирующей стрессогенности. Основным препятствием в реализации этого лечебно-профилактического потенциала в амбулаторной практике являются чисто психологические или организационные факторы. Задачей психотерапевта-геронтолога является активное вовлечение пациентов в кабинет психотерапии и гериатрии, умение их удержать, чтобы довести лечебно-оздоровительный процесс до завершения. Эта цель достигается в первую очередь ликвидацией соматоподобных, трофических и сосудистых расстройств. В данном случае психотерапевт-геронтолог выступает в роли врача общей практики. В дальнейшем перед психотерапевтом-геронтологом открывается перспектива в большей степени содействовать гармонизации эмоционального и интеллектуально го уровня престарелых людей. Разумеется, этот процесс "запускается" с самого начала терапии.
     Не в каждой поликлинике имеет геронтолог или психотерапевт, понимающий серьезность проблемы и склонный заниматься  этими людьми.   Проблема не просто в том,  чтобы  улучшить качество их жизни, а чтобы предотвратить их превращение в живых трупов. Это и в интересах их детей и близких.  

Более подробную информацию по этой проблеме и многим другим Вы найдете, войдя в мой сайт: Doctor-Kraitserov.UMI.RU (вызывается через Гугл).  Если Вы сочли информацию интересной и полезной для себя, пожалуйста, передайте ее по эстафете другим!  



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Главное не победа, главное - участие" или почему процесс не менее важен, чем результат.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Критика "немедицинской психотерапии" и перспективы развития психологической терапии
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как сделать так, чтобы желания сбывались быстрее? Курс "Везение по-женски"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Боль - это специфический полевой процесс, который Хеллингер называл "прерванное движение"
  • Кризис среднего возраста: "симптомы" и "лечение".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "Нет выше Цели, чем Служить Другим" || Компонента Мотивации!!! >>>
  • Что такое доминанта? Ее роль в лечебно-профилактическом процессе
  • " Хватит откладывать то, что Вы Давным-Давно должны были Сделать!"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Искренность концепта "жили-были".
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • "Мой малыш - Манипулятор" (С больной головы на здоровую)
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Больной" ребёнок и родители на коленях
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь