|
"Главное не победа, главное - участие" или почему процесс не менее важен, чем результат.Автор статьи: Тарабыкина Мария Алексеевна
"Выплюни конфету - она отвлекает от сосредоточенности" - фраза игрока в квесты (живая логическая игра на время). Меня это очень разозлило. Неужели я плачу деньги за то, чтобы стоять в нервном напряжении и пытаться взорвать свой мозг ради крутого результата, да ещё и под наблюдением директивного друга? Сосредоточиваясь на результате, мы забываем прожить опыт и получить от него удовольствие или разочарование, как следствие, даже отличный итог не приносит нам удовлетворения, если опыт не был прожит. Чёрная дыра ищет ещё чего-то и туда попадает алкоголь, секс, телевизор, обжорство. Именно так сейчас нацелено наше общество - больше результата, больше денег, выше статус, ты должен быть победителем. Это выгодно экономике, но не человеку. В итоге мы постоянно в поисках "счастья". Ищете идеальные отношения? В вашей голове строгая картина как это должно быть и вы методично кроите идеал из того, что есть? И вот, ура, он на вас женился??!!! Очень часто мы потом много злимся на себя и партнёра, что "счастья" не случилось. А вот если взглянуть, на то, что для ваших отношений действительно делал человек, можно увидеть совсем другую картину... Он был заботлив, по-своему выражал любовь, по-своему организовывал быт и общался с вами на людях. И в этот момент вдруг возникает чувство разочарования - Вы пропустили самое важное, любовь. А может быть и по-другому, вы так стремились к счастью в вашей голове, что не заметили, что рядом был тиран. Опыт может быть и положительным и негативным, но очень важно его заметить и прожить, ведь от этого вы можете изменить качество жизни. Негативный опыт тоже важно замечать и проживать - ведь, если всё время наступать себе на горло ради результата, то в конце концов и этот результат, даже самый лучший, начнёт вызывать тошноту. Такой пример часто иллюстрируют дети, которых родители заставляли заниматься неприятным им делом, да ещё и ради победы. Медалей сотня, а ребёнок по-прежнему хочет, чтобы его оставили в покое. Именно поэтому такой человек в будущем может вообще считать любую победу чем-то неприятным, это как одна из крайностей. В этом примере, конечно, ещё много нюансов и других сторон, но мы говорим о разрешении и принятии проживания опыта и понимания его цены, с теми реальными чувствами, которые он вызывает. Яркий пример: Машенька с детства очень любила рисовать и бдительная мама, заметив это, отдала девочку в художественную школу. Всё было здорово, пока на одном из занятий педагог не решила объяснить ребёнку, что результат его труда не соответствует нормам. И всё бы ничего, ведь это процесс обучения, но она решила не дать шанс исправить девочке самой результат, а своей педагогической рукой подкорректировала весь рисунок. С тех пор Машенька не стала учиться рисовать и уже взрослая считает, что у неё это совсем плохо получается и стыдно такое показывать. Т.е. в настоящем, она не признаёт любой свой результат хорошим, а соответственно и не может приступить к процессу, который просто приносил удовольствие, потому как вместо процесса она постоянно думает о неудачном результате. К тому же оценить результат можно только в сравнении. Сравнение в нашей жизни всё ближе к понятию конкуренции. Основоположник направления по исследованию конкуренции в социальной психологии Мортон Дойч еще в 1973 году указал на нелогичность предположения о врожденной потребности человека побеждать. Эта потребность искусственно воспитывается обществом: семьей, школой, окружением. Социолог Дэвид Рисман добавил к этому, что мы начинаем конкурировать и соперничать с другими в процессе воспитания. Конкуренция -искусственный механизм среди людей. Почему же для нас так важен результат? Да потому, что это то, через что мы с самого детства получаем признание. Многие родители транслируют посыл "я буду, тебя любить, если ты будешь учиться на отлично". Так стоит ли ломать свою жизнь ради искусственного признания? Каждый из нас сам по себе уже ценен и уникален. Разрешите себе прожить и заметить свою жизнь, а не пытаться сделать её лучше, чем у кого-то, даже воображаемого себя. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|