"Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.

Многим знакома такая картина: разгоряченные родители с упорством пытаются что-то втолковать растерянному ребенку, а он при этом не выражает никаких признаков понимания. Более того, с каждым родительским усилием ребенок как будто становится все менее и менее сообразительным, цепенеет и заливается слезами. Взрослые начинают раздражаться еще больше: "Я же тебе объясняла, дважды два – четыре! Ты же уже знаешь таблицу умножения?!". Проявление детского непонимания и слезы воспринимаются многими родителями и педагогами как способ манипуляции… В результате чего сугубо учебная проблема "нерешенного примера" разрастается до масштаба оценки всей личности ребенка и его характера. "Вечно у тебя все ни как у людей!". "Так бы ты математикой занимался, как в смартфоне играешь!" "Только зря время на тебя свое трачу…". Эти и подобные им фразы еще больше усиливают детский стресс, из-за чего понимание объясняемого материала становится практически невозможным.

В психологии принято говорить: "аффект тормозит интеллект". Когда мозг находится в ситуации стресса, все ресурсы организма направляются на выживание – сражайся, беги или прячься. Поэтому то, что может внешне казаться как оцепенение или капризы, в действительности является защитной реакцией ребенка на враждебную ситуацию. В такие моменты ребенок не просто не способен решить новые для себя задачи или усвоить правила, но  забывает даже то, что хорошо знал до этого.

Повторяясь, подобные стрессы могут привести к невротическим реакциям в виде навязчивых действий и ритуалов, к заниженной самооценке и отказу от любых достижений, которые могут быть оценены.

Вот несколько рекомендаций для родителей, которые помогут позаботиться не столько об успеваемости ребенка, сколько о его психологическом здоровье и благополучии.

1. Установите доброжелательный контакт с ребенком, отложите на время свои требования высоких оценок и правильно выполненных заданий. Оценку и знания, в конечном итоге, можно улучшить, а вот эмоциональные травмы и потеря доверия в отношениях со значимым взрослым остаются с ребенком на всю его жизнь.

2. Попробуйте разобраться с причиной затруднений, которые испытывает ребенок в учебе. Это могут быть:

  • эмоциональные трудности (страх критики и осуждения, проблемные взаимоотношения с педагогами и одноклассниками, неблагоприятный эмоциональный климат в семье),
  • проблемы мотивационной сферы (нет понимания какого-либо процесса или действия, отсутствие необходимых умений и навыков, недостаток веры в себя),
  • особенности развития некоторых познавательных функций (задержка речи, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сложности с выражением мыслей вслух).

На многие вопросы поможет ответить доверительная беседа с ребенком и его ближайшим окружением (педагоги, воспитатели и др.).

3. Старайтесь делать процесс изучения нового более радостным и приятным для ребенка. Поддерживайте его стремление изучать интересные факты, проявляйте доброжелательный интерес к его увлечениям и открытиям. Это укрепит доверие между Вами и станет своеобразным мостиком к тому, чтобы находить интересное даже в нелюбимых уроках и заданиях.

4. Помогите ребенку правильно организовать время для труда и отдыха. Пусть время для выполнения самого нелюбимого предмета будет разделено на интервалы, после которых ребенок сможет попить с Вами чай или поиграть в свою любимую игру.

5. Старайтесь замечать даже самые маленькие успехи, которые делает ребенок в трудном для себя деле. Не стоит сравнивать его с кем-то из других ребят или даже взрослых, если только речь не идет о сравнении как поддержке и утешении: "Я в детстве тоже не очень понимала математику, но потом ее полюбила". Помогите ему увидеть собственный прогресс и научите гордиться даже маленькими достижениями: "Раньше у тебя не получалось решать примеры с дробями, а теперь ты сам можешь объяснить кому угодно, как это делается".

6. Лучшими помощниками в объяснении нового материала являются игра и метафора. Именно на них построены все задачки для младшеклассников и мультфильмы о нерадивых учениках ("В стране невыученных уроков" (1969 г.), "Остров ошибок" (1955 г.), "Буревесник" (2005 г.)). Старайтесь задействовать разные каналы восприятия ребенка при объяснении материала. Многим информация становится понятна только при "опредмечивании" и одушевлении каких-то понятий. Так, например, неаккуратный почерк может быть скорректирован метафорой, где каждая буква подобна живому существу и нуждается в особой заботе. Тогда можно сказать: "Чем красивее и ровнее мы будем писать, тем счастливее и радостнее живут буквы в наших тетрадках".

7. Не бойтесь обратиться за профессиональной помощью. Наиболее точную диагностику о состоянии ребенка могут дать соответствующие специалисты: детский психолог, дефектолог или невролог. Правильно установленная причина неуспеваемости поможет принять необходимые меры и сэкономить родительские силы на бесполезных усилиях. 

И самое главное – не забывайте, что процесс учебы – это только часть жизни. Но от того, с каким опытом отношения к знаниям (и самому себе) ребенок выйдет во взрослую жизнь, зависит порой и само качество его жизни.



Просмотров: 687
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок "тормозит" во время сборов...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь