Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"

Автор статьи: Макс Ильин

В данной статье - я решил напомнить публике, какой я офигенный эксперт  чем же является и занимается психотерапия (с моей перспективы - но не думаю, что я один такой); также предлагаю некоторый "римейк" одной из самых своих популярных публикаций на этом ресурсе, насчёт корней псих-проблем; и под конец, небольшая "лирика" о мотивации участников (практика и клиента, соответственно).

Могу заранее извиниться перед менее терпеливой и внимательной частью публики за "невероятный" объём текста (фактически "3 статьи в формате 1-й") - но не буду, так надо :)

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ?

Для ответа на этот вопрос неплохо вспомнить, что такое вообще "терапия". Впрочем, это понятно - всего лишь "Лечение", "Исцеление", "Помощь" и прочее. В древности врачи говорили так (точнее, прародитель всей современной западной медицины - Гиппократ): "Medicus curat, Natura sanat" - Врач опекает, Природа исцеляет (переводят часто иначе, но имелось в виду именно так).

Описывается этим такое базовое положение, что все живые системы стремятся к балансу и гармонии естественно, природно, "по сущности своей" - и таким образом, процесс исцеления (возвращения целостности, собственно) происходит как бы "сам собой", если ему ничего не мешает.

Разумеется, что касается органических тел - безусловно распространяется и на психику, как высшую форму развития этой органики; некоторые философские позиции этот постулат оспаривают, но основной доктриной современной науки, медицины и в частности психологии является всё же *Физикализм*. Буквально - это "природность" с греческого; концептуально - все процессы и явления, происходящие в мире и доступные восприятию, познанию и переживанию (как и сами эти акты), фундаментально и неизбежно являются физическими.

Чем это отличается от известного всем материализма? Тем, что в понятие "природы" не включена только лишь "грубая материя" - учитываются также более "утончённые" физические проявления, как-то время/пространство, квантовая реальность и прочее. 

Впрочем, не о том речь. Речь о следующем - так как позитивные изменения, развитие, рост и эволюция являются естественными, "автоматическими" процессами, то и практика психологической терапии имеет дело с натуральной тенденцией человека к личностному росту, самоактуализации (как отметил Карл Роджерс, один из важнейших психологов/терапевтов в истории). 

Процесс психотерапии - может быть представлен в общем плане, таким образом, как "ассистирование", содействие этому естественному процессу личной эволюции клиента. Впрочем, есть у автора и более "продвинутое" - точнее, конкретное и специфичное, определение - выражается в формуле "6-С":

- Психотерапия - это Систематическая Стимулирующая Структурированная и Страхующая Ситуация Содействия прицельному личностному развитию. 

Люди, от "серьёзных публикаций" далёкие, могут перепугаться сходу такой "батареи" из умностей - но такова уж наука; это не "художественный текст"*, это реальная вербальная формула, где все элементы продуманы и необходимы. Разбор этих компонентов - выйдет за рамки данной публикации, так что пока считаю возможным ограничиться.

*Ни в коем случае не обесцениваю худ-литературу; значимые и стоящие художественные тексты обладают такими же свойствами, и уважающие себя авторы также уделяют много внимания этим моментам в своих сочинениях.

* * *

"НОВЫЕ" КОРНИ ВСЕХ ПРОБЛЕМ = ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ ЛИЧНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

На этом фундаменте - и следует "Версия 2.0" списка "корней" всех психологических проблем. Точнее сказать - это не то, что бы "корни", т.е. причины и истоки; речь о ядерных механизмах, удерживающих психику и личность в расстроенном психологически состоянии.

Дело в том, что описанная выше "метафизика" - обуславливает характер терапевтической работы; мы особенно ничего не делаем, кроме того, что устраняем барьеры и преграды на пути развития, роста и позитивных изменений личности.

Как можно заключить (дополнительно обратившись к предыдущей версии, на основе системы С. Ковалёва) - этих Ядерных "Барьерных" Механизмов всего-ничего:

1) Дефицит Ресурсов. Выявляется буквально по формуле "Не хватает...": информации, понимания этой информации, мотивации, умений, связей, терпения и т.п.

2) Конфликт Факторов. Сюда прежде всего относятся, разумеется, внутри-личностные конфликты - установок, переживаний, верований, мотивов, "субличностей" и прочего. Но также это можно вынести в контекст поведения - т.е. конфликт личности с окружением ("организма со средой"); впрочем, здесь уже высока вероятность покинуть пределы "чистой" психологической работы.

3) Балласт в Системе. Если дефицит касается, очевидно, недостатка необходимого - балласт относится к избытку бесполезного (который со временем, что закономерно, переходит во вредоносный "шлак"). Естественно, это касается всякого рода психо-травм, ригидных жизненных сценариев, устаревших режимов поведения и т.п.

И в общем, это и всё. Серьёзно - перефразируя пресловутую цитату: Дайте мне любую проблему, и я её вам сведу к этим трём :) В простых случаях - мы можем дойти до одного ядерного механизма, проработать его и проблема будет решена.

Однако, это редкость - чаще всего, как и заявлено в определении, данном выше, требуется систематическая коррекция целой сети из дефицитов-конфликтов-балластов; так как личность - это живая система, пусть и проблемная, но адаптированная к своим условиям и этим проблемам. 

В качестве "бонусного" дополнения - хотелось бы изложить шикарную когнитивно-поведенческую установку, "сворованную" у Фрэда Николса, американского организационного консультанта и бывшего военного инженера. Назвать её можно как "Эвристический Конструктивизм", следуя философской схеме классификации взглядов.

Его, не побоюсь таких слов, гениальная позиция в отношении проблем и их решения состоит в том - что мы не "находим" решения. Мы их - создаём. "Крафтим", проектируем, "дизайним", конструируем и всё прочее. 

На самом деле - это настолько здравый смысл, что диву даёшься; ведь и правда, проблемы не приходят с "заранее заданным" решением (иначе бы они назывались "задачи") - это решение необходимо разработать, организовать и реализовать. И оно будет оптимальным и уникальным исключительно в данной ситуации - универсального нет (хотя естественно, фундаментальные принципы применимы во многих случаях - но лишь как шаблоны и инструменты, а не "готовые домашние задания").

* * *

"ЛИЧНАЯ ПОВЕСТКА" СПЕЦИАЛИСТА И КЛИЕНТА

И обещанный "десерт" - мотивационные аспекты обоих сторон "терапевтического альянса". Как можно понять, выше уже указана основная функция терапии - содействие естественному процессу личной эволюции. Базовая цель, соответственно, также упомянута - это преодоление и устранение всех препятствующих этому процессу преград и барьеров; это то, что объединяет и клиента, и специалиста в терапевтической деятельности.

Кстати сказать, и обычно идущие вслед за целями задачи - также отлично извлекаются из изложенного; фундаментальными задачами терапии являются:

1) Преодоление дефицита личностных ресурсов, необходимых для развития

2) Разрешение личностных конфликтов, "саботирующих" процессы роста

3) Избавление от личностного "балласта", тормозящего эволюцию

Однако, речь немного о другом нюансе - а именно, что движет отдельно клиентом и терапевтом, каковы их основные мотивы? Опять же, пренебрегая частностями - сфокусируемся на принципиальном.

"Личную повестку" (т.е. ведущие мотивы и основные интересы) клиента изящно сформулировал горячо мной обожаемый А. Эллис, и даже написал на эту тему отдельную работу для широкой публики - а именно "Feeling Better, Getting Better, Staying Better". Таким образом, мы можем выделить основные мотивы клиента:

- Улучшить самочувствие - снизить стресс, избавиться от невротических негативных эмоций и так далее.

- Изменить себя и/или свою проблемную ситуацию "радикально" - то есть, не просто поменять настроение "здесь-и-сейчас", а глубинно стать более здоровой, сильной и зрелой личностью.

- Сохранить и преумножить эти изменения - в дополнение к тому, что результаты необходимо достичь, их ещё нужно поддерживать и даже развить ещё далее.

Соответственно этому - ведущими требованиями клиента к терапии выступают:

1) Эффективность - ощутимая и, желательно, очевидная продуктивность терапевтических действий, вмешательств, упражнений и вообще;

2) Оперативность - "чем быстрее, тем лучше", само собой;

3) Надёжность - стабильность сделанных изменений;

4) Удобность - приемлемый комфорт и относительная незатратность занятий

* * *

В чём же тогда состоит "личная повестка" (private agenda) терапевта, консультанта и другого типа специалистов? Мой персональный взгляд - не очень "интуитивный", ведь автоматически на ум приходит нечто вроде "Помочь клиенту оптимальным образом", "Сделать всё возможное в терапевтических целях"... И это да, имеет место быть.

Но, как считаю лично я - это всё и сложнее, и проще одновременно. С одной стороны - да, фундаментальная мотивация помогающих профессий у психолога-консультанта или терапевта присутствует; но это только один компонент.

Другой - то, что существует такая вещь, как "Внутренний Контроль Качества"; этот самый "ВКК" обуславливает факт, что все требования со стороны клиента к процессу - одновременно присутствуют и у специалиста. Причём - это важно иметь в виду, в гораздо большей и высшей степени "требовательности", критичности и детализации, чем у 99,9% клиентов!

И последний момент - всё это может быть сведено в одну компактную мотивацию: Повышение собственного клинического КПД - то есть, совершенствование личных навыков, инструментов и прочих активов, имеющих отношение к непосредственной терапевтической практике.

Можно выделить такие аспекты этого "ККПД", как:

1) Адаптация, проверка и модернизация терапевтической теории (т.е. моделей психопатологии, процессов вмешательств и изменений и т.п.).

2) Использование, тестирование и совершенствование клинического арсенала (методов и техник вмешательства, упражнений, метафор, схем и т.п.).

3) Креативное и оперативное использование доступных терапевтических ресурсов (грубо говоря, это "всё что не техники и не теория", но всё равно помогает - терапевтический альянс, анализ сопротивления, условия контекста и другие вспомогательные средства).

* * *

Итак, кажется - пора закругляться с изложением, число знаков превысило 10 000 :) Спасибо всем дочитавшим и оценившим - если есть ценная обратная связь, рад принять в комментариях!



Просмотров: 670
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Портативная Психотерапия": "Аптечка" для психологической (само)помощи
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь