Формирование жизненной позиции, как целостности личности и её жизненных отношений определяется в гармоничном, успешном самоопределении и самовыражении. Процесс формирования активной жизненной позиции осуществляется именно в подростковом возрасте, так как ведущем мотивом поведения и деятельности подростков в школе является их стремление быть значимыми среди товарищей в классном коллективе, а затем и в обществе.
Не будем забывать, что подростки бывают излишне инициативны, самоуверенны и чрезмерно критичны в отношении окружающих. Стараются казаться взрослыми, независимыми, отстаивая своё право на самостоятельность. Именно в подростковом периоде происходит пик социальной активности, стремление стать лидером. К подросткам приходит осознание своего социального статуса. Многие из них испытывают тревожность и недовольство своим статусом, чувствуя непопулярность среди сверстников или отвергнутость. Некоторые из ребят, не нашедшие признание в учебном коллективе, часто примыкают к стихийным, асоциальным группам или погружаются в виртуальный мир. Именно таким детям требуется помощь и поддержка со стороны родителей, ориентируя их на активную социальную позицию.
Помним, что именно в этот возрастной период формируются ценности и нормы, нравственные убеждения, принципы, идеалы, которыми подростки руководствуются в своём поведении, что позволяет им противостоять негативным и отрицательным воздействиям со стороны сверстников, а также проявлять активность, инициативность, самостоятельность, учитывая мнения других. Все это является залогом успеха в жизни.
Рассмотрим несколько психологических рекомендаций для родителей по формированию активной позиции в жизни:
Внеурочная занятость. Многие родители совершают ошибку, занижая значимость внеурочной занятости (кружки, секции) детей в пользу образования и учебного процесса. Если у ребёнка сложности в учёбе, то освободив его от лишней нагрузки, он не станет хорошистом. Но тем самым вы лишите его таких важных процессов, как:
смена вида деятельности: умственная активность на физическую (спортивная секция), творческую (музыкальная и художественная школа), моторную активность (прикладное творчество);
смена стиля общения, позволяет развивать коммуникативные навыки;
смена круга общения, способствует расширить круг друзей и почувствовать свою значимость среди сверстников;
смена обстановки, даёт возможность переключится и отвлечься от неприятностей и проблем, способствует развитию адаптивных качеств;
процесс организации досуга, развивает устойчивые интересы и увлечения, способности в самоорганизации, ответственность и самостоятельность;
общение,формирует способности к самопрезентации, коммуникабельность, эмпатические качества, повышение самооценки.
Социальный статус подростка. Проявляйте интерес к статусу, занимаемому ребёнком в классе. Информацию о взаимоотношениях с одноклассниками вы можете получить, общаясь с педагогами, классным руководителем, а также беседуя с ребёнком о его школьных друзьях и товарищах.
Социально значимая деятельность в школе. Мотивируйте своего ребёнка к участию в школьных проектах, акциях, творческих общешкольных мероприятиях, поощряя его активность. Так у подростка возрастает его самооценка, повышается значимость среди сверстников, жизнь наполняется новыми впечатлениями и появляется целеустремлённость к достижению новых целей.
Общественно полезная деятельность. Мотивируйте и одобряйте участие подростка в волонтёрских движениях, в акциях по сбору макулатуры, в «зелёной» акции по высадке растений, в субботниках. Так у подростков формируется потребность в «добрых делах», появляется гражданская позиция.
Родительский пример.Будьте сами примером для своих детей. Стремитесь быть активными, инициативными, целеустремлёнными. При общении с подростком проявляйте уважение к его мнению, выстраивайте «диалог на равных». Старайтесь принимать участие вместе с ребёнком в общественных делах.
Какими наши дети войдут во взрослую жизнь зависит от нас. Мы должны воспитывать так, чтобы они чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.